Солдаты «пятой колонны»

Поделиться
Сборник «Солдат белый, солдат черный» Анастасии Афанасьевой состоит из прозы и стихов 28-летнего харьковского автора...

Сборник «Солдат белый, солдат черный» Анастасии Афанасьевой состоит из прозы и стихов 28-летнего харьковского автора. Прозаическая половина, с названием «Говорить», которая жанрово определяется как «эпос в своем роде», состоит из повестей «Говорить о детстве», «Говорить о Сабуровой даче», «Говорить о том, как бегут девочка и пони» и просто «Говорить». В поэтической части книги — стихи из предыдущих сборников Афанасьевой, изданных в РФ. Кстати, в аннотации обозреватель российского журнала «Новый мир» отмечает «безыскусное письмо» автора, а также отсутствие «преображающей силы искусства».

В действительности же стихи у Афанасьевой вполне в духе времени: они демонстрируют всю палитру новейшей версификации — от классической метрики в стиле Льва Лосева в ранних сборниках до «белоснежно-белого» стиха, или же свободного ритма долгоиграющих верлибров а-ля российская поэтесса Елизавета Мнацаканова (или американский поэт-битник Ален Гинзберг). В то же время проза в этом сборнике более интересная, хотя так же вторична относительно «классических» оригиналов. Впрочем, автору можно простить схожесть названия прозаической части ее книги с названием сборника «Говорити» Тани Малярчук, потому сразу же возникает соблазн сравнить эти «два мира, два образа жизни», как говорили в приснопамятные времена советского агитпропа. То есть мир прикарпатского сказочного локуса, где люди еще помнят, как «за пійманого колорадського жука давали мотоцикл», и урбанистически-слободскую лакуну, в которой «учителя в большинстве своем были климактерическими тетками и полусумасшедшими мужиками». Что ж, «Украина — не Россия», как заметил один из наших экс-президентов, но многие об этом забывают.

А еще забывают наши неофиты-оригиналы о таких же «автобиографических» текстах своих предшественников, как «Колекція пристрастей» Наталки Сняданко, «Сьомга» Софии Андрухович, «Мейли до Бога» Ярославы Ивченко или «Добло і зло» Ирэны Карпы. Разве что в данном случае перед нами исповедь подчеркнуто «харьковского» автора, отличающейся от вышеупомянутых тем, что «украинское» здесь не ночевало. Это, очевидно, объясняет, почему для автора «Солдата белого, солдата черного» не существует вышеупомянутых девичьих признаний, зачем-то вылитых на взрослого читателя.

Ведь дело тут вот в чем. Анастасия Афанасьева, напоминаем, живет в Харькове, печатает свои произведения в Москве, где стала лауреатом «Русской премии». Какие тут могут быть аналогии с современной украинской литературой, которую автор в упор не видит, живя российским премиальным дискурсом! Может, что-то не так с воспитанием в «элитном районе» Харькова? «Одно время украинскую литературу у нас вел, похоже, действительно сумасшедший учитель, — пишет наш автор. — Он быстро стал объектом насмешек для всего класса. Его целенаправленно доводили. Накануне уроков сговаривались и устраивали акции: кто-то сидел во время занятия под зонтиком, кто-то, когда его вызывали, надевал бандану и читал стихотворение в стиле а-ля рэп, кто-то — как я — запускал на кафедру бумажные самолетики». При этом недавняя победа Афанасьевой в местном (украинском?) конкурсе «Молодіжний міський роман» издательства «Фолио» абсолютно ничего не меняет в вышеупомянутом геополитическом построении, поскольку даже таким «премиальным» способом тамошнее руководство издательства, отбирая явным образом русскоязычную прозу, в который раз пытается убедить нас и себя в «русскоязычестве» всего харьковского литературного региона.

С одной стороны, желание исповедоваться во времена глобального атеизма не такая уж плохая вещь. Но при чем здесь читатель? Ведь мелколичностный стиль всех четырех «говорильных» частей своего сборника — соответственно о детстве, отрочестве, студенческой юности и рабочей практике на должности врача-психиатра — лучше всего определяет сам автор.
«В разговорах о детстве купили в мини-маркете кучу всякой необязательной мелочи: какие-то мини-сникерсы, несколько маленьких йогуртов, еще что-то мелкое», — пишет Афанасьева. Что же касается жанра, то с ним еще легче, поскольку иногда нас сразу предупреждают, дескать, «это — повесть, написанная в форме пьесы, с элементами дневниковых записей в жанре нон-фикшн и вставками тишины».

Объяснений феномену Анастасии Афанасьевой, в который раз случившемуся в Харькове, немного. Во-первых, как жители тамошнего элитного района «Павлово Поле» никогда не пересекаются с пролетариями из спальной Салтовки, так потребители современной украинской литературы не сталкиваются с читателями Афанасьевой. Место дислокации этой харьковской русскоязычной тусовки — Музыкально-театральная библиотека им. Станиславского, не более. Которая, конечно же, соседствует с вышеупомянутым элитным «Павловым Полем». Казалось, больше (и дальше) и не надо — дислоцироваться и транслировать. Ведь давно известно, что такие явления в Харькове обычно относятся к так называемой пятиколонной русскоязычной культуре. Она никому особенно не мешает, давно не бьется за право «представлять Харьков» на литературной карте СНГ, и нетленной славы вторичных для Украины харьковских персонажей наподобие Лимонова и Чичибабина ей вполне хватает.

Хуже то, что кое-кто из новоявленных российско-харковских авторов, не веря в свою местную пятиколонную карму, пытается нарушить конвенционный багет. Хуже потому, что проблемы со «славой» начинаются здесь же. «На сцене ты обязан верить, что ты — полубог, — говорил Кит Ричардс из группы «Ролинг Стоунз». — Проблемы начинаются, когда ты продолжаешь так думать, сойдя со сцены». Так что, когда тихого «сценического» признания в далекой с недавних пор России нашим юным харьковским неофитам уже мало, они начинают наивно верить, что успеха можно достичь еще и в родном городе. Чему активно содействуют местные издательства наподобие вышеупомянутого «Фолио», даже основавшего подчеркнуто русскоязычную серию «Харьковская проза», в которой и вышел сборник «Солдат белый, солдат черный» Афанасьевой. Дескать, в Харькове только такая (русскоязычная) проза и возможна.

До недавнего времени было не так, и если выходила неплохая книга прозы у местного харьковского автора Андрея Краснящих, то выдвигалась она только на российскую премию. Которую, правда, не получила, но это уже другой вопрос. Ведь вышеупомянутого Лосева с Мнацакановой и Лимонова с Чичибабиным, которых наследуют харьковские аборигены, российскому читателю хватает в России. И если даже тамошний Фонд Бориса Ельцина основал соблазнительно-провокационную «Русскую премию» для русскоязычных авторов, проживающих вне границ России, то она (а также участие в борьбе за нее жителей Украины) не делала большого рейваха в Украине. Достаточно вспомнить имена М.Елизарова, Д.Савочкина, Ульяны Гамаюн — авторов из Украины, не пытающихся «усидеть на двух стульях», заигрывая с местной украинской средой, а просто прямо печатающихся в России.

Но радует то, что едва ли будет здесь дело у солдат из какой-либо «пятой колонны». И знаете почему? Потому, что русскоязычные авторы, живя в Украине российским дискурсом, обычно не обращают внимания на окружающую украиноязычную среду. Они не мешают ей, не смешивая свои тексты с украиноязычными. Афанасьева упрямо надеется на нечто большее. В чем ее поддерживает издательство «Фолио» со странной политикой конкурса «Молодіжний роман». Она не понимает, что кажется чужеродным телом среди украиноязычной (преимущественно) творческой молодежи Харькова. Возможно, это трагедия элитного «харьковского» воспитания, когда родители не то чтобы невнимательно, а совсем никак не относятся к культуре аборигенов? И поэтому их дети до сих пор считают, что триста квадратных метров «их территории» в элитном районе — это весь Харьков, а конкурс русскоязычного «Фолио» — это вся украинская литература.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме