АРХИТЕКТУРА КРЫМА С XIII ПО ХХ ВЕК

7 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

«Почему нас так волнуют памятники архитектуры, встречи с которыми приносят нам немало прекрасных минут и возбуждают наш разум?..

Бахчисарайский дворец, гарем
Бахчисарайский дворец, гарем

«Почему нас так волнуют памятники архитектуры, встречи с которыми приносят нам немало прекрасных минут и возбуждают наш разум? Какими объективными и субъективными оценками руководствуется общество в определении ценности этих памятников? Какой генетический код заложен в человеке, чтобы он сохранял традиции и память о прошедшем?» — это вопросы, которыми руководствовался симферопольский архитектор Ефим Крикун во время написания «Пам’ятников кримськотатарської архітектури», недавно вышедших в издательстве «Таврида».

 

Как пишет автор, история этой книги нелегкая и издание заняло почти десять лет. Первая и единственная ее рукопись едва не погибла после того, как в Симферополе был коварно убит ее первый редактор Святослав Сосновский, накануне взявшийся за работу над ней. В его большом архиве удалось отыскать только часть единственного экземпляра. А после восстановления текст книги выдержал немало испытаний, прежде чем дошел до читателя. Сейчас у нас в руках уже второе украиноязычное издание книги, кстати, значительно обогащенное — в нем, в отличие от первого, 55 иллюстраций, предисловия много откликов искусствоведов и архитекторов, резюме на русском, английском и немецком языках.

«Открытия в архитектуре случаются не часто, как и в любой сфере, удачная находка заимствуется при сооружении других строений, подтверждая рационализм в использовании и эстетическую завершенность в художественной культуре. Она тиражируется, порождая новый архитектурный стиль, строительные и художественные традиции. Вспомним хотя бы, что шлейф заимствований и наследований тянется до сегодняшнего дня за конструктивными узлами и декоративным обрамлением Бахчисарайского дворца. Возможно, не лучшие образцы волей исторической судьбы дошли до нашего поколения, но уже их трудный путь, наложивший отпечаток на все состояние архитектуры, как морщины на старом лице, вызывает у нас уважение и любовь к старшим, а у «манкуртов», не отягощенных культурой, — раздражение, стремление уничтожить, устранить с дороги чужое и непонятное... Каменной летописью многовековой истории Крыма является более полутора тысяч памятников архитектуры, зафиксированных в реестрах различных уровней, а энергетический концентрат археологических пластов, спрессованный в 10—15-метровую толщу крымской земли, является уникальным источником космического масштаба. Наблюдая современное строительство в Крыму в процессе обустройства репатриантов, видно, как хочется человеку вырваться из цепких объятий серых и безликих решений, но часто это лишь чисто внешнее, декоративное наследование, и редко когда оно достигает ценного самобытного уровня. Знания традиций, умение их тактично использовать, всегда бывшее признаком глубокой культуры и оберегающее от ошибок, не хватает сегодня массовому застройщику Крыма. Именно на восстановление утраченных мусульманских традиций в архитектуре Крыма направлена в определенной степени и эта книга...», — пишет в предисловии к книге Ефима Крикуна кандидат архитектуры Т.Меметова.

Фигура автора авторитетна в Крыму. Ефим Крикун работает на полуострове все послевоенное время, он член Союза архитекторов с 1964 года, автор известных в Симферополе архитектурных сооружений. По его проектам построены жилые массивы, известные в городе строения на улице Киевской, его перу принадлежат труды «Архітектура Південнобережжя», «Архітектурні пам’ятники Криму», «А що за горизонтом?» — о будущем крымской архитектуры, он готовил также тексты в путеводителях, выступал в газетах и журналах. Ему присвоено звание «Заслуженный архитектор Автономной Республики Крым».

«Храмы, дворцы, мавзолеи, крепости, общественные строения, стены которых кажутся пришельцами из других миров, канувших в Лету, — бесценны. Но хранятся они не в сейфах, как драгоценности, не в галереях, как дорогие произведения искусства, даже не в лоне матери-земли, как археологические памятники, а под открытым небом — на злых ветрах, под кислотными дождями, на трескучих морозах и под солнцепеком. Этим извечным слугам времени хорошо помогали да и по сей день помогаем мы, люди, уничтожающие беззащитные древности огнем или же кувалдой (было время, когда делалось это методически и массово!), ломами, отбойными молотками, бульдозером либо взрывчаткой...», — пишет Ефим Крикун.

Книга «Пам’ятники кримськотатарської архітектури» двояко ценна: во-первых, автор собрал уникальные сведения почти обо всех архитектурных сооружениях крымских татар, еще сохранившихся на полуострове и которых уже нет. В этом случае он выполнил бесценный труд восстановителя — в книге много исторических воспроизведений по архивным и историческим данным. Самой выдающейся среди погибших можно было бы назвать крепость Ор-Капу на Перекопе, от которой остался фактически один перекопский ров между Черным и Азовским морями. Ценны также работы по реставрации первобытного строения крепостей Ени-Калэ, Арабат, строений Ханского дворца в Бахчисарае, реконструкция первичного вида Неаполя Скифского и т.п. Во-вторых, книга ценна своими богатыми иллюстрациями, значительное количество которых отражает уже утраченные элементы архитектурных сооружений, которые только и можно увидеть сейчас разве что «на картинке»...

«Отдав таким образом должное кесарям-разрушителям, хорошо было бы помолиться старательно о благе в обоих мирах добрых гениев древностей — музейных работников, археологов, историков, искусствоведов, архитекторов, реставраторов, строителей, спонсоров — всех, кто причастен к исследованию, охране, возрождению и реставрации памятников. Произнесем наши молитвы и подготовим души к восприятию прекрасного, а только после этого время начинать путешествие по архитектурным памяткам, на этот раз крымскотатарских, относящимся к XIII—XIX векам, прежде всего заглянув в глубины минувших тысячелетий...», — приглашает в зодческое странствие Ефим Крикун.

Книга также ценна тем, что позволяет не только сохранить сведения о важных архитектурных сооружениях Крыма, но содержит важные профессиональные выводы и исследования автора о стилях, методах, формах работы древних архитекторов. Она описывает практически всю крымскотатарскую архитектуру в комплексе — от Перекопа и Старого Крыма, Бахчисарая — до Гевлева (Евпатории), Ак-Мечети (Симферополя). Поэтому она также рекомендована как пособие по изучению, реставрации, популяризации и охране архитектурных памятников коренного народа Крыма.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно