С 7 ноября в украинском прокате стартует фильм, который взбудоражил весь мир - "Жизнь Адель" французского режиссера Абделатифа Кешиша, основанный на графическом романе Жюли Маро "Синий, самый теплый цвет".
Лента стала обладателем одной из самых главных наград киномира - "Золотой пальмовой ветви" 66-го Каннского Международного кинофестиваля. У нее немало оппонентов, поскольку это достаточно откровенный и местами шокирующий рассказ об однополой любви старшеклассницы Адель (актриса Адель Экзакопулос) и ее более старшей "наставницы" Эммы (актриса Леа Сейду). Мировая кинокритика от картины, в основном, в восторге. А как примет этот скандальный фильм украинский зритель - вопрос открытый.
Весна 2013-го оказалась для Франции радужной как флаг ЛГБТ. Официальный триколор "Свобода. Равенство. Братство" стал некой усеченной версией шестицветного знамени, под которым маршируют сотни миллионов приверженцев нетрадиционной ориентации. В мае Франция стала 15-й страной, легализовавшей однополые браки.
А через неделю после вступления в силу соответствующего закона, главную награду Каннского кинофестиваля получил фильм "Жизнь Адель". Лента о любви двух девушек. Известно, что для победы в Каннах кинокартина должна быть не просто шедевром, но еще и своеобразным знаком времени. И если в отношении первого можно спорить, то в символичности сомнений нет.
Обычная французская школьница Адель неожиданно открывает в себе непреодолимую страсть к девушкам, и раскрыть свои чувства в полной мере ей помогает загадочная незнакомка с синими волосами. Со временем они становятся подругами, затем любовницами и начинают жить вместе…
Описать сюжет, не скатившись в пошлость, трудно. Две трети истории - интимные сцены девичьих слез, страстного секса и жарких признаний.
Абделатиф Кешиш - один из немногих режиссеров, способный показать на широком экране то, что обычными словами выразить практически невозможно. То неуловимое, что остается между строк в литературе и как бы "по другую сторону холста" в живописи. И если зачастую подобные вещи становятся эмоциональным дополнением к видимому сюжету, то в "Жизни Адель" именно на этом и строится история.
Работать со столь хрупкой материей трудно. Малейший перегиб в эмоциях или пустяковая затянутость даже второстепенной сцены заставит зрителя скучать. Но Кешиш превзошел даже матерых классиков. Хронометраж его симфонии чувств составляет три (!) часа, которые проносятся на одном дыхании. Где-то в середине картины осознаешь, что отвести глаза от экрана - все равно, что иным прервать долгий французский поцелуй. Последний будут растягивать, даже если не хватает воздуха. Так и этот фильм продолжаешь смотреть, даже если несколько ночей перед этим провел без сна.
Учитывая, что "Жизнь Адель" строится в основном на крупных планах, огромная ответственность лежала на исполнительницах главных ролей Леа Сейду и Адели Экзаркопулос.
И, как известно, "Золотую пальмовую ветвь" вручили не конкретно режиссеру Кешишу, а условно разделили ее между ним и этими двумя актрисами. Их вклад в эту ленту важен не меньше, чем сама режиссура.
Леа Сейду уже сейчас относят к числу выдающихся современных французских актрис. До 28 лет она успела трижды номинироваться на "Сезар" (французский "Оскар"), сняться у Вуди Аллена, Квентина Тарантино, Ридли Скотта, а также у классиков французского кинематографа Кристофа Оноре и Бенуа Жако. Уверен, о ней мы еще неоднократно услышим.
Открытием фильма стала 19-летняя Адель Экзаркопулос, ранее снимавшаяся в малоизвестных лентах. Ее появление заставило режиссера изменить имя главной героини фильма с Клементины на Адель.
"Мы организовали масштабный кастинг, я выбрал Адель в ту же минуту, как ее увидел. Я пригласил ее на обед, она заказала лимонный пирог, и когда я увидел, как она ест, понял: это она! Адель - цельная, независимая, ей безразлично мнение окружающих. И то, как она ела, как жевала... Вообще ее губы - важный элемент фильма. Форма губ обеих актрис стала решающим фактором при выборе - по понятным причинам! Они вызывают массу чувств и ощущений. Что-то в лице трогает нас: форма носа, очертание губ... Для меня это начало всего остального..." - рассказывает режиссер.
Зритель начинает симпатизировать этой героине сразу, еще во время застольных эпизодов. Сцена, где Адель поедает спагетти, смачно пережевывая эту кулинарную прелесть, снята крупным планом. В режиссуре Кешиша такие сцены выглядят не просто привлекательно, но завораживающе. Подобные "плотские" эпизоды готовят зрителя к не менее хищным сценам секса, снятым тоже крупным планом.
Последнее обстоятельство и стало причиной того, что "Жизнь Адель" получила в Украине строгий возрастной ценз, ограничивающий просмотр фильма лицам до 17. Во Франции ограничение намного либеральнее - "12+".
Восторг или неприятие этой триумфальной каннской ленты в той или иной стране стали показателем зрелости общества.
В "Жизни Адель" действительно есть ряд совершенно откровенных сцен. Но в том и заключается особенность фестивального кино, что даже экстремально-провокационные образы оно трансформирует сверх художественно.
…После пресс-показа "Адели" в кинотеатре "Киев" кто-то пошутил: мол, этот фильм для Украины - как специальный тест Евросоюза на толерантность… Хотя, возможно, в этой шутке и есть доля истины? Между тем, режиссер Абделатиф Кешиш, вдохновленный успехом картины, не исключает съемки сиквела. Напомню, во Франции лента стартовала с первой строчки бокс-офиса, и в премьерный уик-энд ее посмотрели более 260 тыс. французов. Сражаться за "Оскар" (в отличие от "Сталинграда") "Адель" не будет, поскольку октябрьский прокат этой картины противоречит правилам американской киноакадемии.