Скульптор Александр Лидаговский, известный киевлянам своими скульптурами в парке Шевченко, на Пейзажной аллее, Печерске, продолжает творить во время войны. Несмотря на то, что его мастерскую разрушил российский снаряд и все было уничтожено, он все-таки нашел силы двигаться дальше и мощно представлять украинскую культуру на самых престижных мировых творческих площадках. Его талант высоко оценили, пригласив на Биеннале Lucca Cartacia (Италия, г. Лукка). Сейчас Лидаговский работает над стальной скульптурой в Великобритании, выпустил лимитированную коллекцию портретов Черчилля к 150-летию его рождения, и имеет ряд планов о том, как рассказывать о войне в Украине языком искусства в Объединенном Королевстве и Европе.
— Александр, расскажите, пожалуйста, о проекте на Lucca Biennale Cartasia. Как коллеги и почитатели оценили месяц вашей тяжелой работы в чрезвычайно знойное время для Италии?
— Это было успешное выступление на международной сцене. Попасть на этот фестиваль было для меня большим успехом — мою идею отобрали среди проектов 500 художников высокого уровня. Рад, что коллеги и почитатели скульптуры оценили мою работу. Кажется, я сделал то, чего никто не делал. И по технике выполнения, и по визуализации идеи. Это очень значимая и важная для меня работа. На то, чтобы создать скульптуру, у меня был месяц. Было приятно, что люди, которые время от времени старались заглянуть в павильон и посмотреть на процесс работы, высказывали позитивные впечатления и отзывы. Даже когда по вечерам я возвращался после изнурительной работы домой, меня останавливали и выказывали восторг.
— Что вас подвигло на создание «Полета ласточки»?
— Каждый художник, творец, даже если сейчас не живет в Украине, глубоко переживает процессы, которые происходят на родине. Сама тема Биеннале отображала и будущее, и прошлое. Я старался воплотить идею, которая буквально показывала бы нашу украинскую черту — открытость к будущему. Мне кажется, что Запад застоялся в постмодерном вечном настоящем. Они боятся будущего. А нам бояться уже нечего — у нас война, и ничего более страшного, чем это, нет. Все свои надежды мы возлагаем на будущее. Идея скульптуры — многослойна, все эти аспекты она отражает в своих пяти метрах.
«Полет ласточки» — очень личная для меня работа. В этой скульптуре воплотились мои мысли про «здесь и сейчас». Еще за несколько месяцев до войны, которая отняла у меня не только настоящее и будущее, но и прошлое, я чувствовал, что она приближается, но не разделял коллективный страх перед будущим. Моя скульптура — это девушка, которая стоит в позе «ласточка» и смотрит вперед. Одна ее нога — в прошлом, вторая — в настоящем, а руками она охватывает горизонт как границу между прошлым и будущим. Снизу пятиметровая фигура выглядит как крест — это наше распятие в этом вечном и настоящем. Это об ограниченности старого мира, необходимости перерождения и трансформации. А будущее уже на пороге.
— Как художникам рассказывать о войне в Украине на международных площадках, чтобы удерживать ее в фокусе внимания международного сообщества?
— Для украинских художников, которые живут как в Украине, так и за границей, их работы отражают конкретику — эта война касается каждого из нас. Когда я слышал о войне во времена моей молодости, это не касалось каждого так близко, как сегодня. Это было далеким. Сейчас, когда ты заметен, общаешься на международных площадках, находишься в культурной адженде Европы, то своими роботами создаешь конкретику. Не кого-то незнакомого бомбят в Киеве, а двух моих сыновей, мою внучку, моих родных, знакомых и друзей. В наших роботах все о нас. Таким образом, мы, художники, показываем миру и то, что происходит в Украине, и себя. Не как бедняг, беженцев, жертв. Мы демонстрируем активную позицию людей, которые продолжают свое дело, несмотря на все неурядицы, с которыми приходится сталкиваться.
— Ваша мастерская была разрушена в начале войны. Как этот трагический инцидент повлиял на ваше творчество?
