Украинский художник за чертой

1 апреля, 2016, 22:02 Распечатать

Возможно, и не стоит повторять, что Украина сегодня переживает драматические времена: и в политике, и в экономике. Война, аннексия, кризис. Всем нелегко. Хотя, как известно, кто-то такие времена и в самом деле "переживает", туго затянув пояс, а кто-то — откровенно наживается (и для многих это тоже не тайна). Украинская культура, которая и раньше поддерживалась по "остаточному" принципу, теперь вообще попала в ловушку.

 

Возможно, и не стоит повторять, что Украина сегодня переживает драматические времена: и в политике, и в экономике. Война, аннексия, кризис. Всем нелегко. Хотя, как известно, кто-то такие времена и в самом деле "переживает", туго затянув пояс, а кто-то — откровенно наживается (и для многих это тоже не тайна). Украинская культура, которая и раньше поддерживалась по "остаточному" принципу, теперь вообще попала в ловушку. Непосильные налоги, хронические финансовые трудности. Все это доводит многих украинских художников (особенно старшее поколение) не то чтобы к черте бедности (многие их уже давно за чертой) — к откровенному нищенствованию.

У художника нет собственности (кроме произведений). Художник (по крайней мере, не каждый) не занимается предпринимательской деятельностью: не владеет ресторанами, спа-центрами или пивными киосками. Художественная мастерская тоже не является собственностью художника. Он ее арендует. И здесь он попадается в ловушку арендной платы, несовместимой со здоровой логикой.

Во время нынешней войны и экономического коллапса в государстве художественный рынок замер. Художественные произведения сегодня не покупают даже почтенные меценаты. 

И именно сейчас государство (земельные и энергоснабжающие управления) с холодной жестокостью и откровенным цинизмом занимается пиратским вымогательством. 

Под это ирреальное давление попало старшее поколение художников. Они вынуждены отказываться от мастерских, где хранятся произведения всей их жизни. А дальше? Смерть? Ибо без духовного пространства мастерской художник погибает. 

Художники младшего поколения тоже мучаются в холодных помещениях. О каком творческом вдохновении можно говорить? Сегодня речь идет только о выживании. Как следствие, такая политика государства и городской власти ведет к деградации художественного процесса, если не к смерти украинского художника…

До 2012 г. арендная плата за помещение и землю под ним составляла 1% от коммерческой стоимости. 

В 2014–2016 гг. плату повысили до 3% и даже до 4% (если площадь мастерской превышает 20 м2). 

Очень усложненная чиновничеством процедура оформления аренды, страхования помещения, другие затраты, которые потребует киевская власть, также ложатся на плечи художника-арендатора. А это не одна тысяча гривен. 

В то же время, на контрасте с экстремальной для выживания художника ситуацией, для ОСМД, автомобильных кооперативов арендная плата составляет 1% от стоимости площади. Еще бы, армия чиновников — автомобилисты!

Вопиющие факты: в 2015 г. Национальный союз художников Украины (НСХУ) заплатил за землю под Домом художника 986 тыс. 913 грн, а в 2016-м — 3 млн 176 тыс. 041 грн. 

Болезненная тема — плата за энергоносители. Для церквей и религиозных организаций постановлением (№198, 21.05.2014 г.) за подписью премьер-министра Украины А.Яценюка природный газ реализуется по льготному тарифу — 0,5% от отапливаемой площади. Министр культуры Украины В.Кириленко,  игнорируя обращение НСХУ, подтверждает льготы только для религиозных организаций. Обращение председателя Национального союза художников Украины
В.Чепелика к А.Яценюку (№01-120-12 от 25.04.2014 г.) относительно теплоснабжения на уровне тарифов для населения не было поддержано. 

Проблема так и осталась нерешенной.

А тем временем уже два года подряд счетчики накручивают гигакалории по завышенной плате. Для Союза художников тариф на отопление для категории "Другие потребители (кроме населения)" возрос с 923,33 грн до 1550 грн за одну Гкал.

Чтобы было понятно, как это касается обычного художника, приведу суммы из квитанции только за один месяц. 

Площадь арендованной мастерской — 33 м2

— пользование земельным участком — 613 грн;

— аренда помещения —
160 грн;

— отопление (тариф — 1550,60) — 1287 грн;

— содержание территории — 200 грн;

— электрика — 100 грн.

Всего — 2360 грн.

После оплаты счета от моей пенсии на руках остается
400 грн. А впереди — оплата жилого помещения, в котором проживаю. О покупке красок и полотен для работы в таких условиях речь уже не идет.

Такова объективная действительность финансового, морального и профессионального издевательства, которому государство (от Кабинета министров — до мелких управленцев) подвергает украинских художников.

В письме НСХУ, адресованном президенту Украины П.Порошенко и другим руководителям государства (№66 от 23.02.2016 г.), художники напоминают государственникам, что в Украине действует Закон "О творческих союзах", которым государство гарантирует право свободного развития творческого потенциала гражданина и защищает его законом. "Защитите!" — взывает художественное сообщество. 

Но в ответ — равнодушие и привычная чиновничья волокита, перебрасывание писем из одних рук в другие. Обычаи бюрократов, известные со времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина. 

Письмо к президенту без рассмотрения было переадресовано Кабинету министров. 

А почему не Киевраде?

Художники (и не только они) оказались в "королевстве кривых зеркал", где даже министр культуры не пытается осознать угрозу уничтожения, вплотную приблизившуюся к художественной массе. Хотя именно он, получая зарплату из налогов граждан, должен действовать решительно, чтобы спасать искусство как достояние Украины.

Наверное, чиновничеству всех уровней бесполезно напоминать о том, что Америка, Европа, к которой мы стучимся в дверь, да и весь мир еще со времен Леонардо да Винчи живут по гуманным принципам, если речь идет об искусстве. В Париже, например, многим художникам мастерские предоставляются за счет мэрии. В цивилизованном мире существует широкая практика грантов, поощрений к творчеству. 

Не воспримите это как резкое художественное преувеличение, но украинские художники (в частности киевские) в самом деле оказались в условиях некоего "концентрационного лагеря". Ни сталинизм, ни брежневщина, ни даже Янукович не прибегали к такой циничной жестокости по отношению к художникам, чье творчество и по сегодняшний день представляет славу Украины на международных художественных акциях и фестивалях.

Зимой 2016 г. художники удержали мастерские нечеловеческими усилиями, отказывая себе не только в художественных материалах, но и в пище. 

Это факт, а не гипербола. 

А на международных вернисажах в Лондоне, Париже, Нью-Йорке министерские чиновники рассказывают прессе "розовые" басни о значимости украинского художника. 

Дома же видим, как государство настойчиво банкротит Национальный союз художников — неприбыльную общественную организацию, отдавая ее на поругание рейдерам, падким на участки земли под мастерскими и Домом художника (Киев).

Этот союз не требует особых привилегий. Он готов оплачивать землю, помещения и теплоснабжение — как все граждане. Но "как все". 

Это тяжело, но все же посильно. 

Депутаты Киеврады Владимир Бондаренко и Александр Поживанов подготовили проект решения Киеврады "относительно уменьшения налога на землю для художников, творческих союзов и культурных центров". Этот проект планируется к рассмотрению на заседании Киеврады в середине апреля.

Сегодня украинское искусство нуждается не только во внимании, но и в действенном спасении для обеспечения непрерывности художественной жизни, для его развития, а не деградации.

Большой мир смотрит на Украину, наблюдает за ее жизнью. 

Но что он увидит — этот большой мир? 

 

От редакции ZN.UA. Взгляд автора на ситуацию вокруг трагического финансового положения украинской художественной среды — лишь один ракурс общей проблемы. Как выжить украинской культуре в этот очередной напряженный и драматичный исторический период? Как преждевременно не потерять поколение мастеров, оказавшихся ныне "за чертой"? Какова роль современных модерных культурных учреждений хотя бы в попытках решения проблемы? Достаточно ли эффективно сегодня внедряется и реализуется европейский опыт "культурного развития"? И чем такой опыт будет полезен для нас? Эти и другие вопросы — в ближайших публикациях ZN.UA — как продолжение темы культурной политики в Украине.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Oleg Kharchenko Oleg Kharchenko 23 квітня, 19:29 Ну тема тарифів, тут немає що казати. І художникам, я осбисто тільки співчуваю. Але не більше. Бо сам художник, який не є і швидше і не буде вступати до СХУ. Бо ніякої користі від Вас наразі немає. Організація постсовкова, волюнтаристського типу і повністтю непрозора. Так що плече вам підставляти не буду, і іншим так само пораджу. Витягуйте самі себе за волосся. А про тей гадюшник який коїться у ваших дійсно провінційних за суттю організаціях, то й годі казати.... согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно