Гендель в Киеве!

18 октября, 2019, 16:36 Распечатать Выпуск № 39, 19 октября-25 октября 2019г.
Отправить
Отправить

Минувший уикенд отмечен ярким событием в музыкальной жизни столицы.

Гендель в Киеве!
Полифем (Евгений Рахманин) © Константин Гомон

В рамках V Итальянского фестиваля барокко на сцене НМАУ состоялась премьера оперы Г.Ф.Генделя "Ацис и Галатея" в постановке Open Opera Ukraine.

Гендель - немец, проживший 47 из 74-х лет при английских дворах, в основном - при королевском. Написал более 40 опер, "Ацис и Галатея" - его первое англоязычное театральное сочинение, исполненное в 1718 году. Конкурирует с оперой Генделя весьма известная партитура Ж.-Б.Люлли. Менее популярны созданные на этот сюжет произведения Дж.Эклса, Г.Г.Штельцеля, М.А.Шарпантье, Н.Порпора и И.Гайдна.

Либретто "Ациса и Галатеи" Генделя написано по мотивам "Метаморфоз" Овидия тремя англичанами - Джоном Геем (автор "Оперы Нищих"), Александром Попом и Джоном Хьюзом.

Традиционно считается, что в "Ацисе и Галатее" почти отсутствует сценическое действие и использование общепринятых средств выразительности жанра музыкальной пасторали: типичных пасторальных тональностей, определенной жанровой танцевальной основы, характерной фактуры, устоявшейся инструментовки. И признано, что в "Ацисе и Галатее" Г.Ф.Генделя, кроме национального жанра "маски", проступают признаки оратории.

Инна Гусева (Галатея)
Инна Гусева (Галатея)
Константин Гомон

Однако киевские постановщики минимизировали такие параллели: опера идет одним "блоком", без обычного для "масок" антракта. Ораториальность фактически отсутствует - режиссер Тамара Трунова максимально оживила традиционную для этой оперы статику. Спектакль очень живой, временами даже веселый и не предвещает внезапного трагического окончания - гибели героя.

14 хористов поют весьма слаженно и все время двигаются, живут (хормейстер Наталья Хмелевская). Правда, хор совсем не персонифицирован, в современных западных постановках барочных партитур хористы зачастую не одеваются одинаково, не водят постановочных хороводов, а максимально индивидуализированы, личностны, насколько это возможно по содержанию. Впрочем, такое режиссерское прочтение также имеет право на жизнь.

Очень хорош маленький оркестр: жильные струны, старинные смычки, три клавесина, две теорбы, барочные флейты и гобои, скромная, но яркая перкуссия. И известные музыканты в каждой группе, особенно струнники, стоя игравшие в оркестровой яме зала им. Василя Слипака, предположительно -чтобы ярче доносить звук. Оркестром дирижировал гость из Штутгарта, специалист по старинной музыке Йорг Халубек, который дал нашим студентам музыкальной Академии мастер-класс игры на клавесине.

В два вечера главные роли пели два разных состава солистов. В первый – Катерина Левицкая, Сергей Колесник, Игорь Воронка и Анна Твердова (Галатея, Ацис, Полифем и Деймон). Я слушала воскресный, с итальянцем Леонардо Кортеллацци в партии Ациса. Замечательный тенор, гибкий, ясный, чистый. Прекрасно играет в стиле "комедии масок", впрочем, как и остальные персонажи. Его герой трусоват, робок, несмотря на мужественную фигуру и модную легкую щетину на лице…

Полифем (Евгений Рахманин) и Деймон (Дарья Новицкая)
Полифем (Евгений Рахманин) и Деймон (Дарья Новицкая)
Константин Гомон

Инна Гусева - Галатея - держалась томно, манерно, откровенно "играя" эмоции своей героини. Пела выразительно, барочная манера прослушивалась гораздо определеннее, чем в ее интерпретации роли Дидоны год назад. Ведь барочное пение предполагает бесконечные вибрации, фиоритуры, колоратурные пассажи и свободные каденции. Аутентичное исполнение музыки барокко имеет, как ни удивительно, немало общего с современной импровизационной музыкой. Очевидно, что наши солисты работали над освоением новой для себя барочной техники, и весьма в этом преуспели.

Прекрасно пела Деймон - Дарья Новицкая. Дирижер Йорг Халубек рассказал о трактовке образа в киевском варианте. "Есть еще один персонаж - Деймон. В опере Генделя это друг Ациса, мужской персонаж - контратенор, а по замыслу Тамары Труновой это - женская роль".

"Сексапильная, прагматичная и предприимчивая девушка, - говорят о своей героине исполнительницы роли, сопрано Дарья Новицкая и Анна Твердова. - Она влюблена в Полифема, сосредоточенного на Галатее (хоть та и не проявляет к нему ни малейшего интереса). И чтобы убрать соперницу, придумывает многоходовую комбинацию, организовывая ей роман с Ацисом".

Новицкая играла навязчивую претендентку на внимание Полифема с откровенной развязностью. На мой взгляд, лучшим в этой воскресной постановке был злобный одноглазый циклоп Полифем Евгения Рахманина. Его густой, богатый и одновременно подвижный бас с легкостью одолевал витиеватые вокальные юбиляции. А глядевший через единственное уцелевшее черное стекло разбитых очков глаз метал искры и молнии в сторону соперника. В конце концов Полифем в порыве ревности убивает Ациса обломком скалы. А безутешная нереида превращает погибшего возлюбленного в вечный прозрачный источник…

Ацис (Леонардо Кортеллацци)
Ацис (Леонардо Кортеллацци)
Константин Гомон

Что касается костюмов, весьма нетрадиционных (их специально подготовили дизайнеры Finch), то, по моему мнению, можно было не наряжать главных героинь в плотные черные колготы, а сделать их ножки более молодыми. И… не сооружать на их головках прически в духе буфетчиц. Также были несколько лишними интерактивные картинки на заднике. Но это - дело вкуса… Опять же, всем всё можно.

Эта опера открывается прелестной маленькой увертюрой - синфонией. И заканчивается постлюдией и танцами, как и положено в английском представлении "масок". Смотреть спектакль интересно, скучать не пришлось ни минуты. И слух порадовался высокому качеству всех составляющих.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК