ВКУС НОРВЕГИИ

20 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 49, 20 декабря-27 декабря 2002г.
Отправить
Отправить

Существует мнение, что музыка — искусство интернациональное. Она понятна всем и потому выступает в современной культуре как символ универсального языка...

Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Норвегия в Украине г-н Йостен Бердхардсен с юными солистками Элдбьерг и Рагнхильд Хемсинг

Существует мнение, что музыка — искусство интернациональное. Она понятна всем и потому выступает в современной культуре как символ универсального языка. Действительно — нот всего семь, аккорды также без труда поддаются определению... Между тем в разные эпохи и у разных народов эти незатейливые компоненты музыкальной ткани дают удивительные неповторимые комбинации. Именно национальный музыкальный стиль — загадочный и для иных народов совсем не «текстуальный» — завораживает, подчиняет себе внимание слушателей, словно волшебная сказка. Европа наслаждается «русским колоритом» музыки Мусоргского. В Японии без ума от Чайковского. Славяне же жадно «поглощают» западноевропейскую григорианику и музыкальное барокко. Вероятно, такое увлечение национальными стилями со временем поставит под сомнение гипотезу Милана Кундеры. В «Бессмертии» писатель предположил, что музыка нужна людям для того, чтобы ощутить свою неповторимость. Ты сидишь в мягком кресле и чувствуешь! Твои ощущения ни к чему не обязывают, ими невозможно поделиться. Действительно, в случае исполнения классических шлягеров, вроде «Лунной сонаты», которые успели обрасти литературными метафорами, эпитетами и прочими ярлыками, все так и происходит. Но в случае премьер или инонациональных произведений — не до сенсорного эгоизма. Никто не знает, как это понимать, чувствовать, как об этом думать. Слушатель из потребителя превращается в соучастника. Музыкальные события интригуют, дразнят, вступают в диалог с воображением. Со скрипом приходит в движение ассоциативный механизм, просыпается творчество.

Именно такой праздник устроило публике Национальной филармонии Королевское Посольство Норвегии в Украине. Недавно состоялся второй концерт курируемого им проекта «Норвежская музыка в Украине». В исполнении очаровательных сестер-скрипачек Элдбьёрг и Рагнхильд Хемсинг, украинского пианиста Александра Полякова, а также симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под управлением Игоря Палкина прозвучали произведения композиторов — современников Эдварда Грига.

Хотя имена Йохана Хальворсена, Йохана Свенсена, Харальда Северуда и есть в популярной шеститомной музыкальной энциклопедии, они мало о чем говорят не только простым слушателям, но и музыкантам-профессионалам (не считая специалистов именно в этой области). Музыка норвежских романтиков в Украине практически не звучит, потому исполнение произведений этих авторов в Киеве оказалось многофункциональным. Это и просветительство, и желание поддержать диалог между различными культурными традициями, восполнить дефицит информации, и обновление интонационных впечатлений. Но самое главное — прозвучав в Киеве в живом исполнении, норвежская музыка предоставила слушателям уникальную возможность полюбить ее, заинтересоваться ею и, наконец, соучаствовать в ней.

В узких рамках вечера организаторам концерта все-таки удалось показать наиболее характерные образные мотивы музыкальной Норвегии XIX и первой половины XX веков. Это и народное музицирование, и характерный для эпохи романтизма мотив инструментального пения без слов (Ромас Йохана Свенсена), и концертные пьесы под названием народных танцев, и образы далекой, но прекрасной земли, и миниатюры по мотивам народных мелодий — своеобразный микрокосмос музыкального мира, и, наконец, размышления о роке, преследующем человека.

В концерте прозвучала симфония № 2 одного из основоположников норвежского симфонизма Йохана Хальворсена под названием «Фатум». Программный подзаголовок спровоцировал параллели с творчеством П.Чайковского, в частности с его увертюрой с таким же названием. Как известно, тема рока является ключевой для музыки русского композитора, потому ее музыкальные воплощения хорошо известны. Тем неожиданнее был предложенный Хальворсеном тип поединка лирического героя симфонии с судьбой. В отличие от музыки П.Чайковского, где герой — преследуемый, а эмоциональная доминанта — безысходность, в произведении норвежского композитора герой полон решимости действовать. Он — воин, готовый вступить в поединок, и знает цену своему поражению. Впрочем, тем интересен и ценен мир норвежцев — народа, у которого маршируют даже невесты.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК