Стержень украинской армии составляют мотивированные мужчины и женщины разных поколений. Одни — больше десяти лет назад, другие — с конца февраля 2022 года присоединились к рядам ВСУ. Среди них много представителей творческой интеллигенции. Например, музыкант Ольга Рукавишникова, актер Александр Печерица, артист балета, хореограф Александр Шаповал.
Война с Россией началась как информационная, потом перешла в экономическую плоскость, еще позже стала гибридной, а теперь уже третий год подряд переживаем горячую фазу. «Россия способна на системное насилие, — констатирует психолог, социолог, доктор философских наук, директор Института социологии НАН Украины Евгений Головаха. — Одно из средств системного насилия — навязывание информации, которая расчеловечивает противника... Россияне последовательно нас расчеловечивали в глазах собственного населения, навешивая нацистские ярлыки. То же самое они пытаются через своих агентов влияния навязать всему миру. Следовательно, перед нами встает сверхважная задача — восстановить справедливость». Поэтому нужно регулярно рассказывать об украинцах, защищающих свою страну и весь цивилизованный мир, сохраняя человечность и высокие мечты даже в сверхтяжелых условиях. О людях, отдавших жизнь за то, чтобы украинцы сохранили свободу и государственность.
История первая. Ольга Рукавишникова, скрипачка, дирижер
Ольга — прекрасный проявившийся музыкант, владеет игрой не только на скрипке, а и на фортепиано, альте, органе, на некоторых духовых инструментах. Лауреат международных конкурсов в первые дни полномасштабного вторжения РФ стала добровольцем. За свою замечательную спортивную форму и увлечение единоборствами с подросткового возраста девушка получила позывной «Каратист». Ольга защищала Киев, затем нашу землю на Луганщине, на Харьковском направлении. Во время одного из боев получила ранение, потеряла глаз. Но вскоре вернулась на фронт. Продолжает воевать третий год подряд.
— Оля, вы — успешный профессиональный музыкант. Что побудило вас в конце февраля 2022 года отложить смычок и дирижерскую палочку и взять в руки оружие?
— На самом деле у меня было желание встать в ряды Вооруженных сил, когда все только начиналось — в 2014 году, но был маленький нюанс. На момент начала АТО мне было 14 лет. И тогда меня взять не могли чисто физически. Но когда в 2022 году началась полномасштабная война, у меня вообще не было вопросов, что делать, куда идти. Было понятно одно — я иду в военкомат. А там уже решим, как решим. Колебаний — идти или не идти — не было. Выбор я сделала окончательно. Уже в восемь часов утра 25 февраля я была возле Шевченковского ТЦК, когда формировался 207-й батальон. Вечером у всех нас уже было оружие. В Киеве в те дни было много работы… (Улыбается.)
Конечно, у каждого из нас были свои планы, и у меня 24 февраля 2022 года должна была быть репетиция, а 25-го — состояться концерт. Но 24-го началась война.
— Расскажите, пожалуйста, немного о своем детстве — это поможет понять, как сформировалась такая неординарная личность, как вы.
— Моя мама — музыкант, к ней часто приходили ученики, часами занимались, а я за всем наблюдала, слушала, впитывала. Когда кто-то из маминых учеников долго мучился (улыбается), я сочувствовала и раздражалась одновременно, потому что мне все было понятно. Музыкой, скрипкой я занимаюсь с четырех лет. Еще с подросткового возраста упорно дирижирую, вероятно, с восьмого класса школы. Дирижерство мне близко, у меня это получается. Выступала с оркестром, в частности, в Николаевской филармонии, в Киевской консерватории. Кроме этого, была на гастролях в Таллинне.
А спортом серьезно занялась с подросткового возраста — каратэ с 13 лет. В свое время получила черный пояс, практиковалась в кикбоксинге, прыгала с парашютом. И справедливо могу констатировать, что физическая форма у меня лучше, чем у некоторых ребят! (Улыбается.) Самоконтроль у меня закален спортом и сейчас помогает оставаться стойкой, несмотря на все неприятности.
— Вы находитесь в рядах ВСУ и продолжаете обучение в консерватории. Как вам это удается?
— Наверное, будет правильно, если скажу, что и дальше занимаюсь музыкой, но, конечно, не так, как до полномасштабной войны. Но связь с музыкальной деятельностью имею по меньшей мере из-за того, что в 2024 году заканчиваю второй дирижерско-симфонический бакалаврат в Киевской консерватории. В 2023 году дистанционно защитила магистерский диплом по скрипке.
Верю, что всему свое время. Закончится война — в любом случае вернусь ко всему тому, что было важным для меня раньше.
— Что особенно крепко держит вас во время войны?
— Надо работать. Упрямо работать. Те, кто работает и знает, как это правильно делать, больше уверены в своих силах.
Я просто не вижу иного пути, кроме как победить в этой войне, вернуть все то, что у нас забрали: депортированных, людей в плену, все наши территории... Пока этого не произойдет, просто нельзя сдаваться, опускать руки. Суровая война продолжается. На фронте, мягко говоря, все очень непросто. И люди, в принципе подпадающие под призыв, должны понимать, что не убегут от этой войны. Людей очень не хватает, пополнение нужно все время. Следовательно, война завершится, когда освободим территорию Украины до границ 1991 года.
Меня лично очень мотивируют мысли о музыке, о моей гражданской карьере. И могу сознаться, что у меня остаются те же планы, что и до войны. На этом и стоим!
История вторая. Александр Печерица, актер
Заслуженный артист Александр Печерица с первых дней полномасштабной войны защищал Украину. С конца февраля 2022 года — в Киеве и возле столицы, с мая 2022 до конца 2023 года — в рядах ВСУ на Харьковщине. За месяцы службы в ВСУ Александра несколько раз командировали с передовой для участия в спектаклях Национального драматического театра имени Ивана Франко. Так Александр балансировал между двумя фронтами — в горячих точках полномасштабной войны и на сцене.
— В одном из интервью вы рассказывали, что родом из древнего казацкого рода с Харьковщины.
— Именно так. Когда я был маленьким, дед пообещал собрать всех нас, внуков, и посетить с нами место, откуда мы родом. Поклониться костям наших прапращуров. И мы это сделали. Как выяснилось позже, особенно когда я во время боев оказался на Харьковщине, то событие было одним из самых важных в моей жизни, и оно очень на меня повлияло.
Именно на Харьковщине состоялись первые в моей жизни боевые столкновения. До Харьковщины был еще не обстрелян. Когда в 2022 году в совершенно других, чем в детстве, реалиях оказался на земле, оттуда родом мои предки, я обращался за поддержкой к своему роду. И чувствовал подпитку силой от них. Когда в родную землю вгрызаешься — чувствуешь, что это родная земля, которая тебя и накроет, и прокормит, и спрячет... А под ногами наших врагов она пылает. Колючки из нее торчат для врагов наших, а для нас, родных, в этих колючках — питательная влага, которую мы научились пить.
— Как приняли решение взять в руки оружие? Кстати, из вашего Театра имени Ивана Франко вышло много добровольцев.
— Начну ответ с того, что мне приятно быть причастным к этому замечательному коллективу. Какие бы события ни происходили в Украине, «франковцы» не остаются равнодушными и всегда ведут себя на высшем уровне. Это мощный коллектив порядочных людей, патриотов, у которых всегда есть свое мнение. Что касается моего выбора защищать Родину с оружием, то я — актер и, честно говоря, всю жизнь держался в стороне от военкоматов (улыбается). Никогда не планировал военную карьеру. Уже с расстояния времени отвечу так: если бы я знал, что меня ждет, в феврале 2022 года, что будет впереди… Мы тогда так далеко не заглядывали. Просто в первые дни полномасштабного вторжения понял, что не могу сидеть дома, просто сойду с ума. Время тогда плыло по каким-то другим законам: создавалось впечатление, словно полдня прошло, а на часах — несколько секунд. Тогда просто хотел быть полезным. Начал действовать, как в 2014 году на Майдане, спрашивать, и всюду получил ответ, что все желающие пошли в военкомат.
— Что вас прежде всего держало и держит сейчас?
— Мой основной источник энергии — профессия, по которой ужасно соскучился. А вдохновляет меня сын, которому в 2024 году исполнилось четыре. Общаемся преимущественно по Скайпу, потому что он должен расти в безопасности. И это разъединение семей — та штука, которую я никогда врагу не прощу. Очень многие семьи разъединены. Разные судьбы, разные примеры.
— У вас есть уникальный опыт борьбы с врагом на двух фронтах — на нуле и культурном. Какие выводы можете сделать?
— Все фронты важны. Я находился сразу на двух. Кроме реального, остальные фронты — информационный, культурный и прочие — безусловно, существуют, но за тридцать лет восстановленной Независимости мы их, простите, просрали. Сейчас должны делать все: где не начинали, начинать еще вчера; где запустили, отстроить, поднять. И белить подоконник надо, и восстанавливать фасады исторических зданий надо, и музеи — надо, и литературу — надо, и кино, и театры — все надо! Театр всегда посещал небольшой процент населения, поэтому кино как самый массовый вид искусства для нас сейчас очень актуально. Должны выйти 50 фильмов уровня «Довбуша». Жечь танки намного дороже, чем воевать на информационном и культурном фронтах. Вкладывать в головы наших детей украинское, европейское. Да, нам, чтобы победить, надо вкладывать корректное, цивилизованное абсолютно во все! И тогда, вероятно, последующие поколения не столкнутся с теми проблемами, с которыми столкнулись мы.
— Вы многое увидели, пережили. Какова природа наших врагов?
— Мы олицетворяем абсолютно разные миры. Они другие. Наша ошибка в том, что мы заклятого врага мерили по себе. Постоянно себе говорили, дескать, не могут они на нас напасть. Но недооценили силу их пропаганды, степень оскотинивания их общества на протяжении десятилетий. Мы — не один народ. На нашу землю нас пришли убивать очень предубежденные, коварные и кровожадные люди. В течение всей истории эти соседи только тем и занималась, что все вокруг затапливали кровью. С полномасштабным нашествием вспомнились их народные сказочки про Емелю-дурака, то есть если ты — дурак, ничего не делаешь, то все тебе дается даром. Вот так воспитывается этот народ! А у нас Котигорошек — рыцарство, борьба за справедливость, победа. В наших сказках есть уважение к взрослым и живет любовь: «садок вишневий коло хати», тыночек, барвиночек, танцы, пение... Мы — о жизни. А они — об унижении и смерти. У них — культ измены и страхов, господство, поэтому на тех «болотах» столько страдания. Впервые этот инсайт пришел после освобождения Киевщины, после разоблачительной фразы россиян: «Кто вам, хохлам, разрешил так хорошо жить?». Хочешь так жить — работай, вкладывай силы, знания, которые ты получил. Потому что надо зарабатывать, создавать, а не разрушать. Их агрессия и злоба — прежде всего из-за того, что они себе не принадлежат, они — крепостные. Рабу никогда не одолеть свободного человека. Они нас не победят!
— Какие внутренние изменения произошли с вами во время войны, пребывания на фронте?
— Стать жестоким во время войны очень просто. Как оказалось, до войны я жил в каком-то инкубаторе радости, добра и адекватности. И здесь вдруг война. Я бы не хотел, чтобы изменения произошли со мной. Когда попал на фронт и начал понимать, с чем буду иметь дело в будущем, то поставил себя на тормоза, чтобы сохранить важные для себя чувственность, чистоту. Ты привыкаешь к страху, к бесконечной несправедливости, потому что, кроме того, что война — это тотальное зло, армия — это отдельная очень интересная история… (Улыбается.) Опыт, который ни с чем не сравнить.
— А что главное поняли во время испытаний войной об Украине, украинцах, о себе?
— Как народу, существование которого отрицает враг, удалось занять самые плодородные земли в Европе, лучшие места на перекрестке всех путей, где был и тогда, в седую древность, и сегодня такой насыщенный трафик? Вот вопрос! По моему мнению, мы забываем из истории, что многие династии вышли из Киева, из Киевской Руси. И мы сейчас — единственные, кто останавливает современную орду, мы сдерживающая сила, не пропускаем дальше то, что из ада лезет.
Следовательно, Украина — это сверхмощный центр всего прекрасного, культурного, духовного. И не просто так мы боремся, и не просто так нам все помогают. Мечтаю, чтобы Украина заняла свое законное место, которое мы когда-то потеряли. Чтобы с нами считались. Все, что происходит сейчас, — без преувеличений экзистенциальная борьба в духовном и историческом планах. У нас пытаются украсть нашу историю, нам говорят, что мы — один народ, что у нас нет языка, культуры… Но как можно на протяжении нескольких столетий запрещать то, чего не существует?! Мы — воплощение жизни. Украина — мать всему. И эта мать сейчас истекает кровью.
— Если представить, что вас способны услышать все, какой месседж считаете нужным передать?
— Знаю воинские подразделения, где все работает как часы. Они — огромный мощный организм. На таких людях все держится. Но таких, мотивированных, что ни день, то становится меньше. Много тех, кто устает и разочаровывается. Живым людям нужна пауза, передышка. Какой выход? Или воевать дальше, или сдаться. Иного пути нет. Ирпень и Буча показали, что ждет страну в случае поражения. Наш враг не изменился, все, что они совершили в 1930-х годах, повторяют на наших территориях сейчас. Это такие люди, они питаются уничтоженным счастьем своего врага, здоровых людей, то есть нас.
Поэтому украинцы не имеют права на усталость: одни становятся к оружию, а другие — к работе и молитве. Если не воюешь в окопе, должен обеспечивать тех, кто тебя защищает. Если не воюешь и не обеспечиваешь, то должен поддерживать тех, кто это делает. Только так. И это все — одна большая борьба, гигантский Майдан. Так и было с первых дней войны. И сейчас надо снова мобилизоваться. Этот дождь надолго.
История третья. Александр Шаповал, артист балета, хореограф
Заслуженный артист Украины, солист балета Национальной оперы Украины имени Тараса Шевченко, преподаватель Киевского государственного профессионального хореографического колледжа Александр Шаповал имел бронь, и по пережитым травмам, и по специальности не подлежал мобилизации. Но на второй день полномасштабной войны записался добровольцем в силы территориальной обороны ВСУ. Защищал родной город. После деоккупации Киевщины Александр пошел на фронт как рядовой солдат, овладел новой для себя профессией гранатометчика. Погиб на Донецком направлении в сентябре 2022 года. Сквозь призму воспоминаний жены Татьяны Шаповал.
— Как ваш муж принял решение с оружием в руках защищать Родину?
— В характере Александра было упрямство. Если он что-то себе надумал, то упрямо шел к цели. Саша был человеком чести. Чувствовал обязанность — защищать Родину. Он пылко любил Украину и говорил, что когда родная страна в опасности, он не имеет права прятаться за чужими спинами. В таком отношении к чести, совести мужа воспитал дед-фронтовик. И Саша так воспитывал и наших детей. Для него выбор, который он сделал в первые дни полномасштабного вторжения, был однозначным. Он со мной ничего не обсуждал, ведь предполагал, что для меня это будет шоком, а он не хотел слышать женских уговоров. Конечно, наши сын и дочь уже не маленькие. Но в конце февраля 2022 года все так стремительно развивалось, большинство были растеряны... Дочь Маша была в отчаянии от решения отца. Он на нее даже накричал, но успел извиниться и убедить дочь, что все будет хорошо. Саша поехал в военкомат 25 февраля 2022 года. Я, возможно, еще только раз подняла тему его выбора по телефону уже из Ирландии, куда подались с дочкой весной 2022 года, чтобы продолжить такое желанное и ею, и мужем балетное обучение. Мы с Сашей тогда очень долго разговаривали, я шла по маленькому ирландскому селу и дала волю эмоциям, просто кричала в телефонную трубку. Саша выслушал меня и ответил: если бы он этот выбор делал сейчас, то выбрал бы то, что выбрал. И это окончательно.
— Мне повезло увидеть много спектаклей с участием вашего талантливого мужа. Помню балет «Дама с камелиями» 1 июля 2021 года — Александр заменил в роли Герцога де Гиза коллегу, когда тот официально простился со сценой. Очень тепло вспоминают Александра все его коллеги.
— Балет был призванием Саши. В самом деле, судьба хоть и окольными путями, но вела мужа к балету. В нем не сразу проснулась любовь к этому виду искусства. Сначала через влияние родного дяди (Сергей Лукьянович Зубатов — известный педагог украинских народных танцев. — М.М.) занимался народными танцами.
Самой любимой партией Саши был Лукаш из балета «Лісова пісня». Очень нежный балет. Либретто написано по мотивам пьесы Леси Украинки, все связано с Украиной. Я лично очень любила в исполнении мужа Грека Зорбу, Дон Кихота. Никто не превзойдет Сашу в его харизме. Он был не только технически выразительным, но и ярким в актерском мастерстве. За 28 лет профессиональной деятельности исполнил 30 разных ролей в многочисленных спектаклях — «Жизель», «Дон Кихот», «Корсар», «Кармен-сюита», «Юлий Цезарь», а также в украинских пьесах — «Лісова пісня» и «Вечори на хуторі біля Диканьки».
Но именно «Кармен» был первым и последним спектаклем Александра в театре. Мне очень нравится поколение артистов балета моего мужа, среди них было и остается много высокодуховно развитых личностей, настоящих интеллектуалов.
Но о них не так много знают, и мне из-за того, что они были не публичными людьми, всегда обидно.
В жизни все парадоксально: благодаря ковиду, переход на пенсию Саши произошел довольно гармонично. Из всех одноклассников из училища он дольше всех продержался в театре. В последние месяцы работы солистом балетной труппы он немного жаловался, что там или там болит, что танцевать не может. Он не то чтобы перегорел, но просто пришло время. Пережили с ним и кризис среднего возраста: оценивал свои достижения, отчаянно искал новое направление, куда двигаться дальше. Но с началом полномасштабной войны он почувствовал силу, словно открыл свое второе большое предназначение.
— Вы имеете в виду преподавательскую работу Александра?
— Да, Саша отдавался работе в училище, но постоянно продолжал в себе копаться. Говорил мне: «Может, я недостаточно внимания кому-то уделил или не отстоял во время экзамена перед комиссией ученика/ученицу, потому что понимаю, что эта девочка или этот мальчик работали намного больше». Саша задерживался с учениками столько, сколько надо было для результата. Он уважал студентов. Рассказывал: как-то заходит в класс, а там кто-то заснул на станочке. И Саша сказал ученикам, чтобы не будили — пусть ребенок отдохнет — и тихонечко работали дальше. Он был очень человечным.
— Как бы вы охарактеризовали философию его жизни?
— Подчеркиваю, Саша был человеком чести. Жизнь артиста балета очень сложная, за кулисами всегда дежурят медики. Саша много гастролировал, с годами пришла усталость, хотелось покоя. Поэтому, очевидно, он так увлекся новым для себя хобби — рыбалкой. Часами мог стоять над водоемом, не есть, не пить, не спать, не курить (потому что очень много курил), почти ничего не ловил, только маленьких рыбок. (Улыбается.) Но он получал огромное наслаждение, любовался пейзажами. Начало этого его увлечения совпало с пандемией — за два года до большой войны. Я была уверена, что локдаун приведет к демографическому взрыву или к увеличению количества разводов. А нам с Сашей суждено было прожить замечательные медовые месяцы. (Улыбается.) Переехали в просторный дом моих родителей на Черкасчине, ездили ежедневно на рыбалку. Во время рыбалки я не имела права нарушать тишину. (Улыбается.). Для него после такого количества лет работы среди людей и на людях, после невероятной эмоциональной и физической усталости, скапливающейся годами, рыбалка была своего рода медитацией, настоящим отдыхом.
— А каким он был отцом?
— Об этом лучше спросить у детей. Немного не хватало сыну отца. Младшему ребенку, дочери, посчастливилось больше. Совпадение всего: и то, что девочка, и то, что Саша получил травму, когда дочь родилась, и танцы на четыре месяца были поставлены на паузу. Поэтому Маше повезло. (Улыбается.) Папина доця не слазила с мужа и вила из него веревки. Разница между сыном и дочкой — четыре с половиной года. Когда дети были маленькими, часто начинали заводиться. Когда я уставала разводить их по разным углам, Саша всегда детям говорил: «Вы — самые родные друг для друга люди, должны беречь друг друга. Если не станет меня или мамы, вы должны поддерживать друг друга, быть дружными». Зернышко упало на благодатную почву, проросло, они сегодня — настоящие друзья.
И наша Маша учится на балерину. Муж кричал, что сын ни в коем случае не должен стать артистом балета, потому что это очень тяжело. На что я отвечала: «А Маше, следовательно, ты этой сложной судьбы желаешь?». Когда ей было лет восемь, Саша вдруг решил, что дочери надо быть балериной. Он всем потом рассказывал, что это Маша сама захотела. Но я всегда говорила, что хорошо помню, кто именно этого очень захотел. (Улыбается.)
— Какой месседж от семьи Шаповал вы хотели бы передать миру?
— Я — человек мира. И мне хочется своей любовью, своими крыльями окутать мир. Жизнь сложная. Люди уставшие, агрессивные. Так хочется, чтобы люди сохранили веру и любовь. Тогда, уверена, в мире будет меньше жестокости. Желаю каждому научиться ценить время, искать и находить прекрасное в пустяках. Я внутри себя вызываю Солнце.