«Я прошу вас остановить поезд, — нетерпеливо сказал молодой человек. — Я не понял ни единого слова из того, что вы сказали».
Фридрих Дюрренматт. Туннель
По стечению обстоятельств выставка в Центре современного искусства, приуроченная к 10-й годовщине установления дипломатических отношений между Украиной и Швейцарской Конфедерацией, открылась в день, когда флаг альпийского государства поднялся на флагштоке возле нью-йоркской резиденции Организации Объединенных Наций. Многовековая история легендарного швейцарского нейтралитета завершилась. Надеюсь, одинокий внеооновский Ватикан не нарушит свою, тоже давнюю, традицию набирать в охранники Папы Римского только швейцарских гвардейцев. Кстати, я мысленно попытался одеть Бернгарда Бишоффа, одного из организаторов художественной акции, в средневековые латы. Полагаю, они бы ему вполне подошли. Рассказ о выставке он начал с анализа стереотипов восприятия его родины украинцами. Горы золота и шоколада, снежные вершины и счастливая корова на изумрудных горных лугах, богатые трудолюбивые люди, умеющие делать вкусный сыр, идеальные часы да сохранять банковскую тайну. Что ж, так воспринимают Швейцарию почти во всем мире. И пожалуй, это не самый плохой образ страны и народа. Хорошо, что презентованная в Киеве выставка добавляет новые неизвестные краски к стереотипной картине швейцарского бытия и его художественных течений. Кажется, все довольно просто — берем калькулятор и по данным справочника вышеупомянутой ООН высчитываем: среднестатистический гражданин Швейцарии живет в 30 раз лучше, чем такой же математически созданный украинец.
Если развивать мысль дальше, то означает, что там художник может купить себе в 30 раз больше краски, натянуть на подрамник холст в 30 раз больший по площади и продать в 30 раз более талантливую картину в 30 раз дороже... Конечно, такие вычисления — полнейшая ерунда. Невозможно измерить талант на душу населения и объяснить гениальность количеством потребленных килокалорий. В жизни искусства все значительно сложнее.
Не сомневаюсь относительно профессиональных способностей художников, демонстрирующих в Украине свои произведения. Но многое из того, что предлагает эта выставка, напоминает мне просто игру со зрителем, в которой автор доволен лишь в том случае, когда посетитель скажет об экспонате — я такого еще не видел, как оригинально!
Собственно, художественная ценность никакого значения не имеет. Выставка составлена вроде бы из лоскутов работы рекламного агентства, берущегося за пропаганду всего, что можно продать, и пытающегося обратить в товар даже то, что продать невозможно. У большинства работ авангардность находится в состоянии reductio ad absurdum — доведения до абсурда. Чтобы ни у кого не возникло сомнений в несерьезности действа — посетитель сразу за порогом галереи встречается с видеосимволом выставки — перформансным произведением Шанталь Мишель — натуралистическим жеванием шоколада. Кстати, я забыл сообщить название художественной акции — «Не только шоколад», являющееся парафразом швейцарской пословицы о том, что не все в жизни — шоколад, или, если более по-украински, «не все у світі — мед».
Рядом работы Моники Штудер и Кристофа ван ден Берга — качественная компьютерная графика, почти фотореалистическая. Несмотря на то что в этих работах якобы есть какой-то философский подтекст, я воспринимаю их только как часть архитектурной, рекламной «показухи» для заказчиков проектирования альпийских гостиниц.
Если очень напрячься, то к категории искусства можно отнести и работу Эрве Грауманна с его компьютерным человечком Раулем Пиктором, ползающим по экрану монитора, изображая творческую деятельность. Ежечасно принтер выдает цветную копию его творческих мук. Что ж, довольно интересная компьютерная игра — никаких кровавых гонок и мордобоя.
Просто слезу вышибло то, что этот художник (Эрве Грауманн) сподобился использовать при созидании своей живописи человеческие руки (анахронизм, от которого его коллеги уже принципиально отказались). Правда, руки не свои собственные, а посетителей выставки. Жаль только, что на полотне могут расписаться только носители «пейзажных» фамилий — господин Дубина, госпожа Луговая или Соловей и т.п. Обидно, что моя неландшафтная фамилия не позволила мне приобщиться к вечности, продуцированной господином Грауманном.
Хоть ты тресни, но никто, даже замечательный экскурсовод выставки Бернгард Бишофф, не в состоянии убедить меня, что куча пластиковой и деревянной тары несет в себе хоть капельку какой-то идеи, хотя трудилась над этой инсталляцией целая творческая группа RELAX (наверное, ящики гурьбой таскать легче).
Художник Франтишек Клосснер продемонстрировал, как тает его голова. Нет, не живая — из мяса, костей и мозга, а замороженная водная отливка. Сосулька как сосулька. Каждую весну такое можно наблюдать на каждой крыше.
Намного страшнее смотреть на череп того же художника (не волнуйтесь, он жив и здоров), который с помощью Х-лучей Рентгена демонстрирует свое умение щелкать зубами и показывает, что они у этого художника еще есть. Наш чернобыльский опыт подсказывает: слишком много радиации — это не здорово. Искренне надеюсь, господин Франтишек не навредил себе этими экспериментами.
Наиболее приятное впечатление на меня произвели видеоупражнения Доминика Штауха с собственным фотопортретом и разноцветным ореолом вокруг головы художника. В соединении с пространственной музыкой и полутемнотой — действует как сеанс гипноза. Как по мне, в комнате релаксации (то есть психологического расслабления) для работников прокатного стана металлургического комбината или ткацкой фабрики такому фону для утомленных индустриальным шумом рабочих, пришедших подремать в мягких креслах, цены бы не было.
На этой выставке много и других экспонатов. Но после них страшно захотелось реализма. Все же галерея должна пахнуть масляными красками, а не озоном лазерных принтеров. Хотя, возможно, я безнадежно отстал от прогресса.
P.S. Я встретил на выставке замечательную украинскую художницу Елену Абесинову. Она много лет работала и училась в Швейцарии. В скором времени открывается ее персональная выставка в Базеле. Очень сожалею, что на киевский Подол мне добраться намного проще.