Эдвард Клюг: "В балете больше нет четких правил"

12 июня, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 12 июня-19 июня

Один из популярнейших в мире хореографов Эдвард Клюг готовит в Украине премьеру балета "Stabat Mater". Это еще один амбициозный проект Дениса Матвиенко на родине. Накануне премьеры и всеукраинского тура Эдвард Клюг рассказал  ZN.UA  о том, каким видит современный танец и хореографическую школу.

 

Один из популярнейших в мире хореографов Эдвард Клюг готовит в Украине премьеру балета "Stabat Mater". Это еще один амбициозный проект Дениса Матвиенко на родине. Накануне премьеры и всеукраинского тура Эдвард Клюг рассказал ZN.UA о том, каким видит современный танец и хореографическую школу.

Эдвард Клюг окончил Национальную балетную школу в Клуж-Напока (Румыния) в 1991-м. И сразу был принят в Словенский национальный театр в Мариборе в качестве премьера: он исполнял классический современный репертуар. Как хореограф дебютировал постановкой "Танго" в этом же театре. Вскоре стал худруком. Каждая хореографическая работа Клюга всегда вызывает неизменный интерес балетных критиков, просто искренних ценителей хореографии. 

Новый проект Клюга "Stabat Mater" ("Мать скорбящая стояла" — по названию средневековой секвенции), над которым работает Денис Матвиенко с коллегами — балет без мишуры, волнующий зрителя чистотой и надеждой. 

Как говорит сам хореограф, именно надежда и стала для него ключом к пониманию авторского текста Джованни Перголези, чья кантата 1736 года легла в основу балета. 

— Почему именно "Stabat Mater"? — переспрашивает Эдвард Клюг. — А я сам задавался этим вопросом, когда получил приглашение от балетной труппы мюнхенского Государственного театра на площади Гэртнерплатц поставить новый проект. Именно они и предложили Перголези. Меня заинтриговал подход Перголези к библейскому эпизоду, описывающему страдания Богоматери у креста. Его музыка — такая чистая, радостная. Я, правда, почувствовал при этом некую иронию. И это стало своеобразным путеводителем в процессе работы. И вот мой вывод: "Stabat Mater" вовсе необязательно повествует о боли в один из самых драматичных моментов библейской истории… Ведь у Перголези речь идет о последствиях боли. А ее последствие — надежда!

И вот я взял эту идею — надежды — за ориентир. При этом стараясь не ограничивать свое восприятие литературным текстом, звучащим в кантате. Вместо этого я пошел путем воссоздания библейских эпизодов через собственное ощущение, следуя музыкальной логике…. 

— Эдвард, в украинской версии "Stabat Mater" все главные мужские партии будет исполнять Денис Матвиенко. В то время как в оригинальном варианте спектакля партии были поделены между несколькими мужчинами. 

— Да, в украинском балете зритель следует за одним героем весь спектакль, проходя все этапы этой вневременной истории. На герое сконцентрирован основной посыл балета. Герой соединяет в себе все линии. 

— Многие из участников нынешних балетных проектов приходят на кастинги без определенного профессионального образования, без опыта работы на большой сцене… Как вы относитесь к такой тенденции?

— Подобная ситуация стала нормой для мировой балетной практики. Сегодня уже необязательно проводить долгие годы у балетного станка для того чтобы попасть на большую сцену. 

В моей труппе (Ballet Maribor — А.С.) все танцовщики имеют классическое образование на разных уровнях. Лично я в прошлом сотрудничал с современными и альтернативными балетными труппами, не имея большого опыта в классическом балете. Впоследствии эти навыки пригодились мне в работе с классическими танцовщиками, благодаря этому я мог открывать новые измерения в хореографии. Любой танцевальный опыт может быть подарком судьбы, главное — уметь правильно отобрать то, что ты включишь в свой артистический багаж. 

Значительно меняются и параметры соответствия понятию "идеальный артист балета". Мне периодически приходится отбирать новых танцовщиков для Ballet Maribor. Поймите, больше нет четких правил. Все зависит от каждого конкретного танцовщика, как сильно он и его тело могут раздвинуть привычные представления о балете. 

— То есть надо понимать так: классический балет вынужден считаться с новыми правилами игры? 

— Современный танец уже давно стал только частью учебного процесса в большинстве западных школ классического балета. При этом существует огромное количество взглядов на то, что же представляет из себя современный танец, что мы вкладываем в это понятие в каждом отдельном случае. Как бы там ни было, я считаю, для юного танцовщика современный балет открывает новые горизонты и позволяет освоить искусство танца под разными углами. 

Современный зритель ждет от балета истории. Это легко объяснимый феномен, зрители просто хотят испытать радость во время представления. И в этом смысле классический и неоклассический балеты выступают синонимом красоты… 

 

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 13 июля-19 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно