Год еще не доскакал до экватора, а от рекордов рябит в глазах! И снова тянет «итожить, что прожил». И, право, напрасно сетуют ворчуны, будто жизнь в 2012-м стала окончательно унылой и совершенно «невозбуждающей». Внимательней присмотритесь к нашей действительности, как это недавно сделал один из заграничных представителей Книги рекордов Гиннесса… И тогда мгновенно, закатав рукава, кинетесь строчить в популярный талмуд новейшие параграфы - Made in Ukraine.
1. Так вот приехал месяц назад этот благополучный человек-наблюдатель из Книги Гиннесса в нашу бедную родину. Откушал вареников в «Батьківській хаті». Посмотрел телевизор. И моментально «закарбував» золотыми прописными литерами имя Михаила Михалыча Поплавского в увесистый импортный гиннессовский том.
Тоже мне рекорд! 55 часов надрывного пения (местами похожего на ор) в передаче-марафоне «Песня объединяет всех» (Первый телеканал). Мы тут и не такое слыхали. И не такое видали.
И вообще - во мне давно жила монументальная уверенность, что «М.М.» (это давно не просто аббревиатура, а звонкий бренд, конкурирующий с инициалами Мэрилин Монро, которая тоже «М.М.»), уже пожизненно в этой книге прописан.
А если нет, то куда приезжие чернокнижники раньше глядели?
Два десятилетия этот неунывающий гиперактивный человек «учит культуре», а одна из правых рук нынешнего президента называет эту учебу… - «рассадником безвкусицы и голых девиц». Немедленно записать с красной строки следующую сентенцию: «За двадцатилетнее обучение безвкусице и «голытьбе» под прикрытием «культуры» в Книгу Гиннесса заносится имя…».
Если бы Гоша Бенкендорф вместе с Валидом Арфушем провели на своем канале телемарафон «Хотя бы одна «клепка» в голове объединяет всех!» - и в течение 55 часов задавали «М.М.» профильные для него вопросы наподобие: «Чем отличается Кафка от Шнитке?», а он еще и отвечал бы без запинки, тогда признаем это за рекорд истинный, неподложный, правоверный! А то все «бесовщина» какая-то или спекуляция на национальных атрибутах. Хотя сам «М.М.» по-прежнему рекордсмен для общественного подражания. Если возникает вопрос, «делать жизнь с кого?», то нет вопросов - с него. Не имея «ничего» (в плане глубокого культурного базиса или вокальной надстройки), человек сумел получить «все» - вплоть до отдельной строки в госбюджете. Молодец! Берем пример. И стремимся к новым подобным рекордам.
2. А чем не рекорд, господа хорошие из гиннессовской книжки, наше местное глобальное реалити-шоу - «Месть и закон» (по мотивам индийских народных драм). Где главными героями значатся важные люди в высоких кабинетах и некоторые пленники в тюремных камерах. А непосредственными участниками и зрителями действа каждодневно становится вся страна. Сколько там нас еще осталось миллионов?
Без передышки, начиная с 5 августа 2011 года, двадцать четыре часа в сутки отменного «шоу» и «реалити». Во всех новостях, на каждой информационной ленте. 24 часа умножьте на истекшие дни…Куда там Ксюше Собчак с ее «Домом-2», где в скромное время чирикают благоглупости стайки сексуально озабоченных... Наше шоу - всем реалити - шоу, с трагическими поворотами, фарсовыми перипетиями. И какой-то апокалиптической перспективой (не приведи Господь).
3. А разве не рекорд, достойный Гиннесса, - уничтожение исторического Киева со скоростью света? Вот кто из вас, гиннессовцы, приехал сюда, взял секундомер - и подсчитал, сколько прекрасных, подлинных старинных ценностей за рекордный срок стерли с лица столицы прожорливые «термиты»? Не успели поплакать над уничтоженным Андреевским спуском, как снова, на тебе - начинается «перестройка» Гостиного двора на Подоле. Двести лет на этом Подоле стоял Гостиный двор - и никому не мешал (его рушили, а потом восстанавливали, а он стоит и радует). А теперь пришли «архитекторы» и решили забабахать очередного многоэтажного урода. И предварительно, еще в августе 2011-го, исключили этот двор из реестра памятников архитектуры.
Что же для вас тогда «памятники», нелюди? Разве только те, что на Байковом? Так для вас скоро вообще не останется даже залысины на голове столицы. И бодрым шагом - ради новых строек - пойдете сносить храмы, церкви - то, что большевики не успели снести. Конечно, возможное разрушение символа Подола - очередной акт самоубийства для власти, если власть еще отличает символы. Вы же в Европу стремитесь, с Америкой заигрываете. Так поинтересуйтесь у американцев, которые расскажут, что в Вашингтоне, например, никто коллективно не сходит с ума от рекордных застроек центра - и там ни одно здание не может быть выше Капитолия.
У украинских рекордсменов по-прежнему только один гиннессовский принцип (в его архитектурном преломлении) - «Наша дура выше всех!».
4. Нам есть чем гордиться перед высокомерным г-ном Гиннессом и в области литературы. Да, здесь мы снова впереди планеты. Как известно, Виктор Федорович огласил для общественности умопомрачительную цифру за свои неизданные еще литературные труды - аж два миллиона долларов! И загнал подобным тарифом в позорный тупик саму Джоан Роулинг. Той надо было пыхтеть не одну ночь, чтобы выдумать расчудесья о проделках волшебников - и заработать всего 4 тыс. фунтов (на первом этапе). А вот у нас - писать так писать!
И нечего скулить местным малотиражным завистникам. Просто украинский автор самых высокооплачиваемых произведений с оглядкой на Роулинг нам ясно дает понять - живете вы друзья в фантастическом мире, вот и не сопротивляйтесь….
5. А тут вот еще какой рекорд случился намедни. Общественно активная девушка Катя Чепура (загадочный для меня режиссер Театра имени Франко и ученица того же М.Поплавского) с группой верных товарищей во всеуслышание заявила, что наш профильный министр - «враг культуры». Якобы блокирует «українську мову в кіно».
Я категорически против навешивания ярлыков и стану грудью на защиту министра культуры. Наверное, мне повезло, но как ни посещу кинотеатр - исключительно «державна мова» (за вычетом безобразий, производимых «Нашей Рашей» и «95 кварталом»).
А вот если бы Катя не только о кино пеклась, а случайно включила телевизор - то обомлела бы от прогрессирующего «рекорда»… На украинском ТВ в рекордный срок практически не осталось украинского языка! Будто корова языком слизала. Куда ни ткни пультом - везде дружественные иностранцы. А на одном канале только одно название в уголке экрана напоминает о наличии конкретного государства. Это если, к примеру, представить, что на государственное телевидение Буркина-Фасо в массовом порядке забросили всех телеведущих из Гондураса - и они стали в иностранном национальным ящике «аборигенами». Так и у нас.
Поэтому пассионарным девушкам - с целью привлечения общественного внимания и к этому «рекорду» - нужно на Сырце залезть на телевизионную вышку (на самую ее макушку), и уже на этой недосягаемой высоте устроить акт публичного протеста… А мы подсуетимся с представителями Гиннесса, выклянчив их телефон у Михал Михалыча.
6. И как бы в продолжение темы. Ну, абсолютно рекордное обострение украинофобии в постсоветском искусстве - только лишь за последний квартал! Что такое? Разве этих людей интернационализму не учили в советских школах? Два фильма украинских ужасов - «Белая гвардия» и «Матч» - проталкивают на отечественные экраны неугомонные соседи… «Зачем?» - спрашивается. (Впрочем, об этом подробно написано в других номерах ZN.UA, не буду повторяться).
7. И, наконец, седьмой и, увы, не последний рекорд из калейдоскопа нашей броуновской действительности. Обратите внимание на самый активный и во всем доминирующий «жанр» прекрасного, который просто сросся с безобразием реальности.
Это жанр - пародии, подражания-кривляния. Я не такой уж профильный знаток европейских реалий, но со всей ответственностью могу предположить, что вряд ли в творческом и медийном пространстве более-менее цивилизованных стран подражание и кривляние до такой степени (как у нас) тоталитарно и масштабно. Можно представить, чтобы чертову «Большую разницу» под руководством А.Цекало (которого иногда хочется удушить в темном закоулке за энергичное перепроизводство на ТВ) одновременно демонстрировали сразу три центральных украинских канала? То есть Ткаченко, Богуцкий, Зеленский… Даже специалисты уже запутались, кому принадлежат «права» на этого Цекало и в чем «разница» его глобального одновременного присутствия на том или ином телеканале.
Что там Цекало, он - лишь один из подснежников в темно-синем лесу, где трепещут осины… Где «з ранку до світанку» юродствуют кривляки и подражалы - на всех двадцати общенациональных каналах ( которые скоро обещают «оцифровать»).
У меня нет пока ответа на трагический вопрос: почему пародии победили все оригиналы? Жду подсказку зала. И развитием природы этого сногсшибательного общественного рекорда, возможно, займемся в ближайших номерах.
Пока же объясню всем клакерам, блоггерам (и остальным ботам-гугенотам), отчего нет в этих сумбурных заметках трагических «ноток» публицистического надрыва и эсхатологических стенаний. А потому их нет, что к разнообразным смертным грехам относится следующий - уныние…
Так что не унывайте, это далеко не все «рекорды» из нашей активно дичающей действительности.