Национальная опера, прожектор перестройки

Поделиться
Финансовое подношение Евросоюза нашей серьезной музыке скорее свидетельствует о том, что даже Евросоюз уже начинает пугаться публичного китчевого одичания Украины...

Формально главный театр страны - Национальная опера - объявила о своих достижениях. Евросоюз выделяет нашей труппе почти 700 тыс. евро (в виде гранта) на четыре премьеры (выйдут в 2012-2013). Ожидается перестройка в балетном подразделении: танцорам присмотрели нового руководителя. Несколько солистов получили награды на конкурсах. Построили репетиционный зал размером с основную сцену. Оборудовали гримерки. Накупили инструментов… «Ушли» с должности главного режиссера патриарха украинской сцены Дмитрия Гнатюка.

Не стоит воображать, будто бы грант от Евросоюза излишне весомый. Всего-то 700 тыс. евро. На такие деньги в дорогозатратной оперной индустрии далеко не уедешь. В Европе подобной цифры едва могло бы хватить на «четверть» какой-нибудь масштабной постановки Дж.Верди.

Только здесь, на мой взгляд, важны даже не деньги (которых нам никогда не хватит!). Тут принципиально обоснованное внимание Запада к оте­чественным творческим реалиям. Как говорится, мне не дорог твой подарок - дорога твоя любовь! И финансовое подношение Евросоюза нашей серьезной музыке скорее свидетельствует о том, что даже Евросоюз уже начинает пугаться публичного китчевого одичания Украины… Поэтому «там» и пытаются сделать хоть какие-то «инъекции» больному творческому организму нашего государства. Чтобы окончательно не потерять страну-соседку, поэтапно изживающую из сонма своих ценностей порою даже отдаленные представления об искусстве серьезном, классическом, всем цивилизованным миром почитаемом.

…В перспективе на евросредства Нацопера должна поставить: «Волшеб­ную флейту» Моцарта, «Самсона и Далилу» Сен-Санса, «Отелло» Верди. И еще одну вещь совместно с Польшей. Как бы в унисон Евро-2012.

Директор театра Петр Чупрына (человек отзывчивый и душевный) говорит: «…за двадцать лет независимости Национальная опера - одна из крупнейших в Европе - реализовала двадцать один международный проект! При том, что эти годы принципиально отличаются от предшествующих исторических периодов. Посколь­ку и театр, и наше государство в целом оказались в новых политических, этических и эстетических условиях… И если во времена СССР эстетическую моду определяли Большой и Мариинский театры, то сейчас мы интегрируемся в европейские и мировые контексты…»

Между тем «ориентация Север» тоже не теряет важности. За ценным кадром, который вскоре может возглавить балетное подразделение Нацопе­ры, все же обратились в северную столицу. В Санкт-Петербург. Премьер Мариинки и Михайловского Денис Матвиенко (человек реактивный и одаренный) вскоре может встать у штурвала украинского балета. Матви­енко (уроженец Днепро­пет­­ровска) наш театр знает хорошо. Учился в Киеве у Валерия Парсегова. Не один сезон танцевал и на столичной сцене. Се­годня 32-летнего Матви­енко приглашают в Украину с целью очевидной… Во-пер­вых, обзавестись в афише именем с отблеском «международности». Во-вторых, погасить тлеющие распри в стане «балерунов». Так как одни танцоры делают подкоп под нынешнего руководителя балета Виктора Яремен­ко, а другие мечтают о каком-то своем «вожаке». Так вот и будет для этих конкурирующих группировок третий пришлый. Как стало известно ZN.UA (из источников в Мин­культе), вопрос с назначением Мат­виенко уже практически решен. Ос­талось подождать недолго, тем более что и сам Денис не сопротивляется.

Новый руководитель балета - не единственное кадровое «па» в репертуаре Нацоперы. На днях ушел с должности главного режиссера 86-летний Дмитрий Гнатюк (человек маститый и легендарный), занимавший руководящее кресло с 1988-го. На воп­рос ZN.UA «почему решили отойти от…?», Дмитрий Михай­лович ответил эмоционально: «Это не я отошел! Это меня «отошли»…

Гнатюк признается, что всю свою сознательную режиссерскую жизнь боролся за то, чтобы в нашем театре 50% репертуара шло на украинском языке. И чтобы как можно чаще звучала украинская музыка. Все свои спектакли, по признанию маэстро, он ставил «по партитуре, а не по «текс­ту» (как некоторые нынче…). Что же касается упований Гнатюка на будущее оперной режиссуры в Украине, то здесь мастер проявляет открытый пессимизм: «Мене ця тема хвилює. Адже молодим потрібно знати і відчувати музику. Потрібно мати фах! А найголовніше - потрібно мати талант…»

С последним постулатом мастера не поспоришь. С поиском подлинных талантов - с их раскрытием и вознесением к высотам международного признания - никакой Евросоюз нам здесь не поможет. И, увы, чаще укоренившаяся театральная коррупция выполняет роль «дамбы», которая эти же таланты изничтожает или в лучшем случае отдаляет…

Тем временем новым главным режиссером Нацио­нальной оперы Ук­раины (исходя из информации на обновленном сайте театра) уже назначен сын выдающегося украинского оперного исполнителя Анато­лия Бо­­рисовича Соло­вьяненко Ана­­толий (человек предприим­чивый и коммуникабельный).

Таким образом прорастает новейшая руководящая «гид­ра» (главного театра страны), состоящая из четырех важных голов...

Художественный руководитель (композитор М.Ско­рик) - чинный статус «анг­лийской королевы».

Директор театра (П.Чуп­ры­на) - вопросы экономики и стратегического планирования.

Руководитель балета (возможно, Д.Матвиенко) - миссия «рационализатора», хранителя традиций и «визитка» для Евросоюза (мол, и у нас на должностях люди известные).

Главный режиссер - человек, который и будет «решать все» фактически: образно говоря, не «серый», а очень даже явный «кардинал».

Из ближайших премьер Нацио­нальной оперы - «Дон Карлос» Дж.Верди (начало 2012 года)…

Из хронических проблем этого же театра - отсутствие дополнительных сценических площадок. Тема эта, собст­венно, уже давно банальная. Тем не менее никак не решаемая. А с учетом давно и активно незадействованного «балласта» (в собственном соку варятся сотни исполнителей, раз в год выходя на сцену), подобная проблема переходит в разряд болезней хронических (как гастрит). Негде в столице петь и плясать - ну так и что теперь делать?

Однако, как сообщил ZN.UA министр культуры Украины Михаил Кулиняк (человек деловой и прагматичный), определенные надежды все же не иссякают. В первую очередь, это упования на строительство нового концертного зала на территории «Мис­тецького Арсеналу». А во вторую очередь - на долгострой Малой оперы в Киеве. Это, как известно, нереализован­ный замысел певицы Евгении Мирош­ниченко.

Впрочем, и здесь не все «замыслы» близки к воплощению. Как стало известно ZN.UA, «куратором» здания, предназначенного под Малую оперу на Лукъяновке (раньше там был Клуб трамвайщиков), может стать композитор и ректор Александр Злотник (человек скромный...). И якобы в его планах - расширение «формата» деятельности будущего предприятия. То есть, помимо камерных форм, на этой же сце­не должны быть и другие, едва ли не мюзикловые проекты. Что идет в пол­ный разрез с творческой концеп­цией, заявленной еще Е.Мирошни­ченко. Великая певица предполагала видеть на этом месте исключительно театр серьезных камерных музыкальных форм (успешные аналоги которого есть в Москве, в Варшаве, в других городах).

Впрочем, по поводу всех выше обозначенных «замыслов» и «перестроек» еще бабка надвое гадала. Ведь пушкинский призыв - «Пора нам в оперу скорей! Там упоительный Рос­сини, Евро­пы баловень - Орфей…» - по-преж­нему заметно уступает другому «адресу» из радио «Шансон»: «Вла­димирс­кий централ, ветер северный».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме