Персональная выставка легендарной украинской актрисы Ларисы Кадочниковой («Тени забытых предков») в эти предновогодние дни проходит в галерее «АтрибутЪ».
«Синяя птица» - так назвал актрису на открытии выставки режиссер Виктор Гресь: «У кого была распахнута форточка, к тому Кадочникова и залетала, принося счастье и красоту».
И, конечно, эта актриса принесла разным режиссерам - успех. В более чем 30 картинах «засветилось» не канонической красотой ее лицо. Оно светилось тем, что нельзя выразить ни линиями, ни «правилами», ни догмами. Оно светилось жизнью, отражая мерцание внутреннего душевного огня.
Незавидное состояние «актерский простой» Кадочникова часто заполняла своей живописью, своими неповторимыми художественными образами.
Рисунки детства - наши романтические стремления.
Рисунки взрослого человека - ощущения жизни.
Цветы - преобладают на ее картинах. Возможно, подаренные? А может, они расцвели в ее воображении в момент отсутствия ярких событий, жизненной радости?
Все эти цветы выглядят сочными, живыми. Не плакатным пятном, а «сюрпризом», спрятанным за полупрозрачной занавеской.
Со слов актрисы известно про одно ее полотно, посвященное реальной композиции, - корзине цветов, подаренной на юбилей. Но и это «соцветие» пропущено художницей сквозь призму собственного видения.
Знатоки сравнивают Кадочникову, кто с ранним Дали, а кто с Пиросмани или Марией Примаченко.
Однако уловить «подражание» кому-либо невозможно. Поскольку Кадочникова, судя по датам на ее картинах, в разные периоды своей жизни своеобразно ощущала и цвет, и стремление к художественному движению.
Что объединяет разные графические работы актрисы - так это раскованность персонажей! Нет в них страха, забитости, уныния.
Мечтательность и воздушность сквозит у всех ее «персонажей», начиная от отдыхающего на диванчике мальчика с кувшином до блуждающего по песчано-голубой пустыне странника.
Нет устали у «работающих в цирке» обезьянок с лошадкой, у мужиков на ярмарке. Всюду - жажда жизни в самых неожиданных ее проявлениях. От реальности до снов, фантазий, мифических образов (вроде Икара).
Да и женщины в ее интерпретации вовсе не похожи на «принцесс». «Женщина со скакалкой», «Женщина и пальто»: тут явственно проступает знание сути «слабой половины» и тонкая умная ирония.
Знаменитый художник Сергей Якутович, побывавший на этой выставке, признался ZN.UA: «Я сам вырос в семье художника, и все вокруг меня рисовали - Параджанов, Ильенко, Кадочникова, Миколайчук. Потому что рисунок - это выражение мысли: сначала рисуешь, потом проговариваешь. У меня сейчас есть студенты, которые не умеют рисовать, они владеют компьютером. Поэтому они и не понимают, что я им иногда говорю. А я не понимаю, что они делают. Зато я прекрасно «понимаю», что хочет сказать Лариса всеми своими картинами... Помню, когда она только начала рисовать и пришла к моему отцу, Георгию Якутовичу. И вдруг стала извиняться, что «не училась». Мой отец ей ответил: «Лариса, ты готовый художник! От природы! Рисуй - и ни о чем таком не думай!». Не все понимали, что изображал Сальвадор Дали, но он, невзирая на разные мнения, продолжал рисовать. И она рисует - развивается. И в ее графике есть очевидные шедевры, потому что она внимательно относится ко всем своим талантам. Это счастье вырасти в творческой семье, с детства попасть в плотное художественное окружение… То был мир, в котором постоянно стремятся к профессиональному совершенству. Тем более такая личность, как Лариса. Ей и хочется выплеснуть чувства, которые не дано было сыграть. Она это делает на бумаге - и это потрясающе. Ее работы удивительно оптимистичны. И печаль ее светла…»