Любимые спектакли, любимые артисты... |
Директор Одесского театра музыкальной комедии имени М.Водяного Елена Редько оказалась именно тем человеком, кто дал программе юбилейного торжества название «Золотая свадьба с Одессой». Дело в том, что ровно полвека назад в наш город из Львова переехал театр оперетты, ставший самым одесским (и в смысле репертуара, и в смысле любви зрителей) на свете. Молодежь не понимает: как это театр вдруг взял да и переехал на другой конец республики?! Все упирается в постановления партийного руководства, росчерком пера отправившего Одесский русский драматический театр имени Советской Армии во Львов, где не было на тот момент русскоязычного театрального коллектива, который могли бы посещать, в частности, военные. Оперетта представлялась жанром легкомысленным, более приличествующим Одессе. Прима театра, народная артистка Украины Евгения Дембская вспоминает, что расставаться со Львовом труппе было нелегко, но Одесса приняла хорошо, обеспечила квартирами буквально в двух шагах от старого здания оперетты на Греческой, где теперь ТЮЗ.
Спустя годы, когда выяснилось, что партия и правительство оказались правы и театр завоевал бешеную популярность не только в Одессе, но и во всем бывшем Союзе, было построено огромное здание на улице Белинского, где коллектив работает по сей день и даже проведен капитальный ремонт за счет Одесской облгосадминистрации. Многие театралы со стажем ностальгируют по спектаклям в маленьком, уютном зале. С ними сложно спорить, однако «Золотая свадьба с Одессой» прошла при аншлаге (а это более тысячи зрительских мест!). И вообще в дни премьер зал заполнен, к тому же театр стал самой престижной в городе гастрольной площадкой, что помогает решать ряд проблем, связанных с огромным беспокойным хозяйством.
Перед юбилейным вечером на сцене театра были показаны лучшие постановки текущего репертуара — «Бал в честь Короля», «Веселая вдова», «Дон Сезар де Базан», «Мышеловка», «Ромео и Джульетта». Кроме того, в рамках празднования юбилея состоялся Второй международный конкурс артистов оперетты (первый проходил в 1997 году). Тогда, как и сейчас, председателем жюри был известный режиссер Матвей Ошеровский. На конкурсе состязались свыше тридцати солистов из разных стран. Украина была представлена Одессой, Кривым Рогом и Харьковом, Россия — Санкт-Петербургом, Магаданом, Екатеринбургом, Петрозаводском и Новоуральском. Среди членов жюри присутствовал еще один именитый режиссер, бывший одессит, руководитель Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» Владимир Подгородинский. На этот раз конкурс посетили представители Министерства культуры и искусств Украины, которое, возможно, в будущем включит его в свои рабочие планы.
Если шесть лет назад мерялись творческими силами в основном каскадные пары («простак и субретка — они, если честно, довольно каскадная пара»), то на этот раз жюри выбирало между солистами, дуэтами, трио и так далее. И оказалось, что талантливых молодых артистов, при этом обладающих великолепными голосами, совсем не мало. Другое дело, что голосовые данные уже работающих в профессиональных театрах солистов зачастую не подкреплены достаточным для существования в жанре актерским мастерством, пластичностью. У солистки Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Ольги Лозовой все счастливо совпало. Именно она получила Гран-при, сопровождающийся солидной (особенно по актерским масштабам) денежной премией в тысячу долларов.
Все юбилейные торжества, по словам Елены Редько, состоялись под патронатом городских и областных руководителей, исключительно на спонсорские средства. Надо сказать, поскольку не нашлось лиц, желающих принять на себя художественное руководство коллективом, именно директор решает вопросы, касающиеся репертуарной политики. О самоокупаемости речи нет. Оперетта, как и мюзикл, — жанр дорогой. Чтобы полностью окупить себя, постановка должна пройти ни много ни мало четыреста раз при полном аншлаге. Но такое возможно только при соответствующем развитии туристического бизнеса в Одессе…
Однако вернемся к самому юбилейному вечеру. Сценарий Яна Гельмана и постановка солиста театра, народного артиста Украины Владимира Фролова увлекли театралов экскурсом в историю коллектива в Одессе, начавшуюся спектаклем «Вольный ветер». Особых аплодисментов удостоились вышедшие со знаменем и барабаном пионеры театра Евгения Дембская, которая помнит репертуар еще со львовских времен (до сих пор для зрителей она остается Женечкой), Эмиль Силин, Семен Крупник, Галина Смирнова. Все танцевальные номера в жанре канкана и других поставил главный балетмейстер Игорь Дидурко, работающий здесь весь одесский период, то есть с сезона 1954 года. Чередовались сцены из «Сильвы», «Белой акации», «Графа Люксембурга», прочих давно и заслуженно любимых одесситами постановок.
Что такое «самый любимый спектакль оперетты», каждый из горожан понимает по-своему. Кто-то вспоминает «Позднюю серенаду», кто-то — трилогию об Одессе («На рассвете», «Четверо с улицы Жанны», «У родного причала»), а то и «Свадьбу Кречинского» (первый советский мюзикл!) на музыку Александра Колкера, «Цветок Миссисипи», «Человека из Ламанчи». А еще называются в качестве особо любимых спектакли «Моя прекрасная леди» (оба постановочных варианта), «Мой безумный брат» на музыку Георгия Цабадзе, многочисленные оперетты Кальмана, Легара и Оффенбаха. Молодежь на «ура» приняла мюзикл «Ромео и Джульетта» (постановка Григория Ковтуна, музыка Евгения Лапейко) с блистательными юными артистами Юлией Коровко и Кириллом Туриченко в главных ролях. К сожалению, подобных восторгов не вызвала премьера нынешнего сезона, четвертая в истории коллектива постановка произведения известного композитора Александра Журбина. Вроде бы и музыка хороша, запоминаются ключевые арии и лейтмотивы, и актеры на высоте, и приглашенный режиссер Владимир Савинов создал стильное действо, но уж очень сюжет неинтересен… Перипетии мюзикла-детектива по мотивам написанной в 1952 году пьесы Агаты Кристи «Мышеловка», по большому счету, не вызывают желания сосредоточиться на них. Между прочим, маэстро Журбин планирует написать для одесситов мюзикл «Седьмой километр» (название местного вещевого рынка), сюжет предполагается самый что ни есть злободневный, острый и волнующий. Поживем — увидим…
Практически все, что было достойно внимания из написанного для трудного «легкого» жанра, шло на этой сцене. Свои мощные постановочные силы театр намерен задействовать еще в одном проекте, совместном с хореографической школой под руководством заслуженной артистки Украины Светланы Антиповой. Речь идет о премьере балета «Золушка» с музыкой Сергея Прокофьева и хореографией Сергея Кочергина.
Завершится юбилейный сезон 20 июня премьерой «Кентервильского привидения» (музыка Александра Иванова, либретто Юрия Рубина по Оскару Уайльду). Для этой постановки требуются юные артисты, причем близнецы. Сейчас в театре из четырех пар близнецов в возрасте от 9 до 12 лет готовят настоящих артистов. А через три года театр ожидает еще один круглый юбилей — 60 лет со дня его открытия во Львове!
К «Золотой свадьбе» театру были преподнесены приличествующие событию подарки: сто тысяч гривен от облгосадминистрации на премиальные и двухкомнатная квартира от горисполкома для солиста театра Валентина Чебаненко. Благотворительный фонд «Оперетта — Одесса» постоянно пополняется новыми пожертвованиями, подтверждающими, что для своего самого любимого театра одесситы готовы на многое.