Наша «Служба» и опасна, и трудна

19 мая, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №19, 19 мая-26 мая

Отныне государство будет служить кино, а кино — государству... Свидетельство чему — новый орган в рамках Минкульттуризма, который называется «Государственная служба кинематографии»...

Отныне государство будет служить кино, а кино — государству... Свидетельство чему — новый орган в рамках Минкульттуризма, который называется «Государственная служба кинематографии». Возглавить его призвали Анну Павловну Чмиль. Разговоры о создании такого «руководящего и направляющего» центра шли давно. В кинокругах несколько месяцев из рук в руки передавались «письма счастья» (с десятком известных фамилий подписантов) о необходимости создания (возрождения?) Госкино Украины. Одно время предполагалось, что структуру возглавит Вадим Кастелли. Его кандидатура отпала (говорят, он получил другую должность). И Анна Павловна снова оказалась в боевом седле. После своего памятного свержения с должности замминистра (в 2003 году) времени она не теряла, защитила докторскую и теперь снова — в бой. На кинобаррикады.

У нас богатая страна. Любому, кто попытается оспорить сей факт, плюньте в левый глаз. Или в правый. А лучше сразу в оба — чтобы оппонент не сумел разглядеть, куда расходуются бюджетные деньги этой богатой страны. Помимо прочих интересных и невероятно загадочных каналов их распределения существует еще и тоннельчик под названием «госзаказ». Это когда Министерство культуры, руководствуясь собственными эстетическими пристрастиями, выделяет наши с вами налоговые взносы в госказну какому-нибудь мэтру на его душераздирающую гранд-постановку. Когда «фильму» показывают потом в узком зрительском кругу (до широкого это, к счастью, не доходит — Минкульт, честь ему и хвала, осилить механизмы постпродакшна до сих пор не в состоянии), поднимается шум и гам: разве можно так снимать — это же «совок» и «отстой»! Кричат кинокритики, кричат сами кинематографисты. Этим они занимают себя с перерывом на «круглые столы», где много лет подряд решается, как вывести отечественное кино из кризиса, до выхода очередного «госзаказанного» шедевра. И опять по-новой.

Но главный шум, полагаю, впереди... Нас ожидает такой фейерверк эмоций и дискуссий, по сравнению с которым страсти вокруг «Молитвы за гетмана Мазепу» покажутся вялой беседой горячих эстонских парней. Тут, говорят, собираются выделять 12 млн. бюджетных гривен (!!!) г-ну Засееву-Руденко на постановку «Запорожец за Дунаем». Тому самому Засееву, чьи последние творения — «Чорна рада» и «Бабий яр» — ввиду их полной художественной неликвидности подняли на смех все, кроме самого Засеева (и нескольких его коллег). Но этот режиссер обладает удивительной пробивной способностью. Говорят, недавно он, восхвалявший президента Кучму, уже подобрался к президенту Ющенко и поведал ему, что выйти народ на Майдан сподвигла… его «Чорна рада».

Лично меня (как участника Майдана) такой цинизм оскорбляет до глубины души. Мало того, что из моего кармана финансируются заведомо провальные постановки, так меня еще и считают недоразвитым существом, которого эти проекты могут вывести на революционные баррикады! Надоело, что никто не несет ответственности ни за эти провалы, ни за впустую потраченные миллионы гривен.

Такая практика будет продолжаться до тех пор, пока существует госзаказ. Пока в качестве основного продюсера в нашем кино выступает государство в лице Минкульта. И дело не в том, что госзаказ плох сам по себе — в определенных случаях он просто необходим. Проблема в том, что Минкульт, понятия не имеющий о современном киноменджменте, до сих пор действует административными методами эпохи так называемого развитого социализма. Кроме того, не всегда прозрачное распределение средств на кинопроизводство таит в себе раздолье для системы «откатов». Некоторые сговорчивые режиссеры всегда отблагодарят чиновников, выделивших деньги на постановку именно им, а не другим Васям Спилбергам. Отблагодарят некоей суммой из средств, выданных на производство картины.

Но парадокс ситуации заключается в том, что ныне в проблеме вывода киноотрасли из кризиса без Минкульта не обойтись. Ведь волевые решения, призванные утвердить новые, современные, цивилизованные правила игры на кинополе, должно принимать государство. А Минкульт — что уж тут поделаешь — является полномочным представителем государства на этом кинополе. И сколько ни колотились кинематографисты, призывая создать автономную отраслевую структуру, вновь образованная Государственная служба кинематографии, призванная к жизни постановлением Кабмина в ноябре 2005-го, будет находиться в составе Министерства культуры и туризма.

Нужна ли эта Служба? Можно ли возлагать на нее надежды в плане возрождения отечественного кинематографа?.. Безусловно. Во всяком случае, многие кинематографисты ждут от нее решения конкретных задач. Прежде всего, как заметил киновед Сергей Тримбач, наведения законодательного порядка, который даст толчок для развития киноотрасли. Необходимые на первое время законы, собственно, уже имеются. Это «Программа развития отечественной киноиндустрии до 2007 года», принятая Верховной Радой в декабре 2002-го и предусматривающая изменение политики прямого государственного финансирования кинопроизводства на политику государственного протекционизма. Что, в свою очередь, подразумевает переход кинопроизводства на продюсерскую систему, позволяющую свести число сомнительных госзаказов к щадящему минимуму. Казус лишь в том, что на практике положения этой программы по сей день не применяются. Запуск этих механизмов в действие тоже должно стать одной из задач новой Службы.

«Первым делом, — говорит генеральный директор «Мультиплекс-Холдинга» Антон Пугач, один из сторонников создания верховного государственного кинооргана, — эта структура должна изучить ситуацию на рынке кинопроката и в системе кинообразования, которую необходимо полностью реформировать. Ни в Кабмине, ни в Минкульте нет профессионального понимания того, как сдвинуть кинопроцесс с мертвой точки. Они просто не понимают, что и как нужно делать, не знают реалий современного рынка, цен на те или иные услуги или оборудование. Поэтому представители кинообщественности сами должны сформировать кадровый состав новой Службы — чтобы ввести туда профессионалов кинорынка, которых сегодня в Украине достаточно».

Ситуация на отечественном кинорынке — отдельный вопрос. Отечественные прокатчики в своем подавляющем большинстве резво работают на благо российского кинобизнеса: закупают в России сделанные там копии (соответственно, с российским дубляжом) иностранных картин, оплачивая российским компаниям право их показа в Украине. Во-первых, это дешевле, чем прямая дистрибьюция, предусматривающая закупки непосредственно у стран-производителей. Во-вторых, у нас отсутствуют технологические мощности, обеспечивающие производство качественных кинокопий и дубляж. Поэтому патриотическое постановление Кабмина о постепенном переходе иностранных фильмов на украинский дубляж и вызвала в среде кинопрокатчиков шок, а у здравомыслящих людей недоумение: интересно, какими такими силами и на какой такой аппаратуре этот дубляж будет осуществляться? Не на мощностях же Национального центра им.Довженко, созданного на руинах некогда славной кинокопировальной фабрики? По словам г-на Пугача, ряд прокатчиков поддержал постановление Кабмина с такими предложениями: поручить кинодепартаменту Минкульта разработать до 31 декабря 2006 г. Проект переоборудования производственных мощностей по озвучиванию, дублированию и печати фильмокопий и обеспечить выделение для этого средств, предусмотренных Законом «Об общегосударственной программе развития национальной киноиндустрии на 2003—2007 гг.»; провести тендер среди иностранных поставщиков необходимого оборудования; разработать проект инвестирования (государственного или частного) в предприятие (частное, государственное или совместное), способное обеспечивать качественные дубляж и печать фильмокопий — с учетом того, что это предприятие станет мощным материальным фундаментом и для производства отечественных фильмов, поскольку сегодня все продвинутые отечественные кинопроизводители за комплексом необходимых услуг обращаются в иностранные компании.

Одним словом, вновь образованной Службе кинематографии будет чем заняться буквально с завтрашнего дня. Ибо если вопрос «Где же мы будем дублировать иностранные фильмы, на которых сегодня держится родной прокат?» не будет решен до 1 сентября (начало действия мудрого кабминовского постановления), родной кинопрокат может ожидать такой же «гаплык», как и весь национальный кинематограф (прокатчики опасаются, что в случае, если они не выполнят решение Кабмина, им попросту перестанут выдавать прокатные удостоверения).

Впрочем, понятие «вновь образованная» к оной Службе применять преждевременно. Пока не сформировано новое правительство, Служба не может начинать свое активное существование. Ей даже негде расположиться, хотя Кабмин и поручил Минкульту вкупе с Киевской горгосадминистрацией «внести предложения относительно помещения» для Службы. Опять же, неизвестно, кто войдет в ее состав. Если все те же киночиновники из Минкультуризма — тогда держись. Боюсь, что вместе с ними передислоцируется и «слишком сложная зарегулированная система госфинансирования кино», и любовь к прочим бюрократическим проволочкам, и отсутствие современного видения развития киноотрасли, а возможно даже (страшно подумать!) и пристрастие к «откатам» — словом, все то, что ввергает отечественных кинематографистов в чувство глубокого уныния.

Очевидно одно: новое «Госкино» должно наполниться современными менеджерами, которые не только знают, как выйти из кризиса, но и совершенно искренне будут хотеть это сделать.

Комментарии

Ярослав ГОЛИНСКИЙ, глава кинодепартамента Министерства культуры и туризма:

— Создание Государственной службы кинематографии — дело не одной недели и даже не одного месяца. Хотя решение об этом было принято еще в конце прошлого года. С учетом того, что предстоит формирование нового правительства, это процесс непростой. Структуру, штатное расписание, в общем всю документацию по Госкино должен формировать непосредственно человек, который будет работать в этом направлении. Министр культуры и туризма Игорь Лиховой подал представление на должность руководителя Госкино именно кандидатуру Анны Павловны Чмиль. Государственная служба кинематографии будет подчинена Министерству культуры и туризма. При этом предстоит разъединить финансирование — между Минкультом и Госкино.

Александр МУРАТОВ, кинорежиссер:

— Как отношусь к новосозданному Госкино Украины? Во-первых, не «новосозданному», а «вновь созданному». Этот злосчастный государственный орган по управлению кинематографом несколько раз под разными названиями (Министерство кинематографии, Государственный комитет по кинематографии, Госкинофонд, Государственная служба кинематографии) создавали, а потом расформировывали. Во время хрущевской кампании по объединению ведомств тогда шутили, что Главпиво и Главводка будут объединены в Главерш, а Малый театр и Художественный в Малохудожественный. Киноотрасль была влита в состав Министерства культуры, которое в общесоюзном масштабе возглавляла тогда всесильная Екатерина Фурцева.

При Брежневе под давлением кинематографической общественности был воссоздан Государственный комитет по кино, который в Украине (Госкино УССР) просуществовал до середины горбачевской перестройки. Знаменитый 5-й революционный съезд Союза кинематографистов СССР смел прежнее прогнившее руководство Госкино. По этому образцу и подобию прошел съезд кинематографистов в Украине. Разница была лишь в том, что в Москве свергли скомпрометировавшее себя коррумпированное руководство, а в Киеве — лояльного к кинематографистам, образованного и доброго Владимира Яковлевича Стадниченко, никак не замеченного в коррупционизме. Пример Москвы тогда был законом для Украины...

Однако в Москве государственный орган кинематографии отнюдь не уничтожили. Он существует и поныне. И сейчас им руководит умный, образованный, раскованный и волевой Михаил Швыдкой.

В Украине все пошло по другому, достаточно безумному, пути. Убрав по требованию Союза кинематографистов ни в чем неповинного Стадниченко, руководство республики тогда уничтожило и Госкино УССР, влив кинематографическую отрасль в состав Министерства культуры Украины, что привело к ее полному ограблению. Была полностью уничтожена кинопромышленность, передан местным органам кинопрокат. Это принесло огромные барыши многим нечестным дельцам. Потом, когда невероятный интерес к американскому кино схлынул, большинство кинотеатров превратились в ночные клубы, казино, автосалоны, магазины и кинопроизводство при этом стремительно падало.

А что же украинские кинематографисты? Опомнившись от революционного угара, руководство СКУ во главе с Михаилом Беликовым, Борисом Савченко и Владленом Кузнецовым подняло творцов на борьбу за воссоздание... Госкино. Именно они предложили на должность руководителя этой службы кинорежиссера Юрия Ильенко.

Государство пошло навстречу кинематографистам и учредило Государственный фонд кинематографии (Госкинофонд) — полный аналог Госкино — и поставило во главе Юрия Герасимовича. Но через пару месяцев то же руководство СКУ стало яростно требовать свержения Ильенко. Причин называлось много. Но истинной причиной было нежелание авторитарного Ильенко подчиняться воле секретариата Союза кинематографистов. Это закончилось свержением Юрия Герасимовича и присоединением киноотрасли все к тому же Министерству культуры. И вновь началась борьба за «отделение», которая длилась не один год. Руководство НСКУ все-таки добилось своего. Указом президента Виктора Ющенко недавно вновь создан «автономный» (в системе Министерства культуры и туризма) госорган по управлению кинематографом — Государственная служба кинематографии. Победа? Победа над разумом... Ведь сейчас на государственные деньги снимается максимум четыре-пять полнометражных художественных фильмов в год. А иногда и того меньше. И еще полтора десятка неигровых короткометражек. Для управления таким мизерным «хозяйством» хватило бы и тех 15 чиновников Министерства культуры, которые сейчас занимаются кино. А что будут делать 35 сотрудников — именно столько их предусмотрено штатным расписанием нового Госкино? Даже предположить невозможно. Такая себе «кормушка» для чиновничьей братии. И вся эта бюрократическая машина по замыслу секретариата Национального союза кинематографистов, разумеется, должна ему полностью подчиняться. Для этого руководство НСКУ предложило на пост председателя Госкино Анну Павловну Чмиль, уже дискредитировавшую себя антинациональной сюрреалистической кинопродукцией и два года назад снятой с должности заместителя министра культуры и искусств по вопросам кино. Кстати, еще недавно, пребывая на посту замминистра, она по совместительству была (что абсурдно!) одним из секретарей НСКУ, выделяя средства на абсолютно безумные кинопроекты своих коллег по секретариату, и потакала академикам Академии искусств, в которую стремилась попасть, потому что от них зависела. Попала... Снова приведенная к власти руководством НСКУ, она несомненно будет прежде всего обслуживать его интерес. Надо же платить по векселям. Казалось бы — куда уж Анне Павловне в председатели Госкино, если закон о госслужбе категорически запрещает назначать на руководящие должности пенсионеров... Но нет! Слишком много влиятельных людей (в том числе и в Верховной Раде) кровно заинтересованы в ее возвращении. Ну а наш закон, как дышло: куда повернул, туда и вышло. Кто церемонится с законами? Хотя, возможно, какая-то группа разумных и порядочных людей все же обратит внимание на беззаконие. Встречаются ведь и порядочные прокуроры.

Денис ИВАНОВ, продюсер, руководитель компании «Арт-хаус траффик»:

— И к созданию Госкино, и к кандидатуре Анны Павловны Чмиль на должности руководителя этой структуры отношусь позитивно. Ведь давно шла речь о том, чтобы выделить кино в отдельный сегмент в «иерархии» Министерства культуры. Кинобизнес занимает априорное значение в современном процессе. И Чмиль — самая компромиссная фигура из всех, которые могли бы быть на этой должности. Она имеет стаж работы чиновника, управленца. Знает эту систему изнутри. У нее есть опыт общения с властями. В конце концов есть личные амбиции, которые только поспособствуют разрешению многих проблем в киноотрасли. Можно вспомнить, что именно при Чмиль запустилась Кира Муратова с «Настройщиком», возник молодежный кинопроект «Любов — це…». При Чмиль сняли свои картины Ильенко и Санин (как бы полярно ни оценивались эти работы). Мне кажется, человек она адекватный. И должна понимать, что главная задача сегодня — делать не только украинское кино, но и кино «Made in Ukraine». Полагаю, понимаете, о чем говорю.

Подготовил Богдан АНТОНЫЧ

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно