Десять дней в Харькове проходил IV Международный конкурс юных пианистов Владимира Крайнева. Он собрал 65 музыкантов из 14 стран мира. Два года длилась подготовительная работа оргкомитета конкурса, и вот Харьковская средняя специальная музыкальная школа-интернат распахнула двери перед участниками конкурса.
Уже на жеребьевке, которую проводил директор школы, заместитель председателя оргкомитета, директор конкурса Валерий Алтухов, меня не покидало ощущение, что я присутствую на неординарной акции, которую в Харькове очень ждали. Вместо утомительной процедуры вытаскивания своего номера юные таланты были включены в занятную игру: самая юная участница Динара Наджафова, перевернув одну из коробок с бисквитами (подарок фирмы), назвала номер, от которого и устанавливался порядок выступлений. Дети, педагоги, родители - все с волнением следили за этой лотереей. И вот эта атмосфера творческого волнения, особого воодушевления и, не побоюсь сказать, «спортивного» азарта сохранялась все десять дней конкурса.
Еще осенью на фестивале в Киеве «Владимир Крайнев приглашает…», когда мы имели возможность услышать лауреатов предыдущих конкурсов, маэстро Крайнев сказал: «Я за конкурсы. Потому что вся наша жизнь - тоже конкурс, тоже соревнование. Время убедительно показывает, что впереди именно те, кто побеждали на конкурсах».
Очень важно было мне, музыковеду, увидеть после фестиваля, который был прекрасной демонстрацией талантливых детей, их огромных возможностей, «крайневский» конкурс. Поскольку в Украине есть несколько конкурсов пианистов. Это получивший международное признание конкурс памяти Владимира Горовица, конкурс имени Николая Лысенко, харьковский конкурс имени Павла Луценко. Чем же отличается конкурс известного Мастера и что притягивает к нему внимание юных музыкантов из разных стран?
По-моему, первое и главное отличие - это присутствие и особый магнетизм личности основателя и руководителя конкурса - Владимира Крайнева. И то, что члены жюри - известные пианисты и педагоги из разных стран мира Тереза Дюссо (Франция), Ваола Вольпе (Италия), Снежана Пановская (Македония), Валентин Бельченко (Россия), Тамара Колос (Россия), Валерий Козлов (Украина) приезжают в Харьков, - это тоже заслуга Владимира Крайнева, его авторитета, личных связей. А представительное жюри - это уровень конкурса, его резонанс в мире.
Вторая отличительная черта - это то, что детей - юных музыкантов - после конкурса не забывают. Лучшие из лауреатов продолжают учебу у Крайнева в Ганновере, участвуют в его фестивалях, а также других фестивалях (в Кольмаре, в Брауншвайте) и конкурсах. Они постепенно выходят на международную концертную орбиту, их узнают в мире, и таким образом украинские исполнители вливаются в мировой музыкальный процесс. Обладатель «Гран-при» прошлого конкурса Игорь Четуев на пресс-конференции ответил однозначно, что где бы ни выступал, он выступает как представитель Украины.
Очень важна здесь роль Владимира Крайнева, который продолжает занятия в Ганноверской школе музыки и театра, в Москве и скоро будет проводить мастер-классы в Киеве. Его педагогическая работа не прекращалась ни на минуту и в Харькове.
Во время конкурса, в перерывах между прослушиваниями, можно было наблюдать выдающегося музыканта, окруженного родителями, педагогами, детьми. Ни одна просьба о консультации, помощи не оставалась без ответа.
Крайнев признается, что самое трудное - разговаривать с родителями детей, которые не прошли на следующий тур. «Да, тут и слезы, и переживания, но и обязательно надежда на победу в следующем конкурсе».
Владимир Крайнев считает очень и очень важной работу педагога в подготовке к конкурсу, поэтому он ввел два приза - «За подготовку участника к конкурсу», которые вручил педагогам Любови Рудовой (Санкт-Петербург) и Мэри Либензон (Новосибирск), именно их ученики получили «Гран-при».
Третье отличие этого конкурса - в его организаторах, людях, преданных искусству, влюбленных в детей, в их талант. Это Валерий Алтухов - директор ХССМШ, душа, мотор всего конкурса, Наталия Дущенко - директор Украинского центра творчества детей и юношества, Екатерина Ширман - исполнительный директор Международного благотворительного фонда помощи юным пианистам Владимира Крайнева.
На этих конкурсах большую поддержку организаторы получили от председателя, главы администрации Президента Украины Евгения Кушнарева, заместителя министра культуры и искусств Владимира Рожка, мэра Харькова Михаила Пилипчука. Такая поддержка государственных структур содействовала проведению этого прекрасного конкурса на высоком художественном и организационном уровне.
Главным же событийным моментом конкурса был совершенно фантастический, высокий уровень детей-участников. Их исполнительское мастерство потрясало всех слушателей и даже видавшее огромное число конкурсов жюри.
Программы, с которыми выступили конкурсанты, а самое главное - яркие личности юных музыкантов, которые проявились с I тура, вызывали восхищение у всех присутствующих на прослушиваниях (кстати, залы были переполнены на всех концертных и конкурсных выступлениях).
После II тура прослушивания младшей группы у меня был один вопрос. Как выбрать на III тур из этих интересных, поистине виртуозных детей самых лучших? И жюри поступило очень мудро. Вместо шести прошло восемь финалистов. И все они получили награды.
В младшей группе «Гран-при» получила Тонг Бо (Китай). Три первых места: Роберт Уманский (Украина), Ольга Кузнецова (Украина), Динара Наджафова (Украина), второе место - Колесова Татьяна (Россия), Комиренко Сергей (Украина), третье место - Шимкус Вестарес (Латвия), Холоденко Вадим (Украина).
В старшей группе «Гран-при» получил великолепный пианист из Новосибирска, который заявил своим исполнением о появлении настоящей музыкальной личности, - Илья Рашковский. Владимир Крайнев так сказал на пресс-конференции: «Если за четыре конкурса мы открыли такого Илью Рашковского, то конкурсы проводятся не зря».
Первую премию получил Аурелий Понтье (Франция), вторая премия - Бертран Шамайо (Франция), Андрей Цигичко (Украина), третья премия у Екатерины Шаманаури.
За этим сухим перечнем наград и фамилий стоят минуты вдохновенного, виртуозного исполнения музыкальных произведений.
С десяти утра порой до десяти часов вечера в зале школы звучали И.Бах, В.Моцарт, Й.Гайдн, Ф.Лист, Ф.Шопен, Л.Бетховен, С.Прокофьев, Д.Шостакович, К.Дебюсси, М.Равель. И выходили на сцену юные пианисты, которые каждым исполнением раскрывали по-своему, в новой интерпретации вечные, непреходящие ценности музыкального наследия.
Надолго запомнится слушателям виртуозный блеск восьмилетней Динары Наджафовой в исполнении этюда №2 Шопена, особую изысканность звучания трех пьес из цикла «Детский уголок» Дебюсси.
На мой вопрос Владимиру Крайневу о Динаре «Как может появиться такой юный виртуоз?» Крайнев ответил коротко: «Талант от природы плюс талантливый педагог» (Динара учится в ХССМШ у Светланы Захаровой).
Яркое впечатление конкурса - это и выступление Ольги Кузнецовой, у которой техническое совершенство сочетается с особой одухотворенностью в исполнении произведений В.Моцарта, Шопена (ученица Наталии Толпыго-Русиной из Киева).
Потрясла своим пианистическим мастерством и глубиной прочтения композиторского замысла Тонг Бо (Китай), ученица Любови Рудовой (Санкт-Петербург).
Аурелий Понтье (Франция) привлек в своей трактовке особой изысканностью и благородством звучания произведений классики. Ученик профессора Жана-Франсуа Хейссера (Париж).
Называя самые яркие выступления, хочется подчеркнуть, что выступления всех участников конкурса были на высоком исполнительском уровне, - это обусловило сложность борьбы за призовые места. Но тем и прекраснее победа сильнейших из сильных. В этом конкурсе побежденных не было. Участие в таком международном конкурсе, подготовка к нему - это уже реализация творческой личности пианиста. Нельзя не отметить, что выступления участников проходили на уникальном инструменте «Ямаха», который бесплатно был предоставлен фирмой на дни конкурса. А как бы хотелось, чтобы он остался в школе, чтобы дети имели возможность и дальше совершенствовать свое мастерство на таком инструменте.
Были и проблемы на этом конкурсе, вызвавшие размышления над дальнейшей разработкой и уточнением возраста в группах, подбором программ, обсуждалось место проведения III тура. Кстати, не могу не отметить великолепную работу дирижера Владимира Сиренко, который дирижировал на III туре и на заключительном концерте. К сожалению, у Рашита Нигматуллина выступление с оркестром в III туре сложилось не так удачно.
А на пресс-конференции в Киеве В.Крайнев высказал удивление, что из конкурсных премий высчитали налоги в размере почти половины премии, и чтобы дети получили их в оговоренном размере, маэстро пришлось отдать собственные деньги.
На каждом конкурсе есть свои плюсы и минусы. И конкурс - это начало новой работы с новыми лауреатами, продолжение творческих соревнований на других фестивалях и конкурсах.
Харьковский IV Международный конкурс юных пианистов Владимира Крайнева стал настоящим событием музыкальной жизни Украины. Это яркая страница истории культуры, вписавшая новые имена музыкантов, которым жить и творить в XXI веке.