Не берусь судить о том, как изменяются музыкальные фестивали в процессе развития и все ли они угасают, вырождаясь мало-помалу в формальные мероприятия (да и теоретические исследования на эту тему малозанимательны)...
Не берусь судить о том, как изменяются музыкальные фестивали в процессе развития и все ли они угасают, вырождаясь мало-помалу в формальные мероприятия (да и теоретические исследования на эту тему малозанимательны). А вот как слушатель, причем сочувствующий делу и с «благожелательным ухом», как говорят музыканты, вынуждена признать — не уверена, что грядущий, семнадцатый КиевМьюзикФест, сподвигнет публику посетить его дружными рядами. И вовсе не потому, что расписание концертов составлено настолько «грамотно», что попасть на все интересующие мероприятия попросту невозможно физически — они происходят в одно и то же время в разных концах города. И даже не потому, что круг приглашенных исполнителей становится все уже и уже, а основной пласт тянут на себе все те, с кем когда-то училась в консерватории. Просто потому, что слишком тоскливо звучат диссонансные звуки в полупустых залах, где и треть пришедших с трудом понимает, что собственно происходит на сцене. А на сцене чаще всего происходит, простите уж, беспорядочное музицирование. На то — серьезные причины, к которым шли не один год, а десятилетия, кропотливо воспитывая музыкантов на тотально классическом репертуаре, главным современником в котором считался Шостакович. Этого бесконечно мало для того, чтобы повзрослевшие музыканты, открыв ноты Берга или Веберна, не свалились в глубокий творческий обморок. Допустим, я утрирую — но и слушателя нашего не готовили воспринимать такие произведения дикого хаотичного XX века. Немудрено, что желающих послушать струнные завывания какого-нибудь украинского автора «а-ля композиторы XX века» вообще не находится, за исключением немногочисленных родственников автора. Вполне понятно, почему Сильвестров и Пярт так греют душу, оказываясь в соседстве малоизвестных (и асболютно очевидно, почему малоизвестных) композиторов. Конечно, не все так мрачно. Например, стоит выделить хоровые концерты Феста. Они традиционно теплые по атмосфере и действительно сильные по исполнительскому уровню. Порадовал хор «Кредо» — молодой, талантливый коллектив, который замечательно чутко исполнял как произведения Альфреда Шнитке, так и композиции Богданы Працюк, Катерины Билой, Леси Дычко… Но сама программа, на мой взгляд, составлена достаточно необдуманно — организаторы, видимо, руководствуясь наилучшими пожеланиями, умудрились нафаршировать фестивальную неделю таким невероятным количеством концертов, проектов, выступлений и акций, что у человека, рискнувшего хотя бы панорамно охватить взглядом Фест, должно было неизбежно случиться эмоциональное несварение. И джаз, и народные инструменты, и хоровые концерты в соборах, и авторские инсталляции, и все это одно за другим, без передышки и перерыва на кофе и обдумывание. Фесту изначально не очень повезло — его открытие минута в минуту совпало с концертом Брайана Адамса на Майдане. Не обошли этот факт язвительным замечанием организаторы на пресс-конференции — дескать, массовых мероприятий расплодилось немыслимое количество, а у нас вот денег нет на высокое искусство. Не хотелось бы сравнивать, но, к сожалению, ежегодный «плач о неполученных деньгах», который давно стал лейтмотивом всех фестовских конференций, заклинания «у нас самые лучшие коллективы, исполнители и композиторы», все это грустно звучит на фоне постоянно редеющих слушательских рядов. И особенно контрастно — на фоне жизнерадостных толп, проплывающих мимо Филармонии и фестивальных афиш… Кто виноват и что делать? Конечно, давать советы — дело простое, но неблагодарное. И все же… К примеру, отличный пианист Йожеф Ерминь — потрясающе сыграл «Відображення» Бориса Лятошинского, «Мимолетности» Валентина Сильвестрова, но закончил жутко банальной сонатой Ревуцкого. По такому принципу построена большая часть фестивальной программы. Лишь бы охватить побольше, и почаще повторять — «мировая премьера». А хорошо бы слушателей осчастливливать не только премьерами, но и возвратиться на один век назад, начав постепенно приучать к восприятию атональной музыки, отстуствию привычных гармоний и форм… А то ведь момент упустили. А теперь затыкают дырки современными авторами, которые абсолютно не виноваты, что их творчество для большинства обывателей представляется дикостью и чушью, если они не подражают хотя бы Лятошинскому. Нужно как-то определиться: если Фест просто площадка для молодых талантов, то пускай он называется, скажем, Фестиваль молодежной украинской музыки. Но когда в одном концерте пытаются соединить композиторов XX века и нынешних деятелей искусства, сравнение чаще всего не в пользу последних. Затем — отсутствие средств не должно волновать слушателя. Потому что его святое право — просто не прийти, и тогда вообще непонятно, кому нужен фестиваль без публики. Поэтому либо по приниципу «лучше меньше, да лучше», либо не жаловаться на результат. Фесту не хватает свежей крови, новых лиц и, как ни крути, известных исполнителей. Все это очень напоминает программу «Сам себе режиссер», только тут еще и организатор, продюсер, исполнитель и болельщик. Такова сегодня публика — ну, мало ей афиши с «мировыми премьерами», и если фамилии Пярт, Бибик, Берг еще вызывают смутные ассоциации, то Цепколенко, Юрина, Зажитько, Каминский и другие, увы, пока нет. Я каждый год хожу на МьюзикФест и каждый год прихожу с надеждой, что что-нибудь изменится. Признаюсь честно, послевкусие у меня осталось не с горчинкой даже, а с горечью… Действительно, есть хорошая музыка, которой мы, увы, не знаем. Но ведь детей учат читать, начиная с букваря, а не с газетных вырезок. Может быть, действительно стоит подумать о публике, а не о благородных целях и высоком искусстве? Возможно, мы еще просто не в состоянии взять эту высоту?..