— Это был большой удар. Все мои работы, инструменты, материалы были уничтожены. Сначала был шок и отчаяние, но позже я осознал, что должен двигаться дальше. Потеря стала своеобразным очищением. Эмиграция — второй жизнью. Я понял, что имею возможность начать все сначала, восстановиться и создать что-то новое. Этот процесс возрождения позволил мне переосмыслить свои ценности и подходы к творчеству.
Переезд в Лондон был вынужденным решением, но мы с семьей, женой Дашей Непочатовой и дочерью, адаптировались к новым условиям. Этот город дал мне новые возможности для развития и сотрудничества. Я смог работать с новыми материалами и расширить свои горизонты. Меня избрали почетным членом Королевского союза британских художников. Для меня как художника это было огромным признанием, особенно в такое сложное время. Я был приятно удивлен, что мое признание получило широкую огласку в британской печати (The Guardian, The Times, Independent и еще более 900 разных британских изданий). Я всегда считал, что искусство должно быть вне рамок национальностей и границ. Эта награда стала подтверждением того, что мои работы резонируют с людьми во всем мире, и дала мне дополнительную мотивацию продолжать работать и создавать новые проекты. Свои работы я представлял на многочисленных международных выставках, в частности на Лондонском фестивале скульптуры (Winter Sculpture Park) и других.
Сейчас я веду подготовительные работы для создания стальной скульптуры в английском городе Грейт-Ярмут. Эта скульптура перекликается (и имеет такое же название) с моей работой на Печерске в Киеве. Семиметровая стальная фигура «Канатоходка» символизирует неустойчивый баланс в жизни каждого человека. Канатоходка всегда идет по тонкой линии, сосредоточенно удерживая равновесие. Этот образ хорошо отражает современную реальность, в которой все мы стараемся найти стабильность и уверенность в будущем.
— Вы известны своими роботами из разных материалов — бумаги, стали, бронзы и прочего. Как выбираете материал и как он влияет на процесс творчества?
— Материал всегда был для меня важной частью творческого процесса. Я начинал с бумажной скульптуры. Не было возможности покупать материалы и инструменты, не было мастерской. То, что я мог себе позволить — стол, лист бумаги, нож и клей, было необходимым минимумом. Даже когда появилась возможность работать с бронзой и сталью, я все равно начинал с бумажных моделей. Бумага — это доступный и гибкий материал, который позволяет экспериментировать и быстро воплощать идеи. Сталь и бронза дают больше возможностей для масштабных проектов и позволяют создавать работы, которые выдерживают влияние внешней среды. Выбор материала зависит от идеи, которую я хочу передать. Каждый материал имеет свои особенности и возможности, и это всегда увлекательный процесс — находить новые пути для их использования.
— Что подвигло вас на идею нового проекта «Всадники Апокалипсиса»?
— Идея появилась как реакция на войну в Украине. Библейские тексты часто транслируют определенные алгоритмы, которые базируются на выявлении и понимании причинно-следственных связей. Эти алгоритмы, воплощенные в форме метафор, описывали и продолжают описываиь нашу реальность, ее тенденции и внутреннюю логику. Всадники Апокалипсиса — это аллегория Чумы, Войны, Голода и Смерти. Эта метафора странным образом рифмуется с мировыми событиями последних лет, выявляя некоторые направления и последовательность развития этих событий. Война в Украине, которую мир еще инерционно воспринимает как локальную, на самом деле — начало величайшего поворота истории и глобальной трансформации современного мира.
«Всадники Апокалипсиса» задуманы как сквозной проект, вирусный месседж, как линия смысловой спирали, ввинченная в современную реальность. Эта скульптура будет иметь вирусный предупредительный месседж. Языком пластики она будет показывать исторические алгоритмы событий, которые сейчас происходят с украинцами. Смысл этой работы в том, что она связывает события в Украине с мировыми. Продолжается переговорный процесс, и мы будем представлять скульптуру в публичных пространствах Британии и Европы. Она должна напоминать демократическим странам о последствиях, которые могут быть, если вовремя не опомниться и не поддержать Украину.