Новый, 142-й концертный сезон в Национальной филармонии грозит пройти под знаком диалога современности и классики. Почему грозит? Да потому, что экспериментаторство при неумелом обращении чревато не только превращением диалога в монолог, но и полной потерей контакта с публикой. Пессимизм беспричинным назвать сложно — слишком уж много предпосылок для неутешительных прогнозов. Одна из них — извечная погоня за количеством, а не за качеством.
Алемдар Караманов и Сергей Рахманинов — такая неожиданная романтическая пара композиторов была предложена вниманию аудитории на первом вечере сезона. Концерт для ф-но с оркестром «Аве Мария» нашего крымского современника уже исполнялся в этом зале Владимиром Виардо, тем не менее, почему-то перспектива пробираться к композиторскому замыслу сквозь непривычную звуковую канву привлекла немногих. Пустыми спинками зал не зиял, но и аншлага не вышло. А жаль — знакомиться с живыми авторами полезно.
Особого веса афише придавало имя пианиста Игоря Четуева, который, к сожалению, стал редким гостем в наших краях, причем, по-видимому, теперь вместе со своим наставником Владимиром Крайневым — авторский фестиваль в нынешнем году уже не состоится. Официальная версия — маэстро слишком занят. Неофициальная — просто устал заниматься просветительством и выбиванием денег для своего музыкального детища…
Крымская (так и тянет добавить — караимская) морская музыка в руках чуткого музыканта, в прошлом — севастопольца, вызвала неоднозначную реакцию профессионалов: одни ругали за рахманиновскую мощь звука и широту разлива, другие восторженно говорили, мол, вот оно, откровение, молитвенный катарсис. Но от правды не скроешься — подавляющее большинство публики просто слегка растерянно аплодировало музыкантам, подустав от непривычных гармоний и бесконечных восточных нотосплетений. Отдохнули на Симфонических танцах Рахманинова — тут и гармонии попроще, и оркестр играл живее, громче. Это нынешней публике понятно, это ей нравится. Выйди Четуев с хрестоматийным Третьим Рахманинова — и ему бы тут же закричали «браво», причем не только с галерки.
Это я к тому, что перемены и реформы в филармонии, судя по всему, снова не с того начали. «Освежить» репертуар, безусловно, задача актуальная и своевременная, но, на мой взгляд, если что и нужно освежать, так это перечень лиц, допущенных к киевской сцене. Именно здесь кроется проблема — из года в год проверенные музыканты приезжают и играют, за редкими исключениями, именно то, чего от них ждут. Могу заранее представить град возмущений в свой адрес, но тем не менее — вместо ежегодных Виардо, Башкирова, Штаркмана, многие с радостью послушали бы молодых музыкантов, чьи имена хорошо известны европейским коллегам (причем знакомы с ними не по дорогим дискам), а вживую. Невозможно развиваться и идти вперед, как у нас любят говорить чиновники, «в ногу со временем», стоя на месте десятилетиями.
Открывает «новосезонные» абонементы филармонии, например, искусство фортепианной игры — ба, да знакомые все лица…Столь знакомые, что в половине случаев наперед знаешь, что сыграют, как сыграют и каков будет бис... И билеты в кассах тоже останутся до последнего звонка… Видимо, что-то с публикой нашей стало?
Что стало? Устала! Вот причина того, что не только ясного Караманова понимает максимум десяток человек из нескольких сотен присутствующих. Вот причина того, что лица в зале изменились. Последние из могикан по-прежнему ходят на концерты как на работу, но общая масса публики даже за последние пять лет поменялась колоссально. Непонятно, куда исчезли гроздьями свисавшие с балконов десятилеточники, училищные и консерваторцы, куда пропали их категоричные и темпераментные педагоги, взволнованно обсуждавшие каждую ноту в перерывах, куда подевались восторженные почитатели высокого искусства, трепетно подносившие цветочки исполнителям... Много туристов, просто заглянувших на огонек, любителей культурного времяпровождения.
Сегодня странно вспоминать, как буквально выламывала свежепокрашенные двери филармонии толпа завсегдатаев конкурса Горовица, как невозможно было протолкнуться на крайневском фестивале, как мы убегали с занятий, чтобы попасть на репетицию того же Четуева, одним глазком посмотреть, какой он из себя, Владимир Крайнев…Все это — в прошлом. Не случайно на мой вопрос, а что же так редко заезжает поиграть на любимой когда-то сцене, Игорь Четуев ответил с горечью: «Так я же здесь не нужен…» Нужен — в России, в Германии, в Японии, во всей Европе, а у нас — не нужен? Захотелось возразить — неправда, нужен, вот только отсутствие контакта с залом ничем не заменишь. Ни словами, ни искренней любовью нескольких десятков давних поклонников.
Есть такой термин музыкальный — лейтмотив. Так вот, мне кажется, в нынешнем сезоне лейтмотив «классика+современность» будет не просто преждевременным, но и неоправданным. Более того, насильно создавать диалог того, что друг без друга и так существовать не может, просто нелогично. Да и пафосное обещание Николая Дядюры «под занавес» выходить на сцену через каждые два дня с новой программой совершенно не радует. Напротив — было бы гораздо приятнее для всех, если бы Национальный Симфонический появлялся на сцене несколько реже, но зато в лучшей форме, поскольку духовые соло в Караманове действительно способны были вызвать слезы на глазах, вот только отнюдь не задушевностью и лирикой, а дикой фальшью...
P.S. У руководства филармонии на нынешний сезон большие планы, тем более что год весьма урожайный на круглые даты: 100 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича, 130 — с дня рождения Мориса Равеля, чуть поменьше, 110 — Бориса Лятошинского, столетний юбилей дирижера Натана Рахлина… Есть о чем подумать и с чем поэкспериментировать. Хорошо бы, не с публикой.