Репертуар для исцеления под Новый год

27 декабря, 2012, 14:04 Распечатать Выпуск №49, 27 декабря-11 января

По сей день, в нашу эпоху давно победившего прагматизма, именно классические мелодии способны исцелять… Нужны аргументы и факты?

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Моцарт — не доктор Хаус, а Шопен — не "Скорая помощь". И тем не менее, уже проверено столетиями, что хорошая музыка — иногда лучше неплохого врача. Не чудо ли? По сей день, в нашу эпоху давно победившего прагматизма, именно классические мелодии способны исцелять… Нужны аргументы и факты? 

Наверняка, наше время предвидел Уильям Шекспир, когда говорил: "Но музыка, звуча со всех ветвей, обычной став, теряет обаянье…". Да, действительно, музыкальный фон стал обыденностью. И все же остается немало прекрасного и необычного... Говорю об истинных музыкальных ценностях. Недавно на одном из концертов в зале Национальной филармонии во время исполнения произведения Моцарта я обратила внимание на слушателей, в прямом смысле, "оздоравливавшихся"... В зале сидели люди, которые закрыв глаза и приподняв головы, повернув расслабленные руки внутренней стороной "к небу", слушали с блаженной улыбкой божественные звуки... 

Музыка всегда давала сильнейшую эмоциональную поддержку человеку. Однажды композитор Дмитрий Кабалевский начал свою лекцию о Бетховене с такого эпизода: "...Незадолго до Первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанического лайнера "Титаник", предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море "Титаник" наскочил на плавающую ледяную гору — айсберг... В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин и детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе... И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, плывшего на "Титанике" и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. (Не поп-групы, а симфоничекого оркестра! — О.К.). Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в том же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней жизни. Борьбой с горем, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, счастье и радость... Смертельно раненый "Титаник" погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, душевных мук, сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонущем корабле. Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии". 

А помните прекрасный фильм Романа Полански "Пианист"? В его основе лежит подлинная история варшавского музыканта Владислава Шпильмана, выжившего в еврейском гетто благодаря своему искусству и поддержке немецкого офицера, поклонявшегося музыке. 

И еще… До сих пор ведутся споры: нужно ли исполнять великую музыку для преступников или же смертельно больных? Должен ли исполнитель думать о моральном воздействии на слушателя? Думали ли об этом В.Фуртвенглер, Р.Штраус (список можно продолжать), исполнявшие музыку для преступников? 

Да, музыка очищает, дает надежду. Хотя некоторые специалисты непреклонны и утверждают, что в подобных местах лучше категорически запретить авангард, модерн, рок, хэви-метал, шансон, попсу, несущие негативную энергетику. 

На одном из форумов нашла следующую запись: "Играла в хосписе… Беда, страдания и близость смерти перерождают людей, заставляют пересмотреть шкалу ценностей. И они слушали Шопена и Моцарта, затаив дыхание...". А вспомните, сколько концертов проходило на фронтах Второй мировой войны. Иегуди Менухин — один из величайших скрипачей ХХ века, американец и гражданин мира, играл перед войсками союзников, дав более 500 концертов? В апреле 1945 года вместе с композитором Бенджамином Бриттеном он выступил перед бывшими узниками освобожденного британскими войсками концлагеря Берген-Бельзен. И его искусство стало бальзамом для исстрадавшихся измученных сердец. И как знак примирения, скрипач дал в 1947 году в послевоенной Германии концерт с дирижером В.Фуртвенглером, в свое время обвиняемым в сотрудничестве с гитлеровским режимом. 

В век мировой интернет-паутины редкий пользователь не заходит на канал Youtube. Стоит ввести название произведения или имя исполнителя и можно окунуться в мир подлинной музыки, а не только околомузыкальных помоев. Подлинная музыка согреет, вдохновит, успокоит, ободрит и поддержит.

Многие слушатели расскажут о пережитых очистительных эмоциях во время прослушивания финалов опер "Тоска" и "Мадам Баттерфляй" Пуччини, произведений Мирослава Скорика, скрипичных "Интродукции и Рондо Каприччиозо" Сен-Санса, концерта Мендельсона. Не поленитесь — и еще раз прослушайте популярные произведения Баха (флейтовую Шуточку из оркестровой Сюиты си минор, арии из "Страсти по Матфею" и Мессы си минор, органные произведения). Или Lacrimosa, умиротворяющие симфонии и концерты Моцарта. Или страстного, пламенного, мужественного Бетховена. Или нежного Шопена (одни мазурки чего стоят!). А есть еще "Грезы любви" Шумана в хоровом исполнении и глубоко русские по духу фортепианные концерты Рахманинова. Вспомните сцену из фильма Марлена Хуциева "Весна на Заречной улице", когда герой Николая Рыбникова приходит на квартиру к учительнице вечерней школы (актриса Нина Иванова) во время радиотрансляции концерта из произведений Рахманинова… На лице учительницы — просветление, в ее душе — вдохновление божественной музыкой… И работяга-парень (герой Рыбникова), словно прикасается к этой музыке, как к чудодейственному и волшебному миру мечты... 

В канун Нового года отличным "исцелением" музыкой — с учетом всех тягот и тревог (остающихся в 2012-м) — будет, разумеется, и Петр Ильич Чайковский. Его праздничный "Щелкунчик", увертюра к "Ромео и Джульетте", 1-й фортепианный и скрипичный концерты, медленные части 4 и 6-й симфоний. 

И, наконец, еще одно музыкальное средство для душевного исцеления. Финал чаплинских "Огней большого города", где и музыка, и изображение каждый раз очищают, пробуждают в душе катарсис. Так что не медлите — и "лечитесь" высокой музыкой… Поскольку "низкая" антимузыка свое дело знает — она калечит. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно