Используя старинную и уже декоммунизированную лексику, с некоторыми основаниями можно предположить, что 2017-й - заметный год "большого перелома" в украинском кино.
В основном - в количественном факторе. Но есть и отдельные факторы качества.
В авторском рейтинге ZN.UA - лишь некоторые важные и принципиальные кинособытия уходящего года.
Рекордное количество украинских премьер в прокате
Если еще несколько лет назад невозможно было представить, что за 12 календарных месяцев в прокате может появиться три десятка отечественных лент, то в 2017-м невероятное стало очевидным. Это картины разных жанров, разной адресной аудитории и, разумеется, разного качества. Некоторые и мечтать не могут о приличных кассовых сборах, некоторым, к счастью, удалось собрать аншлаги в уикенды, конкурируя даже с голливудскими блокбастерами. Количественный фактор явно не должен быть диагнозом "головокружения от успехов". Поскольку кинорынок диктует свои жестокие законы. И выживать на нем будут только сильнейшие. А слабаки со своими бледными киноаппликациями, так или иначе, всегда будут в арьергарде.
Утверждение международной статусности Одесского кинофестиваля
Не лучший летний период, потому что дикая жара. Не лучшие люди планеты на красной ковровой дорожке возле Оперного театра (что стало уже притчей во языцех). Но во многом действительно лучшие в Украине фестивальные программы, насыщенный ассортимент. И уже который год одесский фест открывает и благословляет в большой киномир хорошие отечественные картины. Как это получилось с "Гнездом горлицы" Тараса Ткаченко. В 2017-м лучшим полнометражным украинским фильмом назвали "Dixieland" Романа Бондарчука, а лучшей короткометражкой - ленту Павла Острикова "Выпуск-97". В то же время, напомним, Гран-при и 10 тыс. евро получил бельгийско-нидерландский проект "Король бельгийцев".
Фестиваль Docudays как зеркало трудной реальности и искаженной действительности
Еще один заметный и влиятельный украинский кинофест, за последнее время также утвердивший свою художественную и социально-политическую репутацию. Важно заметить, что фестиваль не ограничивает себя какими-либо традиционными форматами, постоянно предлагает новые параллельные проекты на своей территории. Как и в 2017-м. Заметим, что очередной международный фестиваль документального кино о правах человека состоится с 23 по
30 марта 2018 года.
Увеличение государственного финансирования киноотрасли
Согласно всем известной информации, киноотрасль в 2017-м получила на свои неиссякающие потребности - около 500 млн гривен. В 2018-м она получит вдвое больше. С учетом нашей бедности, войны на Востоке, госдолга, а также других сложных событий, любая копейка, как говорится, согреет душу. В данном случае прирост финансирования киноотрасли - тенденция многоярусная: имиджевые приоритеты, рабочие места, в каком-то смысле даже контрпропаганда, великая любовь наших чиновников к десятой музе, а также, разумеется, объяснимая любовь тех же политиков и к собственным карманам: исключительно при стечении благоприятных для них обстоятельств.
Полная самоокупаемость в прокате фильма "DZIDZIO контрабас"
Фильм режиссера Олега Борщевского собрал более 22 млн грн. Тем самым перекрыв бюджет и создав прекрасный прецедент самоокупаемости украинского фильма в прокате. Тем более что финансирование здесь не государственное, а сугубо частные инвестиции. О жанровых особенностях и художественных достоинствах комедии - мнения разные. Как и должно быть, когда речь идет о комедии, играющей со зрителем в игру "чуть ниже плинтуса". В то же время "DZIDZIO…" может породить новомодный тренд в кино: звезда эстрады в главной роли - и кассовые сборы в кармане. Внешне это легкий путь, но в искусстве ведь легких путей не бывает.
Кассовые успехи украинских комедий, фэнтези, военных драм
К нашей общей радости, в связи с самоокупаемостью "DZIDZIO…" добавляются параллельные радости в связи с кассовыми сборами отечественных фильмов довольно-таки разных жанров. Политическая комедия от Владимира Зеленского "Слуга народу" "наскребла по сусекам" более 25 млн гривен. А военная драма "Киборги" только за первую неделю собрала более 8 млн гривен, искренне обескуражив такими показателями своих создателей. Приличные результаты также у "Сторожевой заставы" - более 18 млн.
Лучший режиссерский кинодебют - Марина Степанская
В украинском кино в бой идут не только старики, но и резвая одаренная молодежь. "Стрімголов" - психологическая кинодрама, ставшая полнометражным режиссерским дебютом Марины Степанской. Фильм заметили на фестивалях, он ротировался как возможный кандидат от Украины на "Оскара". Многие кинокритики, между которыми часто нет единства во мнениях, отмечают Марину Степанскую, как перспективного, интересного режиссера, как подлинное кинооткрытие 2017-го. Напомним, ее фильм (бюджет 10 млн гривен) - это авторский взгляд на современный Киев, в котором молодые герои ищут себя, ищут свое место. Как вещает аннотация "в условиях героического времени".
Запуск в производство полусотни новых лент
Эта позиция тоже - безусловное кинособытие
2017-го, поскольку в уходящем году в прямом смысле "заквашено" много новых проектов, которые в ближайшее время будут кормить (если смогут) и прокат, и своих создателей, и даже некоторых критиков, хотя за кинорецензии платят мало.
Сериальный вал Made in Ukraine (без анализа качества)
Параллельная реальность под условным названием "новые украинские сериалы" - именно таковой реальностью и являются. Снобы от кино относятся к этому мыльному потоку снисходительно, массовый зритель не утруждает себя усилием хотя бы запомнить имена и лица актеров, в этих проектах мелькающих (Станислав Боклан и Дмитрий Суржиков - прекрасные исключения). В текущем контексте активизации сериалопроизводства - в рамках монополий Коломойского, Пинчука, Фирташа, Ахметова, иных как бы независимых компаний - в первую очередь рабочие места и замена российского телеконтента телеконтентом отечественным. Во всяком случае, до "Игры престолов", до "Шерлока", не говоря уж о "Карточном домике", многим нашим произведениям пока далеко, но всему свое время.
Рождение нового поколения: актеры, роли, тренды
Несомненным событием 2017-го стал фильм Ахтема Сеитаблаева "Киборги". Не только как проект на изломе художественности и документалистики. Но и как проект, концентрирующий в своей основе творческие поиски нового кинопоколения и открывающий в этом же поколении и новые имена, и души прекрасные порывы. Коллекция актерских работ в этой картине (и стар, и млад) - свидетельство жизнестойкости национальной актерской школы. Во всяком случае, хочется, чтобы после этой премьеры появились новые достойные работы - у Макара Тихомирова, Славы Довженко, Романа Ясиновского, Виктора Жданова, Романа Семисала, других.
И еще одна важная особенность этой резонансной картины - здесь явлен пример раскрытия на экране сложнейшей трагической актуальной темы киносредствами неспекулятивными, непафосными и неагитпроповскими. "Киборги" (даже с учетом разнобоя критических мнений и скандальных заявлений отдельных иностранных журналистов) явили пример эдакого, в хорошем смысле, мобилизационного фильма. Поскольку подобная мобилизация предполагает - патриотизм, сострадание, поиск мирных ответов на жестокие вопросы во время войны.