СИМВОЛ СИМВОЛОВ

6 сентября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 6 сентября-13 сентября

Экспозицией каллиграфии выдающегося художника из Японии Рюсеки Моримото Киевский музей искусств им...

Экспозицией каллиграфии выдающегося художника из Японии Рюсеки Моримото Киевский музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (ранее — западного и восточного искусства) открывает новый выставочный сезон. Одновременно Посольство Японии в Украине как соорганизатор акции начало ряд крупных культурологических мероприятий, посвященных 10-летию установления дипломатических отношений между Японией и Украиной.

Каллиграфия — иероглифика уходит вглубь времен доисторических. Она относится к прадеятельности человека, к потребности предков не только оставить сведения о себе, но и сохранить духовность, воплотить ее в изысканный каллиграфический символ. Самые первые свидетельства об иероглифах на Востоке относятся ко ІІ тысячелетию до н.э. Они возникли в Китае во времена династии Хань.

В VІ веке н.э. в японскую письменность иероглифы вошли как «ханские знаки», но к VІІІ веку начали самостоятельно развиваться, приобрели собственное название — «кокуди» — и изысканную форму. Именно в VІІІ веке каллиграфией было записано первое собрание японских мифов «Кодзики» и поэтическая антология «Манёсю». Иероглиф как символ воплощает целую морфему, то есть значащие элементы языка. И хотя в современной японской системе письма существует несколько типов словесных морфем («кандзи» — иероглифы, «кана» (катакана, хирагана) — составные знаки и латинский алфавит — «ромадзи»), иероглиф доминирует. Каллиграфию, представленную сегодня Моримото-сенсей, в Японии уважают не только как способ коммуникации, но и как искусство графики, формы, отшлифованной веками художественной эволюции. В каллиграфии воплотилась японская традиция «экономной кисточки» — когда создаваемое произведение было ограничено минимальным количеством элементов. Так в ХІІ веке работал основатель этого стиля Баен (Ма Юань). В XXI веке так же пишет Рюсеки Моримото. Культ «Ваби» (лаконизма, бедности в средствах выражения) олицетворяет гордую скромность, уединенность художника. «Саби» находит прекрасное в простейшем, но — в утонченной простоте. Каллиграфия Рюсеки Моримото — живое дыхание этой традиции. «Седё» — каллиграфия — имеет еще одно название: «дорога кисточки». Движение кисти Рюсеки Моримото по влажной бумаге, быстрое, уверенное, безупречно точное, создает впечатление балетных па. Рука удерживает кисть строго вертикально — художник не имеет права на ошибку.

Способы выражения каллиграфа лаконичны: белое поле бумаги — пустота, она олицетворяет космос, и гармония черных знаков на белом фоне. По Дзен-философии, они являются соотношением «ян» и «инь» — мужского и женского первоначал. Знаки-послания, написанные мастером на традиционных свитках, делают наглядной связь между древностью, окутаной легендами, и культурой постиндустриальной Японии.

Восприятие каллиграфии требует от зрителя сосредоточенности, желания оставаться наедине со свитком, покрытым тайными знаками, определенного уровня духовной и интеллектуальной подготовки, а главное — духовной открытости к новому, неизведанному. Внимательный зритель достаточно быстро поймет, сколько смысла в том, чтобы почувствовать стилистику письма, сосредоточиться именно на том, как написано, то есть на графической форме.

Смысловое волшебство каллиграфии для большинства европейцев закрыто, но очевидным является эстетичный пласт прадревнего искусства. Каллиграфия, ее орнаментальность и конструктивность погружает сознание в ауру тайны. Вербальный знак, написанный Рюсеки Моримото, воспринимается как неразгаданный и интригующий лабиринт, возбуждающий фантазию. Если для знатоков японского языка иероглиф — конкретный, содержательный образ, то для европейца он чаще всего — многозначительный символ. Как таковой он неисчерпаем и бескрайний в собственном значении. Тайна, по мнению Оскара Уайльда, «остается драгоценной не только для Богов, но и для тех, кто молится». Каллиграфические знаки Рюсеки Моримото как символы обращаются к зрителю на магическом языке намека и внушения, всегда не соответствующие конкретности слова. «Неописуемым наслаждением» называл А.Пушкин творчество. «Знаете ли вы великую тайну: истина неописуема», — писал поэт. Каллиграфическая тайнопись Рюсеки Моримото подсказывает: «раскрой глаза души» — остальное постигается в молчаливой сосредоточенности «дзен», то есть в медитации. Самоуглубление является решением тайн и переживанием особенного состояния, когда открывается мудрость одухотворенного мира. Каллиграфия Рюсеки Моримото привлекает зрителя к многомерной реальности — делает наглядным принцип «дзен-видения» и еще одну дзеновскую истину, что любое знание только предшествует чему-то большему, значимому. Такова программа киевской экспозиции Моримото-сенсея, большинство работ из которой автор намерен подарить музею, пополнив коллекцию восточного искусства. «Я счастлив иметь возможность показать свои работы в Киеве, — уверяет маэстро. — Говорят, что каллиграфия является искусством белого и черного. Если соединить все цвета — вы будете иметь черное, и если соедините весь свет — получите белое. В целом черное с белым удерживают в себе энергию каждого из цветов и света. Когда я пишу, то максимально сосредоточиваюсь, направляю энергию, силу и эмоции на работу. Надеюсь, что киевляне почувствуют это без знания японского языка.

Понимая, что Дзен-философия сейчас достаточно популярна в Украине, я подобрал слова, соотнесенные с Дзен-понятиями. Буду счастлив, если моя работа окажется интересной для вас».

Гость Киева — преемственный каллиграф. Именно отец передал ему тайны старинного искусства и мастерства. В 1964 году господин Моримото закончил отделение каллиграфии Педагогического университета в г. Нара и начал собственную творческую и педагогическую деятельность. Коллеги по специальности, признавая исключительные способности художника, в 1976 г. избирают господина Моримото директором «Ассоциации современной каллиграфии». В 1979 г. маэстро стал основателем и директором новой школы каллиграфии «Хокушин Содокай». Беспрерывная выставочная практика школы (учеников и учителя) поддерживают прадревнюю традицию, способствуют пониманию ментальности, философии Страны восходящего солнца.

Маэстро Рюсеки Моримото — автор многочисленных персональных выставок: в Японии, Бразилии (Сан-Паулу, 1997); в Англии (Лондон, 1998); в России (С.-Петербург — Эрмитаж, 1990; Москва — Музей им. А.Пушкина, 1999 г., и Государственный музей Востока, 2000 г., 2002 г.); кроме того, в Киргизии (Бишкек, 2000 г.); Адыгее (Майкоп, 2001 г.); в Украине (Киев, 2002). Мастер — победитель престижных конкурсов в вотчине каллиграфии: «Майнити Сёдотен», «Ниттен» и еще многих; награжден орденом Гранд Круз (Бразилия).

На выставке представлены выражения и отдельные «слова-понятия», олицетворяющие достоинства Дзен-мировоззрения. Часть текстов представляет нам образ Конфуция, в понимании которого «любовь» касалась не только человека, а всего, что является положительным.

Трансцендентальная мудрость каллиграфических знаков, просветление самоуглубления, которое дарит выставка, пробуждает у зрителя его собственные духовные способности.

Выставку, в экспонатах которой сконцентрировано столько нитей, связывающих XXI век с веками восточной мудрости, будут приветствовать как академические знатоки японской культуры, так и художественная молодежь. Она сегодня исповедует стихийное, спонтанное и интуитивное. Внерациональное на самом деле прекрасно, когда, как верхушка айсберга, возвышается на почве культуры. Свитки Рюсеки Моримото — художественное свидетельство тому.

По убеждению японцев, иероглиф не только передает понятие, но и имеет сакральное действие — письмо на Востоке считается посланием Неба: каллиграфический знак имел энергетическую силу. Поэтому Моримото-сенсей анонсирует выставку знаком «Радость».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно