Последний месяц весны оказался необычайно щедр к киевлянам — начавшись бесконечной чередой праздничных гуляний, он стал подлинно райским временем для заядлых театралов, оставив самое интересное на последние недели мая. Фестиваль «Київ травневий» в очередной раз собрал в столице пёстрый арт-бомонд, состоящий из всевозможных коллективов и разнообразных трупп, признанных мастеров и начинающих волшебников, любимцев публики и кумиров дня завтрашнего…
Следуя принципам симфонического развития, фестиваль начал с мощного оркестрового tutti, собрав полный зал к приезду Русского имперского балета под руководством Гедиминаса Таранды. Название привезённого ими спектакля «Грёзы любви» сладко отдаёт листовским романтизмом, однако по сути этот спектакль — типичный микс, причём как музыкальный, так и постановочный. Сюжет прост, чтобы не сказать — банален: русский офицер, красавица-танцовщица, любовь — неизбежность трагического треугольника, ревность, обман, предательство, смерть… Где-то это всё уже было — а может, и не раз. Но почему-то оба действия зритель прикован к сцене невидимыми узами полуосознанного соучастия к тому, что происходит на тускло освещённой сцене. Пестрят костюмы, и в винегрете из джаза, танго, фокстрота проносится жизнь усталого поколения — эмиграция 20-х — 30-х и стала стержневой основой этого спектакля. Его действие происходит на пустынном вокзале, все дороги которого уходят вдаль, и все — в неизвестность.
Под трескучие патефонные записи оживает мир со старых негативов — популярные шлягеры-ретро перемежаются с душещипательным «Ямщик, не гони лошадей», и над этим всем — ностальгия, грусть, усталость. Герои гротескно страдают, отчаянно любят, трагично и чуть нарочито умирают. Но среди этого салонного пафоса проступает совершенно безыскусное наивное желание грезить о красоте, пусть пока недостижимой, далёкой, но такой пьяняще прекрасной.
Танцевальную линию фестиваля продолжили удивительные индийские танцы — сакральное искусство с труднопроизносимым названием «бхаратанатьям». Когда слушаешь трансово-медитативную музыку, сопровождающую движение танца, кажется, что запомнил эти монотонные мелодии навсегда. Однако стоит ей перестать звучать — и собрать воедино разрозненные звуки оказывается невозможным, словно красочный затейливый витраж, рассыпавшийся на сотни осколков.
Индийская философия движения предполагает не только умение создавать пантомимные танцы из разрозненных движений — главная цель заключена в скульптурности, умении застыть в необычных для европейского восприятия позах, превратиться в неподвижную статую, отрешённое каменное изваяние. Эти движения очень далеки от той псевдоиндийской синтетики, которой щедро кормили телезрителя мыльные индийские сериалы и фильмы о восточных страстях, популярные в советские годы.
Обе исполнительницы — родом из Киева, но уже более четырех лет живут и учатся в Индии, представляя две различные школы танца бхаратанатьям. Как объяснила танцовщица Елена Рыжей, всего основных школ четыре, но сколько существует гуру, т.е. учителей, столько и индивидуальных наборов движений, излюбленных композиционных приёмов. Самих движений — огромное множество, отсюда и колоссальная вариативность создания танца. Мастерство перевоплощения даёт возможность одной исполнительнице передавать не только образы героев, но и их разговор, чувства, взаимоотношения. Это не сольный танцевальный номер, но и не чистая пантомима. Здесь танцовщица исполняет роль рассказчицы, сказительницы, передающей живые сцены посредством возможностей своего тела, мимики, слуха. Такой танец требует концентрации и отстранения от внешнего мира; танцовщицы словно выступают посредницами в передаче мыслеобразов от воображения к восприятию.
Совершенно непохожими на индийскую витиеватость оказались несколько последующих балетных спектаклей, которые фестиваль, словно лакомства для сладкоежек, припас в своих творческих «карманах». Детским праздникам тоже нашлось место в программе — причём совершенно необычным. Что вы скажете, к примеру, об украинской Белоснежке и канадских гномах, только совместными интернациональными усилиями победившими злобную колдунью? А Мэри Поппинс приехала к малышам прямо из… Кременчуга. Оба спектакля — хореографическое воплощение детской классики, с той лишь разницей, что театр танца Светланы Шумковой (г. Кременчуг) существует лишь за счёт родителей юных участников коллектива, а также при содействии руководства фирмы «Кредмаш», поэтому декорациям и костюмам канадской молодёжной труппы они могут только позавидовать.
«День рожденья Мэри Поппинс» — не совсем сказка, а скорее притча о Настоящей Леди, о няне, которая понимает не только детские мысли, но и всё, что нас окружает, к чему мы привыкли и разучились замечать. И пускай в балетном варианте она несколько утратила свою строгость и неприступность, это не помешало восторженной аудитории устраивать бурные овации в каждой паузе. Особенно порадовало ребят то, что артисты оказались… их ровесниками.
Дети верят сказкам — поэтому их любят, и самый «здоровый» показатель нашего сегодняшнего дня как раз в том, что всяческие нинтендо, тамагочи, некачественные мультяшки и прочая дешёвая шелуха всё-таки не в состоянии отучить ребят от умения сопереживать, любить, радоваться победам «хороших» над «плохими» и твёрдо знать, что это — единственная справедливость.
В этом смысле «Белоснежка» канадского коллектива — образец конфликта добра и зла в стиле «action». На протяжении двух действий идёт напряжённая борьба, которую авторы постановки постарались, невзирая на условность балетного жанра, сделать максимально драматичной. Особенное восхищение публики вызвали костюмы всевозможной нечисти — правда, атрибутика тёмных сил была выдержана в классических традициях типичных западных страшилок и ужастиков, довольно сильно отличаясь от привычной нам эстетики отрицательных героев. Зато своего эффекта режиссёр добился — судьбоносный поцелуй принца был встречен единодушным непосредственным «ура!».
А напоследок поклонникам искусства танца представилась уникальная возможность познакомиться с удивительно колоритным коллективом, чьё творчество не только высокопрофессионально, но имеет невероятно сильный энергетический потенциал, моментально покоряющий зрителей. В том, что грузины — темпераментный народ, никто и не сомневался. Но так уж вышло, что одиннадцатилетие независимости Грузии совпало с фестивальными днями и органично вплелось в красочный венок его концертных акций. Единственное отличие было в ценах на билеты — благодаря титаническим усилиям устроителей, цены на спектакли не превышали 50 гривен, что само по себе является организационным подвигом; билеты же в ДК «Украина» стоили как обычно.
Отпраздновать столь радостную дату посольство Грузии решило традиционно — с музыкой и танцами. Но с какими! Здесь особую благодарность хочется выразить Чрезвычайному и Полномочному Послу Грузии в Украине г-ну Григолу Катавадзе — именнно благодаря его энергии киевляне имели возможность познакомиться с лучшими представителями грузинской культуры: достаточно вспомнить приезд в Киев Гии Канчели и гастроли театра Роберта Стуруа.
В течение нескольких часов зал буквально пропитался заводными ритмами народных мелодий, великолепно исполненных музыкантами танцевального ансамбля Е. Сухишвили и Н.Рамишвили, причём в первом отделении были представлены образцы подлинного фольклора, старинных грузинских танцев, в том числе удивительного военного танца-пантомимы, изображающего не только сам напряжённый бой, но и предшествующую разведку, подготовку к нападению. Сильное впечатление произвёл цикл миниатюр, посвящённых старому Тбилиси, — что-то ностальгическое и тёплое отозвалось в душе, словно отголоски тепла вечерних улочек утомлённого зноем города… Потрясающей в своей завершённости, идеальной плавности линий и гармонии оказалась миниатюра «Ожившая фреска», где три грузинские красавицы бесшумно плыли по сцене, словно бестелесные духи гобеленового полотна.
Танцевальный фольклор Грузии уникален в своём роде — и не только гибкостью и грациозностью женского танца, но и теми сложнейшими приёмами, которые присущи мужской танцевальной партии. Пластика здесь гармонично соседствует со стремительностью, порывистостью, энергетической насыщенностью прыжковых движений. Поражает и техника мужского танца на пуантах — то, что гротескно используется в балетной труппе Валерия Михайловского, здесь выглядит естественным и органичным среди горделивых движений грузинского танца.
Теплота и сердечность, в атмосфере которой прошёл весь концерт, — лучшее свидетельство того, что праздник удался — без выхолощенного официоза, вычурных речей и формальных вступлений, а действительно по-домашнему уютно, словно встреча с давними и добрыми друзьями.
Самая грустная истина, которая приходит к нам ещё в детстве, — это то, что всё когда-нибудь заканчивается. Фестиваль также подошёл к финалу; отгремели салюты ко дню Киева, и лето вступило в свои права. Но дни, наполненные такими разными и непохожими друг на друга действами, уже запечатлелись в галерее портретов «Києва травневого». И, посмотрев в ночное небо, где тихо мерцают звёзды, захотелось одного — не разучиться мечтать. Потому что иногда наши мечты сбываются — почему бы не в мае?..