Театральный сезон в столице - закрыт. Не нарушая летних традиций нашей газеты, предлагаем "пасьянс" предстоящих премьер сезона 2013-2014. Среди особо ожидаемых событий… Борис Эйфман в Национальной опере. Первопрочтение Дмитрием Богомазовым на левобережной сцене прозы малоизвестного гения Юрия Коваля. Обращение Молодого театра к нашумевшей европейской пьесе "Метод Гренхольма". Избранное из "Идиота" Ф.Достоевского в Театре на Печерске.
Весьма легкомысленное занятие в театральной журналистике - подобные "ревю" на тему "творческих планов? Как правило, только два месседжа сопровождают такие заметки - информационный и мечтательный. Конечно, гораздо ответственнее уже последующие возможные опыты на основе перевыполненных планов: рецензии, аналитика, т.д. И то, в случае, если нижеизложенные творческие заявки киевских театров будут осуществлены.
Этой осенью отметит 35-летие творческой деятельности Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Первый спектакль нового сезона покажут 7 сентября. Именно в этот день - много лет назад - и
состоялся исторический сбор труппы "левобережцев". Планы у театра интересные. И даже неожиданные. Дмитрий Богомазов, некоторое время разминавший пьесу Душана Ковачевича "Радован III" (написанную 40 лет назад), вдруг решил "изменить" сербскому автору. И увлекся новыми текстами. Настолько новыми, что даже не все читатели старых толстых журналов вспомнят этого автора. Российский советский литератор Юрий Иосифович Коваль (1938-1995): детский писатель, сценарист, киноактер. По его сценариям были сняты популярные в 70-е детские фильмы - "Недопесок Наполеон III", "Пограничный пес Алый", известный мультфильм "Тигренок на подсолнухе" (1981).
Богомазов осуществит инсценировку избранной прозы Коваля. А литературное качество его произведений, по мнению объективных критиков, не уступает уровню произведений Василия Шукшина или Василия Белова.
В том же театре, отдавая "долги" родине, режиссер Андрей Билоус (ныне худрук Киевского Молодого) выпускает осенью премьеру "Чего хотят женщины?". Это его авторская инсценировка "по мотивам" бессмертных античных комедий Аристофана: "Лисистрата" и "Женщины в народном собрании". Как сообщили ZN.UA в литературной части театра, спектакль будет многонаселенным. Около 30 человек. Несложно догадаться (по пьесам), что большинство из них - женщины.
Молодой режиссер у этого же театра Тамара Антропова предъявит в новом сезоне "Женскую логику" по произведению Анатолия Крыма. Эдуард Митницкий, худрук Левого берега, представит свой строгий взгляд на известную пьесу Тенесси Уильямса "Орфей спускается в ад" (в главных ролях - Ирина Мак, Андрей Саминин, Андрей Мостренко).
Первой премьерой будущего сезона в Национальном театре Русской драмы имени Леси Украинки, очевидно, станет "Нахлебник" И.Тургенева (режиссер Михаил Резникович). Спектакль будет называться "Шут". Роль Василия Семеныча Кузовкина (того самого нахлебника) в очередь сыграют Станислав Москвин и Виктор Алдошин. Украина вряд ли может похвастаться бурной сценической жизнью тургеневской пьесы. В то же время в России, в старинные времена, Кузовкина играли и Михаил Щепкин, и Михаил Яншин.
Еще одна предстоящая премьера киевской Русской драмы - "Доктор философии" ("Д-р") по пьесе Бранислава Нушича. И эта популярная комедия имела в "те" времена достойный бэкграунд. С успехом шла в Киеве (на сцене Театра им.И.Франко в 56-м). В Москве в этой пьесе на сцене Малого театра когда-то бенефисно выступал Виктор Хохряков. В середине 70-х была популярна телепостановка по Нушичу с участием Владимира Этуша и Лии Ахеджаковой. В киевском спектакле главную роль - Животы Цвийовича - сыграет Сергей Озиряный.
Национальный театр имени Ивана Франко открывает очередной сезон 3 сентября. В этот вечер покажут "Квітку Будяк": переосмысление Наталией Ворожбит классической пьесы Миколы Кулиша "Маклена Граса". Режиссер - Станислав Моисеев. В главных ролях - Богдан Бенюк, Остап Ступка, Ксения Баша.
Скорее всего, в октябре-ноябре следует ожидать спектакль Юрия Одинокого "Дамы и гусары". Его появление предопределили два информповода. Юбилей народного артиста Украины Леся Заднепровского, которому в июне исполнилось 60 (поздравляем!). И юбилей автора популярной пьесы - Александра Фредро, которому тоже в июне исполнилось…220. Родился польский драматург в Галиции (Сурохув). Умер в 1876 г. во Львове. Как утверждают советские справочники, "комедии Фредро сыграли значительную роль в развитии польского реалистического театра". А в развитии советского комедийного театра памятной осталась постановка "Дам и гусаров" в исполнении вахтанговцев: на сцене веселились Юрий Яковлев, Людмила Целиковская, Лариса Пашкова.
В планах франковцев - "Стеклянный зверинец" Тенесси Уильямса. Классическую американскую пьесу на Камерной сцене имени Сергея Данченко ставит Татьяна Аркушенко. На этой же сцене - новая украинская драма Веры Маковий "Дівка на виданні".
Киевский Молодой театр в качестве премьерной ласточки нового сезона выбрал "Фердинандо". В 1986-м именно эта пьеса Анибале Ручелло была удостоена премии А.Коррадо и премии итальянского Института драмы (самой престижной в Италии) - как лучшая пьеса года. Сам драматург, антрополог по специальности, неожиданно погиб в 36 лет на автостраде. Но пьеса его жива. Была шумная адаптация "Фердинандо" Романом Виктюком для актрисы Эры Зиганшиной. В киевской Русской драме шел неплохой спектакль Вадима Михалева по этой же пьесе с Ириной Дукой и Татьяной Шелигой. Кто сыграет главную "калорийную" женскую роль в премьере Молодого (режиссер Лев Сомов) - мне пока неизвестно.
Интересный репертуарный выбор Молодого - пьеса "Метод Гренхольма" испанского драматурга Жорди Гальсерана. Сюжет - на грани триллера и "делопроизводства". Четыре кандидата проходят собеседование на важную должность, но только один будет взят на работу, при этом сам процесс "собеседования" напоминает психологические опыты над людьми.
В планах Молодого - также проекты, приуроченные к 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Подробности не разглашают, но обещают, что это будет "Шевченко современный и для современников". На малой сцене Молодого театра в сентябре-октябре будет осуществлен международный театральный проект. С одной стороны - Британия, с другой - Украина. Режиссер из Лондона Керолайн Стейнбейс поставит пьесу киевского драматурга Оксаны Савченко "І мене більше не хвилює, як ти там" (о наших современниках в кредитном плену).
В это же время Национальная опера Украины, поставлявшая весь прошлый сезон "гранаты" для информвзрывов в медиапространстве, возвращается в тихое плавание. Посреди кисельных берегов - молочными реками. Сказочные образы - не ирония, а намек на то, что первой премьерой сезона станет "Сказка о царе Салтане". Опера Николая Римского-Корсакова (либретто В.Бельского по одноименной сказке А.Пушкина, режиссер А.Соловьяненко, художник М.Левитская).
Еще одна опера может появиться уже в конце сезона. Обновленная версия "Запорожца за Дунаем" С.Гулака-Артемовского. Худрук театра Мирослав Скорик принимает активное участие в реализации проекта.
В области балета? В начале будущего года театр ждет в Киеве легендарного российского балетмейстера Бориса Эйфмана на постановку "Анны Карениной". Сам Эйфман руководит Санкт-Петербургским государственным академическим Театром балета имени себя. И в этом же театре он уже ставил "Анну" (музыка П.Чайковского, декорации З.Марголина). Очевидно, киевские танцовщики и украинские театральные реалии внесут свои коррективы в хореографическое осмысление "Карениной"?
Киевский театр "Сузір'я" в начале сезона представит моноспектакль "Прекрасний звір у серці": постановка - Алексея Кужельного, тексты - Николая Винграновского, исполнение - Евгений Нищук.
Столичный Театр на Печерске готовит к выпуску "Идиота" Ф.Достоевского (российский режиссер Игорь Лысов). Как сообщил ZN.UA худрук театра Александр Крыжановский, предполагаются избранные главы романа, поскольку создателей, в основном, интересует линия Гани Иволгина.
Киевский Театр на Подоле, уже точно знает, когда ему достроят новое здание на Андреевском спуске. Это будет после дождичка в четверг. Поэтому театр Виталия Малахова будет играть свои премьеры на малой сцене (на Андреевском) и на сцене побольше - во дворце "Украина". Их премьеры - "Ловушка для одинокого мужчины" (детектив Р.Тома, режиссер И.Славинский) и спектакль-концерт "Лебединое озеро. Сумерки" (режиссер В.Малахов, в основе как бы пародия на телешоу).
…И это далеко не все творческие планы киевских театров. О других рассказ позже.
ГЛАВНЫЕ МИЗАНСЦЕНЫ СТОЛИЧНОГО СЕЗОНА 2012-2013
Кадры решили все. Смена художественного руководства в Национальном театре имени Ивана Франко и Киевском Молодом театре. Она произошла ввиду объективных и бытийных обстоятельств. Орденоносный коллектив франковцев возглавил Станислав Моисеев, представив в начале июля допремьерный показ "Квітки Будяка". Молодым театром стал руководить Андрей Билоус, выпустивший в мае пьесу Э.Шмитта "Загадочные вариации". Два худрука, и это заметно, пытаются делать ставки на молодых. На молодых режиссеров, драматургов. Все ли ставки окажутся оправданными? Покажет будущее в виде премьер. Но без риска нет шампанского на фуршетах. Будет даже полезно, если два театра в центре столицы начнут сосуществовать в режиме исключительно добродушной творческой конкуренции. С интересом поглядывая на репертуарные названия и кадровые приобретения друг друга.
Самая новая украинская драма. Сезон отмечен "прорезавшимися голосами" наших новых театральных авторов. Отдельные из них и раньше не молчали. Но после того, как избранных повезли на выставку драматургических достижений в Лондон, возникли прецеденты реализации конкретных проектов. Молодые авторы отражают внутренний и внешний мир - своенравно, образно, не всегда безОбразно. Если истинна поговорка, что "на каждый товар есть свой купец", то, наверняка, должны найтись режиссеры для текстов Оксаны Савченко, Дмитрия Тернового, Павла Арье, Татьяны Киценко, Веры Маковий (для некоторых уже нашлись). Отрадно, что Владимир Кучинский во Львове намерен сделать свой театр имени Леся Курбаса еще и "центром" новой украинской драматургии: презентационной площадкой для молодых авторов.
Очевидная невероятность. Старейшая и по-прежнему неунывающая театральная премия "Киевская пектораль" в марте поразила невиданной объективностью календарных итогов. Мнения экспертов-студентов и экспертов с большим жизненным опытом выявили полное единодушие в составлении рейтинга главных достижений киевского театрального искусства 2012 г. Среди достижений - "Опискин. Фома" в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, "Войцек. Карнавал плоти" (там же), "Перекрестки" (Национальная опера Украины). В обозреваемом сезоне, кстати, изменился руководящий состав Киевского отделения СТД (соучредитель "Пекторали").
В отрядах заметны потери бойцов. Всем известные и неоднократно описанные истории в Национальной опере Украины и театре "Киев модерн-балет". Здесь, очевидно, уместна злая ирония: хорошего много - и долго - не бывает, насладились - и хватит.
Сезон Богомазова. Театральным героем, определявшим творческие "биоритмы" сезона 2012-2013, следует признать известного режиссера с Левого берега. Дмитрий Богомазов получил Шевченковскую премию. Успешно поставил "Войцека" (Театр драмы и комедии) и рассказы Стефаника (Национальный
театр имени Ивана Франко). Представил интересные наработки своих студентов на "Вільній сцені", отмеченные в июне специальным дипломом на II Фестивале молодой режиссуры имени Леся Курбаса.