Разгорается очередной скандал, связанный с выходом (или запретом?) российского художественного фильма «Матч», который «играется» на нашем поле частично нашими же ногами, но, кажется, под пропагандистскую дудку Кремля. Бурную активность на этой неделе проявили некоторые общественные организации Украины, требующие от министра культуры М.Кулиняка «немедленно запретить» прокат этой кинокартины.
Как это у нас всегда случается, скандал возник из домыслов: якобы «Матч» Андрея Малюкова «одиозное» Государственное агентство Украины по вопросам кино «хочет запретить»...
Государственное агентство по вопросам кино, впрочем, ничего не «хочет» - преимущественно «хотят» прокатчики. То есть дистрибьюторы, которые приносят в агентство (в народе - Госкино) документы и визуальное произведение, чтобы, согласно «закону о кинематографии» и положению об «условиях распространения и демонстрирования», получить прокатное удостоверение.
Экспертная комиссия по вопросам выдачи прокатных удостоверений рассматривает «визуальное произведение» и, согласно тому же «положению», подчиняясь «перечню тем и ситуаций, с которыми может быть связан отказ в оформлении прокатного удостоверения», ставит «индекс фильма» - возрастной рейтинг ограничения зрительской аудитории от «14 лет» до «Х21». И на основе вот этих заключений глава комиссии, он же глава Госкино, принимает решение. Его в свою очередь затем подписывает министр культуры.
Следует сказать, что в Экспертной комиссии, состоящей из психологов, критиков, журналистов, преподавателей и т.д., всего 20 человек. Каждый имеет свое мнение-голос. И только у главы комиссии два голоса: один голос+ контрольный. То есть о «запрете» речи в принципе быть не может.
Фильм «Матч» на момент написания этого текста имел «счет» 9:8 - в пользу «выхода в прокат».
***
«Матч» основан на известной из советских времен истории о серии сыгранных в Киеве футбольных матчей в 1942 году, в оккупированной фашистами Украине. По легенде, игроки команды «Старт», частично собранной из бывших игроков «Динамо», были арестованы и расстреляны фашистами, поскольку не согласились проиграть немецкой команде «Флакельф» - и выиграли матч.
На этой основе был создан один из мощнейших мифов «Матч смерти». Такое впечатление, что миф не смогут развеять никакие факты. Ни то, что футболисты были расстреляли не все, и не после матча, а через полгода после игры в концлагере, и при разных обстоятельствах. Ни то, что Гамбургская прокуратура, рассматривая это дело с 1973 года, в 2005-м вынесла решение: «Истинную причину ареста футболистов установить не удалось... Расстрел в Сырецком концлагере был проведен… неизвестными полицаями, фамилии которых установить не удалось… Таким образом, нет оснований для начала нового процесса».
При том, что миф якобы развенчан, он остается постоянным в сознании большинства определенной части населения страны.
Об этом же матче в 1963 году Евгением Кареловым был снят фильм «Третий тайм». А в 1981 году, на основе этой истории, выдающийся Джон Хьюстон снял «Бегство к победе», где, между прочим, кроме таких кинозвезд, как Майкл Кейн, Сильвестр Сталлоне и Макс фон Сюдов, сыграли Пеле и Бобби Мур.
Назначение очередного чемпионата Европы по футболу в Украине на 2012 год дало старт для «перезапуска» истории. Свой сценарий написал наш Александр Шапиро, и довольно долго занимался этим проектом, пока его не поглотила продюсерско-сценарная трясина.
Но вскоре потерянную палочку первенства подхватили в России. Именно компания «Рекун Cinema» стала одной из восьми лидеров проката, отобранных российским «Фондом кино» для госфинансирования и, получив 250 миллионов рублей, запустилась с «Матчем». И тут произошел первый скандал. Причем он был связан не с будущим фильмом, а с соучредителем компании, режиссером Валерием Тодоровским - он был «выставлен» из компании своим коллегой, другим соучредителем и продюсером Ильей Неретиным.
Режиссер Андрей Кавун, приятель Тодоровского, который несколько раз сотрудничал с «Рекун», называет это «рейдерским захватом».
Так или иначе, но проект «Матч» повис в воздухе - по словам продюсеров, «писался сценарий». Однако в следующем году «Рекун» уже не вошла в список лидеров проката и не была профинансирована «Фондом кино» (поговаривают, что выигранный гранд за год перед этим давался именно из-за фильмов Тодоровского, в частности «Стиляги» и «Тиски», сборы от которых и вывели компанию в лидеры).
Со временем режиссером стал Андрей Малюков, известный по советскому боевику «В зоне особого внимания». Главную мужскую роль с большой помпой занял «бригадир» Сергей Безруков, а главную женскую - «адмиральша» Елизавета Боярская. В 2011 году начали рассылать сценарии украинским актерам. Некоторые - Александр Игнатуша и Богдан Бенюк - отказались. «Так противно украинцев еще не показывали!»
***
Наконец 22 марта членам Экспертной комиссии в стенах Госкино был показан «Матч», где, кажется, мелодраматическая история между голкипером футбольной команды и женщиной, изменяющей мужу, да и вообще футбол являются только фоном для идеологической атаки.
В фильме есть три стороны: фашисты, украиноязычные киевляне и русскоязычные киевляне. Фашисты показаны как солдаты на войне: они сознательные захватчики со своими прямыми целями и жестокими методами, словом - на войне как на войне. Киевляне, которые говорят на украинском, на 99% - это полицаи, корыстные коллаборационисты или просто предатели, глупые трусы с эмоциональным определением «подонки» (только дворник-уборщик «нормальный»), а бургомистр вообще объединяет в себе все выше перечисленные признаки. Русскоязычные - это единственные «наши», это «люди», ненавистники фашистов, они не продаются, а если и ложатся под кого-то в прямом смысле слова (как героиня Боярской), то с геройской целью спасти жизнь возлюбленному.
Служащие фашистам полицаи, которые говорят на украинском, носят на рукавах желто-голубые ленты, сбивают с синагоги звезду Давида, говоря при этом: «Жидовня погана». Это автоматически приравнивает украинский язык к пособникам фашизма, обобщая всех украиноязычных с фашистами; коллаборационисты проявляют предательство, а ярлык антисемитизма в наше время делает контрольный выстрел из определения «не имеют права на существование». И уже не важно, что доказаны российские корни навешивания на украинцев «антисемитизма» - люди поверят тому, что увидят. Ведь в главной роли - любимец Безруков, его любимая - красавица Боярская. А во второстепенной роли - Остап Ступка, по-настоящему хороший актер, который действительно хорошо - чуть ли не единственный! - сыграл в этом фильме.
Люди поверят. А принимая во внимание современную политику государства (с вытеснением украинского языка, с гегемонией одной партии), фильмовые моменты - украинская команда, набранная из полицаев и коллаборационистов, называлась в фильме «Рух» - станут красной тряпкой для быков.
Однако до сих пор не назван центральный эпизод, несмываемое кощунственное пятно, которое, кстати, было поставлено еще в первом варианте сценария и гордо доведено до съемочного процесса: когда в город заходят фашисты, их встречает бургомистр в вышиванке и женщины в национальной одежде с хлебом-солью в руках; они решают быстро забежать в клозет, и там, на распределительных стойках между унитазами, случайно забывают хлеб с солью на рушнике, впрочем, вспоминают, возвращаются, и бегом бегут встречать «освободителей»…
Какая замечательная сценарная находка! Какой образ, достойно принятый режиссером и аккуратно перенесенный на экран! Думаю, именно этот момент останется в истории кино, потому что фильм забудут довольно быстро.
Кому это выгодно? Уж точно не безымянным сценаристам. Да и продюсеры выглядят беззубыми пешками в игре, мяч в которой вбрасывался, возможно, и с бизнес-планами, очевидно, прибыльными, но комбинации и решающий удар делались уже кем-то другим.
Проблема для этого, главного игрока, в том, что игра шита белыми нитками и это бросается в глаза; и что еще хуже - шита плохо, криво.
На удивление плохой образец пропагандистского кино поставил пятно на профессиональной
карьере Малюкова, хорошего телережиссера, чьи сериалы «Диверсант» и «Побег» отмечаются пониманием жанра и интересным режиссерским видением.
То, что «Матч» не выпадает из российско-националистических идеологических интересов Малюкова, режиссера сериалов «Я - русский солдат» и «Империя под ударом», не является позитивом. Скорее наоборот. Но это мелочи. Этим фильмом свой «матч» проиграл и Безруков: согласившись играть в заведомо резонансном фильме, в актерском плане он почему-то ничего не показал… Кажется, ему просто не было чего играть (у того же Остапа Ступки роль богаче на гадости).
Потому резонный вопрос: выстрелит ли фильм в прокате? Выстрел будет точно. Только бы не выстрел «Авроры».
Комментарий
Александр ИГНАТУША, актер:
- Понятно, почему именно сейчас появляется подобный фильм. Интерес к Украине в сочетании с сожалением России по утраченной части империи является естественным для россиян - без Украины в историческом плане российская империя невозможна. Представилась удобная возможность, под которую эту «пилюлю» можно подать, - Евро-2012.
Для меня как для киевлянина матчи, сыгранные и выигранные киевлянами в 1941-1942 годах, являются гордостью. Я гордился этим фактом. Но если этот фильм выйдет, от гордости не останется и следа. В сценарии ни одного хорошего украинца нет, кроме сомнительного дворника, который метет улицы и потихоньку помогает еврейской девочке.
Кино - это искусство, но оно и мощное идеологическое оружие, о чем все, думаю, знают. И этот фильм является средством дискредитации «хохла-предателя».
Об украинском подполье, как то Елене Телиге, расстрелянной фашистами в Бабьем Яру, или об ОУН или УПА, которые боролись и с фашистами тоже, - ни полслова.
Более страшную антирекламу и визитку для Украины, учитывая Евро-2012, трудно придумать …