Год назад на телеканале Тет-а-Тет, который все время дополняет сетку своего вещания новыми программами, появилось телешоу «Я - памятник себе...». Срок не Бог весть какой, даже в масштабах сегодняшнего дня, но за это время героями передачи были Евгений Матвеев и Ольга Аросева, Татьяна Догилева и Валентин Гафт, Татьяна Васильева и Семен Фарада, и многие, многие другие любимые зрителем. Вряд ли рядовому телеману интересен разбор достоинств и промахов «Памятника...», он либо смотрит программу, либо легким движением пальца уходит на другой канал. А вот что думает один из ее создателей, автор и ведущий этой передачи - Илья Ноябрев об опыте прошедшего года и будущих планах, думаю, интересно всем.
Илья Ноябрев не новичок ни на сцене, ни на экране. Прошел «все круги «около» и театральной деятельности». Работал реквизитором-мебельщиком. Получал первые уроки мастерства актера вместе с Давидом Бабаевым, Татьяной Шелигой, Дмитрием Михалевичем, своей будущей женой и верной спутницей - Светланой и многими другими - в театре-студии при «Рабисе», руководимой Альфредом Шестопаловым. Окончил эстрадно-цирковое училище. Организовал и закрыл свой театр, из которого вышли: знаменитый кабаре-дует «Академия», Виктор Цекало, Виктор Андрющенко, известный ныне по шоу «Долгоносиков», Валерий Чегляев и многие другие. Был опыт гостелевидения - программа «Назначается свидание», украинский аналог «Утренней почты». Потом с головой ушел в бизнес, который был довольно успешным и помог создать материальную базу для творческой деятельности. Наконец, занялся воплощением идеи программы «Я - памятник себе...».
- Как родилась идея программы, кто «стоял у истоков»?
- Почти спонтанно. Не собирался возвращаться в актеры, идти в режиссуру, собирать антрепризу. Вариант телевидения существовал изначально, «Памятник» - лишь один из проектов, микс ток-шоу с капустником. Встретились с генеральным директором «Фильммаркета» Милой Горделадзе (как раз затишье начиналось в кинопрокате), она эту идею поддержала и мы поехали в Москву на разведку. Решили переговорить с Матвеем Ганопольским, мы близкие друзья, авось, что и посоветует! Поначалу он восхищения не выразил, но - встреча проходила у него дома - выпивая рюмку за рюмкой и поедая котлету за котлетой, он «подписался» на это дело. Матвей очень помог - его опыт работы на ТВ с моим тогда было не сравнить. Приехав в Киев, стали форсировать события. Первый канал, на который обратились, был ТЕТ. Со стороны руководства ТЕТа Аркадия Львовича Жаровского встретили понимание и поддержку и стали производить программу на паритетных началах. Хотелось застрелиться...
- Ваша программа сложна организационно: нужно организовать героев, найти и «разогреть» публику, приемлемое место для проведения съемок в конце концов?
- Сложности были, начнем от обратного - места съемок. Театр драмы и комедии был пробной площадкой, не до выбора было. В «Бинго» - огромный зал, там не было уюта, который должен сопутствовать этой передаче. Укртелефильм поначалу показался идеальным, но лето и осень пролетели быстро и стало очень холодно, а там не топили. И вдруг, так бывает, клуб «Красное и черное» предложил нам сотрудничество. В процессе бесед с руководством клуба у нас совпали взгляды на то, как развиваться программе. Сейчас клуб становится на реконструкцию. Это будет не камерный ночной клуб, где собирается элитарная публика, а - театр-варьете, этакий киевский «Мулен Руж»: в зале будет 450 посадочных мест, стационарная сцена, оборудованная по последнему слову техники. Там можно будет и оперные спектакли играть, и див эстрадных приглашать - все что угодно. В клубе снимается «Памятник» и другая наша программа, проекты, которые мы планируем, тоже будут сниматься там. Сегодня команда сопроизводителей выглядит так: студия «Открытая зона», телекомпания ТЕТ, клуб «Красное и черное», думаю, это прообраз некоего культурного центра.
Теперь о публике - она совершенно случайная всегда, ловили на улице поначалу, шли в близлежащую школу или институт. Сейчас есть «костяк» - около пятидесяти человек, которые жаждут попасть на программу. Как попасть на съемки? Элементарно: оставляйте свой телефон, вам позвонят, только уж не подводите нас, самое неприятное - пустоты в зале.
Часть третья, последняя - герои. Поначалу это было безразборно и очень «завязано» на Ганопольском. Критерий один - человек в творческом возрасте: сыгранные роли, награды, победы, звания, - заявка на памятник при жизни. Потом стало удобно с экономической и организационной точки зрения использовать гастролеров. Не все попадают в поле зрения - это может не совпадать с нашими съемочными планами. А было и такое - передача подготовлена, а съемки по тем или иным причинам не состоялись. С Иосифом Кобзоном, например. Договорились обо всем, определили день, вдруг - он пропал на двое суток. Съемки отменили, а Иосиф Давидович прилетел рано утром из Белоруссии, где, как оказалось, нет спутниковой связи, поэтому молчал телефон. Остается только сожалеть о несостоявшейся программе.
- Были ли отказы со стороны героев?
- Честно говоря, ни разу, а вот нестыковки были. Со Жванецким, например, - он прилетел на один день, но в три часа, а в шесть уже концерт. Не хватило времени, когда первый раз собирались писать Ширвиндта и Державина. Не получилось с Костей Райкиным - он приехал в Киев совершенно больным. Москвичи этой передачи совершенно не знают и приходят на запись в том состоянии, которое меня устраивает. Волнуются ужасно, что неожиданно для меня. За Филозовым просто гонялись по коридорам Укртелефильма, чтобы вывести на площадку. Могу заверить всех телезрителей, что герои такие, какими они их видят, - без позы, без игры.
- Илья, какие программы за год преподали уроки автору-ведущему?
- Каждая программа - серьезный урок. Ведь ее герои - личности, глыбы - это аксиома. Шаблон невозможен, моя задача - максимально раскрыть человека, а не доминировать. Если делить грубо, все участники программ делятся на две категории: те, кто принимают условия игры и с удовольствием в это играют, и люди, которые выстраивают стену, перебороть их невозможно. Так было с Высоковским, очень сложно с Догилевой, тяжело с Фарадой. Последняя запись была с Машковым и я получил еще один урок. Это - человек другого поколения, молодой, преуспевающий, на коне. Его невозможно было остановить, только в конце я понял, что это борьба с комплексом. Он человек глубокий и ранимый, отвечал впопад, но все время играл какую-то роль. Честно говоря, я не был готов к такому человеку, как Машков, - это другая эстетика.
- Главная интрига этой программы строиться на досье, откуда они?
- Бульварной газете я непременно напустил бы туману о связях со спецслужбами. На самом деле - все элементарно: есть достаточно материалов, которые просто нужно поднять, в нашем замечательном городе есть несколько специалистов, которые могут «откопать» все, что угодно: где-то что-то говорилось, писалось, печаталось. Иногда, конечно, чувствую информационный голод, тогда просто фантазирую, при этом столкнулся с таким парадоксом - кажется, герой сейчас возмутится, поставит меня на место, а он включается в эту игру.
- Что ждет «Памятник» на втором году жизни?
- В искусстве невозможно быть успокоенным. Чувствуешь, что тебе становится скучно, надо идти дальше. Сейчас уже отснят запас на лето. А с сентября передача выйдет в новой редакции: уйдем в большую театральность, гротесковость. Все это будет дополнено сценографией - Древний Рим. Помпезно, но и иронии больше.