Выход в украинский прокат фильма "Незламна" режиссера Сергея Мокрицкого коррелирует с нынешней ситуацией в Украине весьма неожиданным способом. Думали, что будет "советская агитка", а получилось наоборот.
Еще на момент подачи проекта на конкурс Госкино (три года назад), еще читая сценарий, я был против его реализации. Поскольку тогда, т.е. вплоть до недавней сдачи фильма, проект выглядел как "заказной", подбрасывающий дровишки в российский костер, разожженный "национальной идеей возрождения советской империи".
Но даже если и было снято нечто ура-просоветское, из окончательного, прокатного варианта фильма оно убралось. Оставляя на первом месте щемящую мелодраму по жанру и военное, поражающее сложно-постановочное по форме кино.
Но важнее, по-моему, то, что невольно проступает со второго плана, является подтекстом или, по крайней мере, имеет право на такую интерпретацию.
О чем идет речь? Об актуальности.
Интерпретировать фильмы может каждый, чем каждый и занимается. Но имеет ли каждая из интерпретаций под собой основания?
Основания, как дьявол, скрываются в деталях. А "Незламна", словно дырявый сыр, пронизана ими.
Деталь первая: война. Великая Отечественная началась в 1941-м так же коварно, как и война на Востоке в 2014-м, - без объявления, без предупреждения, как нож в спину для многих.
Виктор Суворов писал, что Сталин был уверен в "дружбе" Гитлера, кто и что бы ему ни говорил. Так же и наши "ватники" были уверены в "дружбе" братского народа, который, как считали они, не может вторгнуться в Украину. Это важный аспект "Незламної": его сравнительная актуальность должна быть вынесена в начало как историческая характеристика двух войн и характеристика конкретно войны России против Украины.
Далее, вторая деталь. Тогда на СССР напали немцы, которых назвали фашистами. Как известно, фашистская партия была родом с Италии, а немцы шли под руководством нацистской партии. Но название "фашисты" приклеилось к нацистским немцам. Собственно, так же на Украину напали россияне, не являющиеся фашистами по политическому признаку - только по духу, из-за своего варварства и пророческой соотнесенности с фразой, провозглашенной, как считается, Уинстоном Черчиллем: "Фашисты будущего будут называть себя антифашистами", т.е. так же, как россияне, паясничая, называли себя антифашистами, а протестующих на Майдане - фашистами. Сколько дураку не плюй в глаза - он все равно скажет, что это божья роса.
Если обобщить и убрать временные ориентиры, получается так: главная героиня "Незламної" идет на войну с фашистами! Как идут на войну с "фашистами" многие украинки... Как пошла и Надежда Савченко... которую называют "незламною", т.е. несокрушимой...
Это третья деталь, актуализирующая фильм под наши события. Как утверждают создатели, называя так фильм для проката в Украине, они ни на что особенное не намекали, и у них не было неких концептуальных идей. Это произошло случайно. И весьма знаково.
Несмотря на то, что Савченко не является снайпером, как Павличенко, а Людмилу не брали в плен и не судили по сфабрикованным делам, как Надежду, - некоторые сюжетные моменты "Незламної" объединяют двух украинок. И, наконец, обе ради своей любви (хотя одна любила мужчину, а вторая - отчизну) спускаются вместо Орфея в ад. Павличенко вышла и не оглянулась, ждем Савченко для полного совпадения смысла.
И, несмотря на найденные детали и желание заострить на них внимание читателя, - "Незламна" не очень-то и нуждается в интерпретации, защите и уверении в противоположном тех, кто считает ее "зламаною". Ведь все же Павличенко воевала на территории Украины и по рождению была украинкой. И считать "Незламну" просоветским, читай - пророссийским фильмом - означает опровергать факт существования Украины в советское время.
Да, Павличенко воевала за Советский Союз, поскольку Украины как самостоятельного государства тогда не существовало. Да, Советский Союз в то время американцы называли Россией. Но делает ли это украинцев Королева, Ильенко, Мыколайчука, Чубая, Стуса - россиянами?
В идейном плане создатели фильма, в предчувствии предвиденной перспективы катастрофы и понятной травли, чего заслуживала бы выпущенная в Украине пророссийская картина во время агрессии России, словно группа папаш Карлов, подогнали "Незламну" к животворным кинематографическим формам. Love story на фоне взрывов, пули свистят над головами, а влюбленные слились в горячем поцелуе... Зритель любит быть растроганным, любит, когда есть кому сопереживать, когда есть, что сравнивать со своей жизнью и что примерить на себя, решая, как бы он поступил в той или иной ситуации.
Зритель хочет адреналина или эндорфина, испугаться или обрадоваться, или сначала первое, а потом сразу же второе.
"Незламна" работает именно на территории слияния двух удовольствий, особо не заморачиваясь над созданием оригинального, неповторимого микса: составляющие - обычные, соединение их - почти классическое. Но упаковка качественная, а результат употребления созданной субстанции эмоциональный. Это же массовое кино!
Люди переживают, потому что верят в историю (пусть даже первые 20 минут фильма "провисают" из-за плохо продуманных групповых сцен и вымученных реакций нескольких актеров). Люди плачут, поскольку их задевает за живое. Как сказала одна зрительница: "Я уже 20 минут проплакала, а они еще включают "Обійми" "Океана Ельзи" когда сквозь взрывы бегут главные герои... Как тут не реветь?".
"Незламна" - первый украинский фильм популярного жанра, профессиональное выполнение которого не вынуждает стыдиться собственных технарей, даже больше - вызывает уважение хороший уровень профессии и меры. Ведь с эффектами, как с алкоголем, можно и переборщить. Или - наоборот, что так же ломает кайф.
Следующий плюс фильма - саундтрек. Кому-то не хватило музыки, - действительно, три песни инструментальные и одна акапельная украинская народная - немного на весь фильм, но та, что была, необычайно точно синхронизировалась с событиями, соответствуя нужной реакции и находясь в нужном месте. Музыка в целом - один из потенциальных козырей любого фильма, и, в зависимости от того, правильно ли эти козыри вброшены в игру, ты выиграешь или остаешься "без лапы". Создатели нашли феноменальное посвящение Людмиле от американского певца Вуди Гатри, написавшего для советской снайперши песню Miss Pavlichenko, когда та прилетела в США убеждать Рузвельта открыть в Европе второй фронт. К ней прибавили вышеупомянутый абсолютный хит "Океана Ельзи" и (поскольку фильм частично делался на российские средства и будет выпущен в России) кавер-версию Полины Гагариной на хит Виктора Цоя "Кукушка" в новой аранжировке Константина Меладзе. Достаточно ли этих козырей, чтобы сыграть, по крайней мере, шестерную игру в преферансе? А это еще не все.
Второстепенные роли - вот весомое приложение к созданию фильма как проекта, который его продюсер лепит в четырех измерениях. В свое время камео Альфреда Хичкока в каждом его произведении были только игрушкой режиссера. Но потом приглашение звезд для коротких появлений в кадре стало правилом маркетинга.
В "Незламній" это правило имеет даже большее значение, чем в него вкладывалось: в фильме играет Виталий Линецкий - замечательный актер, характерный и самобытный, но здесь присутствует особый эмоциональный оттенок, ведь здесь он появляется едва ли не в последний раз, - прошлым летом Линецкий ушел из жизни...
Разбирая "игру", проделанную продюсерами, наталкиваешься на мысль о ежечасной украинской - удивительной - случайности. Рассчитанная на один эффект, "Незламна", похоже, даст совершенно другой и, что положительно, - хороший эффект. Который может к тому же дать важный толчок к следующему шагу Украины в мир, а мира - к Украине ("Незламна" - первый фильм, купленный компанией 20th Century Fox).