Жестокий романс. Франковцы восстали против Поплавского

Поделиться
На сцене главного драмтеатра страны (Национального имени Ивана Франко) состоялся «необыкновенный концерт».

На сцене главного драмтеатра страны (Национального имени Ивана Франко) состоялся «необыкновенный концерт». В афише он обозначен как «Романс. Мастер-класс».

Это очередной авторский проект (с важным уточнением «по мотивам пьесы «Безымянная звезда») от режиссера-визионера Александра Билозуба. С заметным вовлечением в работу «вокальных данных» голосистого штата государственного театра.

У друзей и недругов проекта возникнет немало вариаций для его смысловых и жанровых характеристик. «Эстетский капустник», «поют и говорят драматические актеры», «концерт по заявкам», «синтетическая музыкальная фантазия с участием массовки», «старые песни о главном».

И так далее.

Тут уж, как ведется, «пусть говорят»… Потому что для меня (в частности) эта премьера не столько творческое событие, сколько латентный акт «громадянської непокори»: эдакий репертуарный вызов. Безнадежное ретроплавание (брассом) против нынешнего течения - повсеместного мутного музыкального потока.

Ну и еще, если хотите, это интеллигентная оплеуха по лоснящейся физиономии теперешней шоу-бизнесовой действительности. И неопосредованно по нему самому - по «коллективному Поплавскому»... В сводный хор которого (кроме отца-основателя) вовлечено остальное неземное фанерное «счастье», «укравшее» у многих всяческие представления о подлинниках в песенном жанре…

…Осточертев уже до изжоги и не реагируя ни на какие гневные публичные филиппики Анны Герман, «коллективный Поплавский» цветет и пахнет. И делает вид, что «поет». А вы - по-прежнему - делаете вид, будто бы - «слушаете». Не стошнило?

В это же время спектакль «Романс» и предполагает, в первую очередь, гражданскую миссию… Миссию спектакля-просветителя. Спектакля-напоминателя. Спектакля-экскурсовода - по древней и полузабытой украинской песенной территории.

Постановка пытается воскресить мелодичную Атлантиду, на наших глазах утонувшую в мути кривоэфирных помоев. Когда-то на этом месте был волшебный «континент». И на оном прежде романтические и творческие люди пели о чем-то человеческом, а их стихи без риска для уха можно было бы называть лирикой, а их музыка предполагала мелодику. Ну а смысл… Его в те давние времена авторы не «щупали» по расположению «ниже пояса» (как, например, Потап и остальная «банда» иже с ним). Поскольку прежние песенники, «утонувшие» (или засыпанные песками забвения), отчетливо осознавали: смысл - это все-таки «выше»… Там, где бьется сердце, где болит душа. Где синхронным молоточком что-либо тикает тебе в мозг, а значит, и мозги в тех головах когда-то предполагались.

Замечательный, пусть и не во всем системный, песенный репертуар представляет премьера. Слова и музыка - различных эпох. Стихи и мелодии: Богдан Веселовский, Анатолий Горчинский, Ирина Губаренко, Платон Майборода, Марко Кропивницкий, Иван Небесный, Олександр Олесь, Игорь Поклад, Андрей Малышко, Юрий Рыбчинский, Васыль Шумлянский, многие другие.

Такой концерт «по заявкам» - будто жестокое (и укоризненное) напоминание современному слушателю (зрителю) о том, что и эстрадная песня может быть умной, чувственной, душевной. И от такой песни может заболеть душа. И эта же душа - посредством песни - может излечиться… Вот слушаю на премьере в восьмом ряду старинные «Квіти ромена» - и вспоминаю одну из первых исполнительниц. Талантливую, скромную Валентину Куприну. Ей уже далеко «за». Недавно встретились в центре Киева на открытии мемориальной доски Ирины Молостовой и Бориса Каменьковича. Куприна тогда подошла с добрыми словами, а я подумал не только о замечательных песнях, когда-то исполненных ею… Думалось о человеческом достоинстве, которое не позволило этой женщине унизится, чтобы «выхлопотать» себе какое звание или поощрение: заслуженную, народную. При том, что ею искренне восхищался В.Ющенко (еще в свою президентскую бытность), а все равно осталась на закате лет с криминально минимальной пенсией, безо всякого звания. Лишь с прекрасными украинскими песнями - в репертуаре своей судьбы. (Естественно, в этом свете даже бессмысленно напоминать, сколько бездарной дряни только за последние годы обзавелось высшими государственными поощрениями…).

Таким образом, самое ценное в представлении франковцев - то, что и прописано в первой части их двустворчатого названия. «Романс» (украинский). Поскольку «мастер-класс» (в связи с конкретным постановщиком) - еще не значит «мастер касс». Тут к бабе Ванге не ходи: премьеру поджидает незавидная экономическая участь. Одних слушателей «дрессирует» иной репертуар - им не до старинных «романсов», а другим, невзыскательным, непонятно даже название постановки... Хотя в качестве композиционной рамки для представления режиссер и использует во всех отношениях выигрышную пьесу - «Безымянную звезду» М.Себастиану (в 1978-м ее хрестоматийно экранизировал Михаил Козаков с Анастасией Вертинской в главной роли).

От «Звезды» (первоисточника) постановщик оставил провинциальный вокзал, на котором поют драматические актеры. Сохранил и отдельные диалоги главных героев румынской пьесы. Впрочем, и эти тексты впоследствии кажутся необязательными вставными «разговорными номерами» в музыкальной композиции.

На мой взгляд, не во всем доказателен постановщик в выборе именно такой - специальной - драматургической рамки. Почему «Безымянная звезда», а не, скажем, «Станционный смотритель»? И почему из популярной пьесы (в таком случае) не «выдавлены все соки», поскольку сюжет увлекательный, и побуждает полет фантазии в любом направлении.

Ясно одно: важна не пьеса, здесь нужен вокзал. Как писал Б.Пастернак: «Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук, испытанный друг и указчик, начать - не исчислить заслуг…»

Как раз на вокзале - в ареале встреч и разлук - нам и предлагают выездной концерт франковской филармонии. Репертуар рассчитан стратегически. Но не всегда продуманы сценические «регистры»…

И в таком случае показательно, что главными героями становятся не персонажи обильно цитируемой пьесы, а мимолетные вокзальные люди-фантомы.

Они - «безымянные звезды» (вот вам и название для кассы!).

Они - без имен и без судеб.

Это те персонажи, которые не только рьяно таскают ручную кладь, но еще и поют - что есть мочи.

Шустрый вокзальный муравейник в спектакле то и дело оживает, эстетически облагораживается. Это все-таки не затрапезные бомжи из киевского отстойника, увидев которых лучше посторониться, а неизвестные загадочные пассажиры «с каким-то секретом», с припрятанным за пазухой музыкальным приветом.

Режиссер - уже с высоты руководящего положения - покрутит вправо-влево привокзальную шарманку… И зал ожидания наполняется мелодиями и ритмами украинской эстрады 50-
70-х, других дальних лет. Пьеса румынская, музыка украинская. Одним словом - Евросоюз.

При этом сурово замечу: не все драматические артисты у нас поют хорошо. И не всем из них это следует делать публично.

Только лишь некоторые - сквозь песенную образность и свои сценические фантазии - сочиняют прямо на наших глазах плотские живые сценические микроорганизмы. Как осколки судеб, однажды разбитых и однажды блеснувших в толчее, а затем потускневших, куда-то испарившихся…

Волнует выход «трех сестер» в летах (актрисы Галина Семененко, Галина Слипенко, Ольга Цимбалист): и эти, возможно, тоже собрались «в Москву», да куда им - поезда в ту сторону не ходят. Очень приятно мне наблюдать, когда безо всякого текста «знает, что делать» на сцене «вокзала» актриса Светлана Прус (Кассир). Энергичная, подвижная, объемно сладострастная и по-феллиниевски гротескная, а также вечно себе на уме, она точно такая же работница ЖД, каких и видим частенько в вокзальных окошках, когда покупаем билет то ли на юг, то ли на север. Вдруг неожиданно ангельское явление - Цветочница - посреди вокзальной клумбы. Еще одна безымянная звезда, трепетно сыгранная и замечательно спетая Анжеликой Савченко. Чувствуется, что в жизни этой девочки есть и своя тайна, и своя натянутая струна, к которой чужим пальцам лучше не прикасаться. Всего-то лишь несколько появлений у сценического «фантома», названного в программке «Провинциалка», но актрисе Татьяне Михиной и этого достаточно, чтобы сорвать бурные аплодисменты, приноровившись под стиль а-ля Мерилин Монро. Сильный голос, редкий сценический темперамент - все при ней, несмотря на мимолетность видения - и в этом спектакле, и в некоторых других… И снова с сожалением бубнишь, что репертуарные горизонты пока недостаточно расширены для потенциала некоторых избранных талантливых молодых, из которых бы будущих репертуарных лидеров - лепить, творить, «малевать». Репертуар, впрочем, сегодня чаще верстается с расчетом на «шестидесятников», гарантов внутрикорпоративного покоя в этом театре.

Но это общее. Пока - о частностях.

…В частности, этот же спектакль демонстрирует прежнюю художественную платформу постановщика: слыть и быть «пленником собственных мечт»… «Сбыче» которых регулярно содействуют худрук и директор...

Но, как это порою случается, не всегда даже самые яркие замыслы соразмерны премьерным результатам.

Выше замечено о «нецелевом использовании» самодостаточной зарубежной драматургии… И при этом слишком самонадеянно смотрится в афише (над названием) имя самого режиссера, как «автора пьесы». Хотя в основе-то - и пьеса чужая, и романсы предполагают конкретное авторство. А в нашем случае имеем дело скорее со сценарным планом, со сценическим монтажом. Но явно не с полноценной драматургией. Не с оригинальной «пьесой».

Несколько запутавшись в таких вот мечтах и фантазиях, постановщик, как оказалось, запутал и зрителя. В том числе и в решении ключевого образа.
В оригинальной пьесе это Мона (с появлением которой начинается кутерьма). Здесь, у нас, просто Неизвестная (как будто бы с картины И.Крамского).

В своем же релизе постановщик декларирует, что в спектакле «життя вокзалу маленького містечка порушує поява незвичайної пасажирки, її поява ламає сталий перебіг буденного життя мешканців міста, а для місцевого Вчителя стає втіленням мрій про її величність Любов…».

Однако главный женский образ (актриса Лариса Руснак) подается излишне утрированно. Наигрыш - в сценической речи, в общем сценическом рисунке. Очевидно, окончательный силуэт роли так и не найден.

И, по сути, ломается сам каркас затеянной режиссером конструкции. Именно «такая» героиня - откровенно земная и часто не к месту кривляющаяся - ничего «изменить» не способна. Она - «такая, как все». А может, и похуже других, отставших от поезда?

…Ноты запаха, которые предполагает женский образ из «Безымянной звезды», довольно разнообразны: красота, порок, фальшь, восторг, искренность, наивность, даже цинизм (местами). Ей было «чем» соблазнять - и учителя, и богатого содержателя. Но постановщик так и «не договорился» со своей Неизвестной: в какую игру им играть? Кого - «соблазнять»? «Кака така любовь?» - переспросили бы в другом известном фильме. И, к сожалению, это далеко не лучшая роль артистки (относительно недавно отлично подавшей Фриду Кало в хореодраме того же постановщика). И изначальный замысел зависает, как компьютер. Выходит, не героиня преображает захолустный мир одним своим явлением, а все с точностью до наоборот. Мимолетные странники, безымянные привокзальные призраки-«звезды», будто бы бросают свет и на нее - на эту Неизвестную, заблудившуюся во временах и в жанрах, попавшую не на ту станцию.

...В остальном, спектакль-«романс» можно уверенно пропагандировать в среде национально сознательной интеллигенции, учащихся старших классов, студентов консерватории, зрителей телеканала «Ностальгия». Концерт состоялся - «номер прошел».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме