Моцарт в Гамбурге

1 ноября, 17:02 Распечатать Выпуск №41, 2 ноября-8 ноября

25 октября во всем мире впервые отмечался Международный День оперы.

© © Hans Jörg Michel

Для тех, кто любит этот жанр, — событие важное. Мне довелось на днях побывать на спектаклях Гамбургской оперы: Cosi fan tutte и Don Giovanni Моцарта ("Так поступают все" и "Дон Жуан").

Отмечу, что Моцарта у нас почти не ставят. Не по силам, к сожалению, вынуждена согласиться с расхожим мнением. Слушая "Дон Жуана", осознавала, что в Киеве нет ни такого количества солистов, ни оркестра, которые справятся с классической (читай — "образцовой") партитурой венского гения ХVIII века.

Названные творения Моцарта сочинены на либретто да Понте. Оперы прелестные, каждая по-своему хороша. Cosi fan tutte — opera buffa, легкая комедия, небольшая по объему, с использованием сложившегося к тому моменту классического оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные и бас континуо: клавесин и виолончель. Премьера оперы состоялась в Гамбурге 8 сентября прошлого года.

Моцарт в Гамбурге_1
© Hans Jörg Michel

Как всегда, отлично работал интернациональный состав солистов, следуя замыслу дирижера Кристофера Варда и режиссера Герберта Фритша. В пении участников присутствовало немало элементов барочной вокальной манеры.

Стиль оформления весьма прост: на сцене — десяток разноцветных геометричеких фигур, и в центре — красный механический клавесин. Стиль костюмов смешивает куртуазный ХVIII и наш бешеный ХХІ века. Особенно хороши наряды напоминающих "снежного человека", полудиких, на взгляд художника Виктории Бер, псевдо-албанцев — огромные парики и комбинезоны-"шкуры" у лирических героев: Феррандо — Алексея Пальчикова (лирический тенор) и Гульельмо (Джон Чест, баритон, США). Это молодые офицеры, которые, по замыслу авторов оперы и совету главного героя, сомневающегося в вероятности женской преданности стареющего философа дона Альфонсо (венгерский бас Левенте Палль), переодеваются "до неузнаваемости". Они начинают ухаживать за девушками "наоборот", и те почти поддаются соблазну, но дон Альфонсо останавливает розыгрыш, и все заканчивается благополучно.

Ярко, точно, выразительно пели обе героини — сестры Фьордилиджи (сопрано Мария Бенгтссон, Швеция) и Дорабелла (Стефани Лаурицелла, колоратурное меццо-сопрано, США). Восторг вызвала служанка Деспина (Катарина Конради, сопрано родом из Киргизии, редчайший случай географических метаморфоз). Она не только прекрасно пела, но и оригинально, своеобразно, очень живо и легко двигалась, просто носилась по сцене, бесконечно пританцовывая, подпрыгивая и совершая в воздухе смешные балетные па.

Очень точно и красиво (именно красиво) звучали ансамбли. Замечательно прозвучала Фьордилиджи (Мария Бенгтссон), подлинная вокальная жемчужина постановки.

Великолепно звучал и не менее ярко играл Феррандо — наш Алексей Пальчиков. Он зарекомендовал себя как прекрасный буффонный актер в опере "Любовный напиток" Г.Доницетти, который очень понравился киеской публике (февраль 2018 года). А еще раньше слышала его в опере К.Монтеверди "Возвращение Улисса на родину" в Гамбурге. "Улисс" там был по-настоящему барочный, очень интересный, и небольшая роль слуги-изменника Эвримаха у Пальчикова вышла многоплановой и глубокой. В моцартовской комедии Алексей строил смешные рожи, легко и точно двигался. Но главное — его подвижный, выразительный и мягкий лирический тенор "прорезал" пространство зала, донося энергетику музыки до каждого слушателя.

***

— Почему достаточно много поете в Гамбурге? — вопрос ZN.UA солисту Алексею Пальчикову.

— Мне нравится этот театр и город. Я тут пою партии, которые всегда нравились и которые мне полезны как молодому певцу на данный момент.

— У вас есть кумиры?

— Это Фриц Вундерлих и Николай Гедда!

— Сколько у вас в запасе ролей?

— В моем репертуаре, на данный момент, — около тридцати пяти. Среди них Тамино, Феррандо, Бельмонте, Оттавио (соответственно "Волшебная флейта", "Так поступают все женщины", "Похищение из сераля" и "Дон Жуан" — оперы Моцарта. — О.К.). А также Парис ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), Ленский ("Евгений Онегин" Чайковского), Альфред и Фентон ("Травиата" и "Фальстаф" Верди), Кудряш ("Катя Кабанова" Леоша Яначека) и т.д.

— У кого вы учились в Киеве?

— Педагогом в Киевской консерватории был баритон, покойный Петр Андреевич Коваль. Он дал мне базу вокального мастерства, познакомил, так сказать, с вокальным искусством, верил в меня и всегда поддерживал в моих начинаниях, "поисках петь и развиваться". Я ему очень благодарен!

— А в школе Лысенко по какому классу учились?

— Окончил КССМШ им. Лысенко по классу трубы у Григория Филиповича Коздобы. Благодаря ему знаю, что такое дыхание, опора и музыкальный, а в будущем — вокальный режим. Дай Бог ему здоровья! Вообще мне повезло с педагогами. Конечно, настоящее обучение началось, когда я уехал из Киева.  Сначала в Париже, а потом в Гамбурге. Я всегда пытаюсь учиться чему-то новому: вокальной технике, актерскому мастерству... Сцена очень многому учит.

— В каком театре вы являетесь резидентом?

— У меня контракт, я солист Staatsoper Hamburg на этот и следующий сезоны. Всегда хотел быть частью какого-то театра. С Национальной оперой Украины не сложилось, поскольку был еще "зелен". Наверное, так надо было. Гамбург дал мне такую возможность: предложил условия и партии, которые я всегда хотел петь и которые так важны для молодого певца-тенора. Здесь я учусь, получаю удовольствие и развиваюсь во всех планах. И сейчас иногда приезжаю петь в Киев, ради удовольствия, ради родных, друзей, показать что-то новое в вокальном плане, интерпретацию какой либо партии для Украины. Ну и… просто дом всегда есть дом!

— Когда вы осознали себя певцом, почувствовали, что вы — оперный тенор?

— Осознал себя солистом-тенором, когда дебютировал в партии Ленского в оперной студии Национальной Академии им. Чайковского. Я с удовольствием продолжаю ее петь в Европе.

— Что у вас намечено в плане профессии на будущее?

— В ближайшем будущем — дебют в партии Фентона ("Фальстаф", Гамбург). В марте 2020 года буду очень рад спеть снова в Киеве, на этот раз Ленского. Интересный факт: ровно 10 лет назад я спел первый раз Ленского в Национальной опере Украины. После этого — одна из моих любимых партий, Неморино, в Гамбурге. Далее в моих планах участие в Экс-ан-Прованском оперном фестивале летом 2020-го и дебют в Театре на Елисейских полях (Париж): Нарработ в опере "Саломея" Р.Штрауса. И у меня запланировано много концертов и прослушиваний. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно