К годовщине трагедии Бабьего Яра были приурочены две театральные премьеры, посвященные теме Холокоста, вернее — воспоминаниям о нем. Киевский драматический театр «Браво» представил трагикомедию «Путеводитель по Варшаве» по пьесе израильского драматурга Хиллеля Мительпункта, а Театр на Подоле — «Концерт для рояля в четыре руки», трагедию с элементами черного юмора по пьесе Ализы Ольмерт.
Впрочем, эти два спектакля казались вариантами одного и того же сюжета: случайно выжившие жертвы «еврейской беды» приезжают в страну их воспоминаний — Польшу — и обнаруживают, что «в прошлое давно пути закрыты», хотя никаких замурованных дверей как в процитированном стихотворении Ахматовой, на их пути не встречается. Напротив, все открыто и на виду, кроме, собственно, цели поездки — семейного черного рояля, как в «Концерте для рояля в четыре руки», и семейной же недвижимости — здания дедовского завода, как в «Путеводителе по Варшаве». Увы, в обоих спектаклях прошлое непоправимо утрачено, хотя воспоминания о нем по-прежнему томят героев.
В «Путеводителе по Варшаве» (режиссер — Владимир Борисюк, исполнительница главной роли — Любовь Титаренко) трагический по сути сюжет превращен в разудалый водевиль с безвкусными варьетешными вставками, так что весь ужас утраченного прошлого попахивает фарсом. В «Концерте для рояля...» (режиссер-постановщик Виталий Малахов) трагическая линия, напротив, выдержана достаточно ровно, хотя она и сопровождается «актуальными» упоминаниями о транслирующемся сейчас по телевидению сериале «Даллас» и приевшейся «Санта-Барбаре». Впрочем, «мыльные» мотивы вклинивают в трагичность пьесы Ализы Ольмерт некую саркастическую ноту. Ведь у каждого своя мечта: евреи мечтают о Польше своего прошлого или прошлого своих родителей, а поляки — о счастливой сериальной стране, где не нужно стирать и гладить. Но и то, и другое, увы, нереально.
«...Вы приезжаете в Варшаву, и детство, и все — опять сначала, вы понимаете?» — восклицает Марга (Любовь Титаренко), но это восклицание кажется не трагическим воплем, а его сериальной, мелодраматической заменой. В «Путеводителе по Варшаве» актеры усердно изображают евреев, но получается это разве что у замученного энергичной матерью взрослого сыночка (Станислава Колокольникова). Даже Лазерович (Алексей Вертинский) выглядит шаржем на подобревшего старого Шейлока. Марга — тоже в некотором роде пародия на пышущую энергией местечковую мамашу с ухватками домомучительницы фрекен Бок.
Зато главная героиня «Концерта для рояля...» Анна Зингер (Тамара Плашенко) — действительно жертва Холокоста, а не пародия на нее. Тамара Плашенко играет сдержанную иностранку, которая одним рывком сбрасывает маску, как только оказывается лицом к лицу со своим детством. И именно эта сдержанность, переходящая в надрыв, придает постановке искренность и естественность, которые не чувствуются в «Путеводителе по Варшаве».
Впрочем, «Концерт для рояля...» — спектакль растянутый, а финальная длинная речь Жены (Галины Ткач) вообще кажется приклеенной. Зато красива заключительная мизансцена, когда жертва и завладевшая ее домом дочь пособника палачей играют в четыре руки на рояле — символе утерянной гармонии прошлого. Минувшего этим, правда, не воскресишь, как не сотрешь из памяти выживших смерть и предательство, но по крайней мере можно к этому прошлому прикоснуться. «В поисках утраченного времени» — назвал свою знаменитую книгу Марсель Пруст. Спектакли, посвященные трагедии Бабьего Яра, можно было бы объединить под заглавием «В поисках неутраченных воспоминаний». Правда, в искренность поисков героев «Путеводителя по Варшаве» веришь с трудом: Анна Зингер из «Концерта для рояля...» гораздо убедительнее Марги.
Оба спектакля состоялись при поддержке Посольства Израиля в Украине и представляли собой театрализованные вечера памяти. И «Путеводитель по Варшаве», и «Концерт для рояля...» можно было назвать своеобразной данью культу прошлого. Культу, который никогда не испытает недостатка в поклонниках.