Если через несколько лет напишут историю Одесского оперного театра, то конец ХХ и начало ХХІ века наверняка будут оценены потомками как самые мрачные годы. Годы чиновничьей безответственности, казнокрадства, бездушного отношения к уникальным памятникам архитектуры и равнодушия к искусству. Вдумайтесь, почти десять долгих лет длится ремонт этого красивейшего здания Европы. Потрачено 120 млн. гривен. А выполнено только чуть более 60% запланированных работ.
Сколько же еще понадобится времени и средств, чтобы театр, наконец-то, открыл свои двери и заблистал, как в былые времена? Ведь уже почти два года они наглухо закрыты. А труппа выпровожена на улицу и вынуждена скитаться по чужим подмосткам.
За всю 120-летнюю историю театра таких периодов не было. Его построили всего за три года. В 1884 году члены Думы решили, что нельзя жалеть средства на его возведение, город должен иметь театр, достойный блестящего экономического развития Одессы, не уступающий лучшим театральным зданиям Европы. Как постановили, так и сделали. В 1887 году муниципальный театр блистал великолепной архитектурой и богатым внутренним убранством.
К несчастью, в 1925 году здание театра горело. Огонь полностью уничтожил сцену с декорациями и занавесом, изрядно повредил изящную лепку, живописные картины на потолке, бархат и мебель зала, отделку лестниц и коридоров. Время было нелегкое. Но уже через год храм искусства принимал своих почитателей. Благодаря активности одесситов в банке был открыт счет для пожертвований. В театрах, клубах и парках были организованы сборы средств, которые перечислялись в фонд восстановления оперного.
В наши дни на призыв о помощи откликнулись многие одесситы — бедные и богатые, иностранные граждане и почитатели театрального искусства. За счет пожертвований собрали 1 млн. грн., которые были потрачены на укрепления фундамента. Сумма небольшая. Но многие искренне верили, что всем миром можно спасти театр. И если бы государство выполняло взятые на себя обязательства по финансированию, то так оно и было бы.
К сожалению, речи о важности сохранения культуры и духовности, охи и ахи, которые оставляли при виде разрушающейся красоты президент страны, сменяющиеся премьер-министры, председатель парламента и другие государственные мужи во время посещения оперного театра, только сотрясали воздух. Чиновников даже не тронул тот факт, что благодарный театр уже увековечил их имена для потомков. Их имена были начертаны на специальной металлической дощечке-послании, которую вместе с указом президента, постановлением правительства о сохранении здания театра и другими документами строители замуровали в фундамент. Текст такой: «г. Одесса, 12 октября 2001 года, во время президентства Леонида Кучмы, когда премьер-министром был А.Кинах, министром иностранных дел А.Зленко...» Далее идут имена министров финансов, транспорта, председателя Госстроя, губернатора, городского головы, митрополита Одесского и Измаильского, строителей, и сообщается, что закончены работы по усилению фундамента здания театра.
Дело в том, что во время работ строители обнаружили ящик. В нем находилась металлическая пластина с текстом о закладке здания Одесского городского театра в 1884 году, с указанием имен тех, кто в это время правил государством, краем, городом и принимал решение о строительстве. Рядом лежали в плотном переплете «Отчет городской управы», «Роспись доходов и расходов г. Одессы за 1884 год», «Городское положение», бутылка с вином, серебряный рубль и хлеб из пшеницы села Кошарка.
Точно так же поступили и наши соотечественники, сохранив стиль и манеру изложения того времени. Однако разница в том, что на пластине 1884 года указаны имена, благодаря которым красавец-театр был воздвигнут в сравнительно короткий срок. А на пластине 2001-го начертаны фамилии тех, во времена правления которых реконструкция театра растянулась на годы.
О вкладе государственных мужей свидетельствуют и именные сваи. Чтобы собрать деньги на укрепление фундамента, дирекция по реконструкции театра обратилась ко всем гражданам с просьбой помочь спасти театр. В обращении говорилось, что каждый может купить сваю, которая стоит 4 тысячи гривен. Так вот, их имеют не только богатые люди, потратившие свои деньги, но и чиновники. Им дирекция потом выдала на них свидетельство о собственности. И занесла их имена в специальную книгу для потомков, которую тоже замуровали. О вкладе государственных мужей можно прочесть и в книге, посвященной реконструкции, под названием «Возрождаем театр-сказку». Она была издана в Одессе в 2003 году. Кстати, после того, как чиновники с треском провалили второй срок окончания реконструкции.
Напомню, решение о спасении здания театра было принято еще в 1996 году. И закреплено указом президента Украины и постановлением Кабмина. Согласно документам, срок окончания работ — 1999 год. Но из-за скудного финансирования срок был провален. Потом установили новый — 2002 год. Но его тоже провалили. Затем появился 2004-й.
О, это был многообещающий год, год выборов. Тогдашний премьер-министр Украины Виктор Янукович во время посещения оперного был настолько убедителен, что все поверили: с финансированием на этот раз проблем не будет. Поэтому театр закрыли, готовясь к последнему реставрационному аккорду. Напомню, все годы, пока шел ремонт, оперный продолжал свою творческую деятельность и давал более 300 спектаклей ежегодно. А тут вынужден был покинуть родные подмостки с надеждой вернуться на обновленную сцену через несколько месяцев. В ноябре разрезать красную ленточку должен был сам президент страны.
Увы, надежды не оправдались. Подготовленное распоряжение Кабмина о выделении недостающей суммы Виктором Януковичем подписано не было. Одесса просила 133,2 млн. грн, а получила порядка 60 млн. Кстати, столько, сколько за все годы реконструкции, вместе взятые. Но этого было недостаточно, и третья попытка покончить с реконструкцией была провалена.
Ну а дальше наступила долгая пауза. В госбюджете на 2005-й денег на оперный предусмотрено не было. И работы остановились. Президент страны в марте дал поручение проанализировать состояние работ и принять меры для завершения реконструкции. Однако изучение ситуации и проверки использования бюджетных средств затянули решение вопроса почти на целый год. Письма губернатора области Василия Цушко с просьбой выделить 20 млн. грн., чтобы обеспечить противопожарную защиту, запустить котельную и энергоблок для сохранения уже выполненных реставрационных работ — богатого убранства зрительного зала и белой лестницы, ничего не дали. При этом губернатор сообщал, что областной бюджет со своей стороны изыскал 5 млн. грн. Но чтобы их потратить, Киев должен утвердить проект реконструкции и титул объекта. Но бюрократическая машина только гоняла письма по кабинетам. И область так и не смогла использовать даже свои средства.
В конце сентября губернатор писал: ситуация критическая; здание как театр использовать невозможно; полутысячный коллектив вынужден работать где придется, используя неприспособленные сценические площадки города. И просил выделить хотя бы 3 млн. грн. Но только в начале декабря Кабмин подписал соответствующее распоряжение. Правительство признало, что с начала реконструкции было выполнено работ на 120,3 млн. грн. и что для ее окончания нужно свыше 75 млн.
Признать-то признало, а что толку. На 2006 год Минфин обещает выделить только 20 млн. грн. А это значит, что театр не скоро откроет для публики свои двери. Но весь ужас не только в этом. За десять неполных лет реставрация превратилась в нескончаемый процесс, и может наступить время, когда все работы придется начинать сначала. Именно на этот момент и пытается сегодня обратить внимание Киева область. Не дай Бог, как говорят специалисты, придется повторно реставрировать зрительный зал, лестницу и фойе — это влетит в хорошую копеечку. К тому же прошедшие годы показали: инфляция опережает запланированные объемы финансирования. С 1997 года общая стоимость работ выросла с 79,8 млн. грн до 197 млн. Специалисты уверяют, что уже сегодня сумму надо пересматривать, так как с 1 января увеличена средняя зарплата в строительстве.
В связи с этим губернатор области подготовил несколько обращений. К премьер-министру — с просьбой создать правительственную комиссию и заслушать вопрос о завершении реконструкции Одесского оперного театра на своем заседании. И к президенту страны — с просьбой рассмотреть его на заседании СНБО. Однако, будучи в конце года с рабочим визитом в Одессе, Виктор Ющенко дал понять, что окончание реконструкции — забота не только государства, но и местной власти. «Такое впечатление, что Одесский оперный театр — это задача Киева, а не Одессы. Это некорректно, — сказал Виктор Андреевич, — хотя Киев, несомненно, должен сказать свое слово в этом вопросе».
Пока что слово Киева невнятное. А Одессы вообще не слышно. Для бывшего городского головы Руслана Боделана главной задачей было построить кафедральный Спасо-Преображенский собор. Все силы были брошены на его восстановление. Бизнесмены города об этом знают как никто. Ну а для нынешнего мэра…. Мэрия, конечно, сопереживает. Вы, наверное, слышали нашумевшую в Одессе историю о сносе двух этажей жилого элитного дома вместе с мансардой, выстроенного без соответствующих разрешений по соседству с театром. Власти города проявили принципиальность и потребовали убрать лишние этажи, чтобы вид не портили и на слабую почву не давили.
Кто бы официально ни отвечал за финансирование памятника архитектуры, здание оперного — лицо Одессы, ее достопримечательность, предмет ее гордости. Хочется верить, что Эдуарду Иосифовичу было весьма неуютно, когда на позапрошлой неделе ему нанес визит г-н Спиваков, который дал в Одессе единственный концерт и спросил, как продвигается реконструкция оперного театра.
Сегодня в театре сожалеют, что поспешили с завершением фасадных работ. С внешней стороны оперный успели отреставрировать, и он выглядит обновленным и помолодевшим. Может быть, тогда руководителей города и страны мучил бы стыд и неловкость перед иностранными и украинскими гражданами за состояние уникального памятника архитектуры и вопрос денег решался бы не так туго.