В прошлом году, к столетию кино, в Ялте состоялся большой кинофестиваль. Этот «праздник на фоне кризиса» нашего кинематографа еще раз показал, что, отсчитывая уже второй век изобретения братьев Люмьер, кино нигде не столкнулось с такими испытаниями, как в бывшей советской стороне. Если во всем мире вопрос «кино и деньги» уже решен давно, естественно и навсегда, то у нас на пороге рыночной эпохи он встал перед многими во всей своей непреодолимости...
За сто лет проделав огромный путь от Великого Немого к Великому Психологу, примерив роли Великого Рассказчика, Великого Обманщика, Великого Утешителя, наше кино, потеряв государственное финансирование, объявило себя Великим Нищим. Оказалось, что на шестой части земной территории предыдущие сто лет были только предысторией кино, его детством и юностью. Мужание кино у нас начинается только сейчас, но счастье, что «дух его уже сильнее тела». Новая эпоха порождает много новых вопросов. Означает ли кризис кинопромышленности и кинопроката, что наступил и кризис киноискусства? Означает ли перестройка финансирования киностудий угрозу свободе творчества и угрозу диктата денег в искусстве?
Новые реалии мира кино ярко отразились в судьбе именно периферийных студий, как, например, «Ялта-фильм». Это частный, но важный срез проблемы, имеющей общественное и государственное значение.
СТУДИЯ, БЕРЕМЕННАЯ... МЕБЕЛЬЮ
Для студии «Ялта-фильм» начало нынешнего года оказалось и началом новой эры. Министерство культуры Крыма уволило по статье за финансовые нарушения бывшего директора В. Чаадаева. В справке о проверке киностудии комиссией из представителей Ялтинского горсовета, Министерства культуры и Верховного Совета Крыма отмечались незаконная сдача в аренду имущества, пропажа автомобиля, неправильная реализация авторских прав на снятые фильмы, необоснованные расходы выделенных на кино средств. Комиссия направила материалы проверки в прокуратуру и поставила вопрос о привлечении В. Чаадаева к ответственности. Но даже не это сыграло главную роль, когда министр культуры А. Литвиненко принимал решение о смене генерального директора. В. Чаадаев запросил из бюджета на 1996 год 235 миллиардов карбованцев, но работать был намерен по принципу «Работу дадут». Студия между тем уже три года не отапливалась и не ремонтировалась, вышел из строя водопровод, помещения разрушались, съемки кино практически прекратились, люди потеряли веру в свое дело и стали уходить. На протяжении последних восьми лет происходила практически ежегодная смена управленческого аппарата. За последние пять лет со студии, весь коллектив которой насчитывает 280 человек, уволилось 87 специалистов...
Оказалось, что жить, как раньше, студия не может, но и жить так, как стали это делать под началом В. Чаадаева, тоже нельзя...
Историческая справка: Киностудия «Ялта-фильм» основана в 1916 году Н. А. Ханженковым для использования в кинематографии уникальных климатических, ландшафтных, исторических особенностей и достопримечательностей Южного берега Крыма. Здесь представлены все климатические и природные зоны планеты, исторические памятники всех эпох.
Студия первоначально существовала как кинофабрика, позже была филиалом «Мосфильма», еще позже - студии имени М. Горького. Самостоятельное предприятие со второй половины 80-х. За последние 15 лет с участием студии снято более 80 фильмов. Обычная нагрузка - три полнометражных фильма в год. В 1994-95 годах практически не выпущено ни одного фильма.
Ялтинская студия имеет декорационные комплексы для исторических, фантастических, сказочных и приключенческих фильмов. Здесь разрабатывают и изготовляют сложный динамический реквизит -механических драконов, животных, фантастических героев, есть парусное судно для съемок, два павильона на 600 и 200 квадратных метров. Производственная база включает цеха декоративно-технических сооружений, спецтранспорта, сложнотехнических, морских и специальных съемок, звукоцех, операторский, энергоосветительный комплексы...
- Сегодня уже ни кинопромышленность, ни киноискусство, ни кинопрокат не могут жить по-старому, - считает А. Литвиненко. - Киностудия должна научиться зарабатывать деньги. Ведь Голливуд на государственные средства никто никогда не содержал. О творческой программе студии будем говорить тогда, когда станет ясно, что коллектив выжил и возродился...
Выполнять эту задачу А. Литвиненко поручил Юлии Васильевне Бондаревой, чем, по его же словам, «бросил ее под танк». Ощущение от ее работы было таким, по словам работников студии, как будто бы она пришла в их дом и начала переставлять мебель по своему усмотрению.
Бондарева начинала на студии в Ялте 26 лет назад... шофером. Позже она приобрела специальность экономиста. С 1976 года - администратор картин. С 1990 года - начальник производства. Из-за несогласия с бывшим директором вынуждена была уйти со студии, но не из кинематографа - создала предприятие «Янус» по строительству кинодекораций. В 1995 году по призыву горсовета возвратилась на студию заместителем генерального директора по производству и финансам.
Ее называют «гениальным менеджером» и «директором по возрождению» не зря. Она соткана из энергии, решительна, принципиальна, ее суть в генерировании идей. Она приезжает каждое утро на студию на «мерседесе» и успевает за считанные минуты дать десятки указаний, проверить выполнение вчерашних поручений, переговорить с министерством и режиссерами по перспективным вопросам, написать рекламный текст, пригласить одну-две столичных группы на съемки или выбор натуры, пройтись по цехам и отрегулировать все тонкости непостижимого для непосвященных процесса зарождения кино. Многие ушедшие было со студии возвращаются назад...
Сегодня Юлия Васильевна уже, пожалуй, может ответить на вопрос, как должна жить современная киностудия. И ответ нас разочарует, ибо звучит до банальности просто - надо соединить творческий поиск и рыночную инициативу. Но именно в этой банальности скрыта гениальность и беспрерывный, для многих непосильный труд.
Довольно скоро Бондарева обнаружила, что у обанкротившейся без нее студии есть что противопоставить 25 миллиардам карбованцев долга. Студия оказалась беременной не только новыми кинолентами, но и... стильной мебелью. И в самом деле, если есть столярный цех, способный строить парусные средневековые корабли и мебель как эпохи Людовика так и в стиле модерн одинаково хорошо, - то почему бы на этом не заработать деньги, если «весь в долгах, как в шелках»? Если есть механический цех, способный производить тончайшие работы, как, например, расточка коленвалов, то почему бы и на этом не заработать? Если киностудия может построить для города канатную дорогу - почему бы не получить за это 25 миллиардов?
Главный, однако, заработок киношный. Съемки американцами фильма-боевика «Команда» - 4,5 миллиарда карбованцев, производство фильма «Возвращение блудного сына» немецкой кинофирмой «Моника Функе» - 3,5 миллиарда, госзаказ правительства Крыма на 4 выпуска киножурнала и цикл киноочерков принесет 55 миллиардов, съемка ленты российского режиссера
В.Гарматикова «Маленькая принцесса» - до 2 миллиардов, другие контракты с российскими киногруппами - 15 миллиардов, кинофестиваль «Артек-4» - 10-15 миллиардов, реализация прав на фильм «Империя пиратов», снимавшийся рекордно долго, больше 3 лет - до 30 миллиардов. За год собирается до 155 миллиардов прихода, расход можно свести до 100-120 миллиардов...
Есть надежда, что студия оживет.
«АРШИНОМ КРЫМСКИМ
НЕ ИЗМЕРИТЬ...»
Ялтинская киностудия - собственность Крыма. Министерство культуры сопротивляется любым предложениям соподчинить ее Киеву, как предлагает Крымское отделение Союза кинематографистов Украины.
- В Украине, кроме Ялты, еще 5 студий. Киеву не до нас! - утверждает А. Литвиненко. А по мнению главы творческого союза, режиссера Б. Небиеридзе в этом и состоит главная ошибка...
Уже сегодня студии тесно в рамках крымского статуса, если Европа и даже Америка снимают на ней фильмы. «Ялта-фильм» нечто большее, чем крымская достопримечательность, это фактор общегосударственной культуры, который «аршином крымским не измерить»...
Хотя Ялта исторически филиал московского кино, для украинского кинематографа она «прирезанный ломоть» и ей совсем не характерны исторические и художественные традиции украинского национального киноискусства. Но ограничить себя сегодня только региональными рамками и задачами - значит ограничить полноценность своего творчества. Сегодня студия как творческая единица, как молекула мирового кино получила уникальный шанс состояться как самобытный творческий коллектив. На каких путях и в каких рамках это может произойти? Именно это сейчас волнует ялтинцев, но именно в этом вопросе сейчас, по мнению Б. Небиеридзе, много спекуляций...
И Ю. Бондарева и бывший ялтинец, ныне московский кинорежиссер В. Пендраковский считают, что киностудии на роду написано быть «южной базой» для кинематографа СНГ. Это и заманчиво, и перспективно, но возможно ли сегодня? Б. Небиеридзе считает это вопросом далеких лет, когда каждая киностудия в СНГ будет иметь столько денег, чтобы не только прокормить себя, но выделять средства для съемок на чужих площадках. Конечно, Россия, стоящая сегодня перед выбором - строить новую южную базу на Кавказе (место выбрано под Анапой) или ориентироваться на возможности Ялты, заинтересована в этом. Бесспорно, новые возможности открывает Ялта и для кинематографий стран СНГ (как и для Европы), ведь практически только здесь за один съемочный день можно снять сцены и «на море», и «в тайге», и «в пустыне», и «в горах». Может и должна воспользоваться этим и Украина, следует учитывать и то, что Ялта в системе кино уже заняла свою нишу. Ее возможности и традиции исторических ландшафтных, горных, батальных, сказочных съемок неосуществимы в каком либо другом месте. Ялта способна обогатить и национальный украинский кинематограф, и мировой, и вряд ли стоит какой-то искусственной концепцией ограничивать ее перспективы?..
Кстати, именно на этом «Ялта-фильм» может заработать свои основные деньги, даже при том условии, что такие услуги предоставляются здесь неоправданно дешево. Б.Небиеридзе смог, по его же словам, всего за 480 тысяч долларов снять здесь 25 серий в то время, как на «Мосфильме» примерно за такую же работу по съемкам фильма В.Попкова «Графиня де Монсоро» истрачено более 2,5 миллиона долларов. Хотя ялтинские и декорации, и костюмы, по признанию самого режиссера, на порядок выше, чем «мосфильмовские».
Идея о том, что ялтинская киностудия должна развиваться как студия детских и юношеских фильмов (идея, витающая в воздухе! - утверждают некоторые спорщики), и Б. Небиеридзе, и
Ю. Бондаревой кажется искусственно зауженной. Почему только детских и юношеских, если реальные возможности гораздо богаче? - задают они резонный вопрос.
Анализ, причем, любой концепции показывает, что крымские рамки для киностудии узки. Крымское правительство заказало на этот год краеведческие (если откровенно, то рекламные) очерки и 4 выпуска киножурнала. И все! Нет сомнений - Крым не закажет Ялте полнометражный художественный фильм и не возьмется продолжать «стройку века» - начатые в середине 70-х корпуса новой производственной базы студии на Поликуровском холме. По некоторым очень приблизительным оценкам для этого потребуется 10-15 миллионов долларов. Эту проблему предстоит решать Украине, в лучшем случае на пару с Россией. Крым пока воспринимает ялтинскую киностудию прежде всего как производственное предприятие, способное давать крупные поступления в бюджет - второе место после «Интуриста»! Фискальное ведомство автономии претендует в этом году на 35 миллиардов карбованцев платы за землю и 11 миллиардов карбованцев других налогов. Крымское правительство пока не решается пойти навстречу просьбам ялтинцев и освободить их хотя бы от части этого бремени, хотя сегодня студии нужно элементарно встать на ноги...
Ю. Бондарева установила на предприятии жесточайший режим экономии - одни и те же декорации продаются для 2-3 фильмов, по много раз используются костюмы. Деньги зарабатываются даже экскурсиями по съемочным площадкам. Но все же это капля в море. Студии срочно необходимы гораздо большие средства - ждет восстановления сгоревший звукоцех, для чего понадобится несколько десятков тысяч долларов. В распоряжении операторов практически всего две, да и те не высшего качества, киносъемочные камеры. Требуется еще масса современной аппаратуры, не хватает специального транспорта. Все эти проблемы будут решаться, конечно, не в Крыму.
Поэтому Б.Небиеридзе считает, что двойное подчинение студии нужно не Киеву. На нынешний год в бюджете Украины для всех студий выделено всего 1.345 миллиардов карбованцев. При двойном подчинении Ялта имеет шанс получить шестую часть этой суммы. При отказе Киев даже обрадуется, ведь деньги на 5 частей делятся легче, чем на 6...
НООСФЕРА КИНО: ЖИЗНЬ ТРЕБУЕТ ТАНДЕМА ТАЛАНТОВ
Киноведы утверждают все же, что пока самобытного творческого коллектива с устоявшимися художественным традициями и собственным почерком в Ялте не было.
- Творческие силы как в Одессе, так и в Ялте всегда были из Москвы, - говорил Б. Небиеридзе. - Но сегодня студии как никогда раньше нужно именно творческое самобытное становление. Вся проблема в том, будет ли яркая творческая притягательная индивидуальность, вокруг которой могло бы произойти объединение и становление талантов.
Б. Небиеридзе считает, что таким центром мог бы стать московский кинорежиссер В. Пендраковский, снявший именно в Ялте несколько талантливых фильмов и пользующийся на студии авторитетом. Он заявил о намерении участвовать в конкурсе на должность генерального директора, который министерство культуры намерено объявить к концу года. Претендент уже подал свою программу премьер-министру Крыма, и отделение Союза кинематографистов рекомендовало его на роль главы студии. Рекомендовало из-за... отсутствия выбора.
Б. Небиеридзе считает, что
В. Пендраковский может возглавить не всю студию, а ее творческий процесс. «Талантливые режиссеры, как правило, - плохие хозяйственники, им свойственен экономический иррационализм, -говорит он. - Они не виноваты в этом, такова особенность художественного мышления. И этот вывод подтверждает... программа В. Пендраковского. А ялтинской студии в ее нынешнем положении не обойтись без крепкого хозяйственника...»
Намерена участвовать в конкурсе и Ю. Бондарева. Надо сказать, что она это право не только заслужила, но и выстрадала. В этой ситуации, как считает
Б. Небиеридзе, министерству лучше было бы в официальном порядке создать тандем двух руководителей, а не устраивать борьбу за одно кресло. И В. Пендраковский, и Ю. Бондарева - взаимонезаменяемы и оба нужны студии...
Счастливая особенность кинематографической Ялты состоит в том, что ей не нужна школа в ее обычном понимании. Вокруг студии уже создана эта особенная ноосфера кино: высокопрофессиональные кадры у нее «лежат под ногами». «Нужно только их собрать» - говорит Ю. Бондарева. В городе без работы не худшие операторы, художники, осветители, декораторы, мастера по дереву, бутафоры - они вернутся на студию, если увидят, что ситуация там переменилась.
Б. Небиеридзе считает, что творческий потенциал студии еще будет востребован в гораздо больших масштабах. С упоением он рассказывает о мастерской работе режиссера В. Павлотоса, которому чем сложнее задача, тем больше она его воодушевляет, художника по костюмам Н. Кузнецовой, которая «из ничего» создает великолепные костюмы, звукооператора Б. Голева, создавшего известную всему СНГ школу мастеров, осветителя А. Супруна, способного за считанные минуты выставить идеальное освещение в кадре, что особенно ценно при дефиците времени. Сегодня цена одного съемочного дня достигает 6-7 тысяч долларов...
Кто соединит все эти таланты и возможности в единый творческий коллектив?
Вопрос этот пока риторический. Слишком много проблем надо решить - экономических, финансовых, хозяйственных, технических, творческих и организационных - чтобы ответить на него. Но время подталкивает -дух киностудии «Ялта-фильм» уже «сильнее тела», как выразился бы классик...