С вещами на выход! ЧП «районного» масштаба: библиотеку и театр просят на улицу

Поделиться
Пока готовимся к Евро-2012, пока вожди нации проводят культурный досуг в обществе «зайки» и «примадо...

Пока готовимся к Евро-2012, пока вожди нации проводят культурный досуг в обществе «зайки» и «примадонны», пока центр города еще окончательно не превратился в один сплошной бутик, кое-где (не так уж далеко от Грушевского или Банковой) живут непростой жизнью скромные труженики культуры, которых пока… Скажем откровенно: пока еще не «попросили». В Киеве время от времени проводятся общественные акции наподобие «зон культурного лиха». Но именно в этих «зонах» и приходится обитать — и знаменитой библиотеке, и маленькому студийному театру. Впрочем, новые времена диктуют новые нравы: уже выгоняют не только из дворцов, но даже из малокомфортных полуподвальных помещений. На эту тему — две истории (не без морали).

История первая. Леся Украинка и «газовая атака»

Некоторое время назад в СМИ появились известия от Главного управления культуры Киевской городской государственной администрации: «На Публичную библиотеку имени Леси Украинки была осуществлена рейдерская атака... Причина — приватизация предприятием «Укргазпроект» здания библиотеки по адресу Артема, 77».

Это центральная городская библиотека с центральным сервером, которым пользуются 138 библиотек столицы. Это одно из ведущих библиотечных учреждений Киева, научно-методический центр и центр новых информационных технологий.

В фондах библиотеки — свыше 270 тыс. документов на разных носителях. Здесь должным образом укомплектованы отделы искусств, литературы на иностранных языках, отдел литературы краеведческого содержания, отдел литературы о Киеве.

Но вот в чем загвоздка… У библиотеки фактически нет собственного помещения. Она работает в девяти арендованных — в разных районах города.

Одно из главных помещений (площадью 170 кв. м) находится в ведомственном доме ОАО «Укргазпроект» по ул.Артема, 77. Вот что говорит директор библиотеки им.Леси Украинки Людмила Ковальчук:

— Архивные документы свидетельствуют о том, что уже 17 декабря 1943 г., через 40 дней после освобождения города, Киевсоветом было принято решение о создании в столице восьми массовых библиотек! Во всем мире такие библиотеки называются публичными, то есть общедоступными. Меня это взволновало, потому что я сама дитя войны. Подумалось: разве не было тогда иных проблем? Еще бои шли, разруха… И первые книги поступили сюда именно в 1943-м. Об этом свидетельствуют воспоминания читателей. Они у меня задокументированы.

Киевляне находили книги из частных коллекций среди руин. Трудно даже представить: люди, которые сидели в холодных комнатах, не жгли эти книжки, а приносили их в районные отделы образования!

Известно, что в советские годы первые этажи помещений передавались городу для размещения библиотек, аптек, магазинов. И дом по улице Артема, 77 — ведомственное помещение института, назывался он тогда «Союзгазпроект». Из-за конфликта мы вынуждены были долго работать в архивах. Тем не менее нашли техдокументацию на строительство этого дома. Там записано: именно здесь планировалась библиотека для детей. Мы же переехали сюда в 1971-м, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Леси Украинки. Наш сосед-институт тогда достраивал еще одно крыло помещения.

Весь первый этаж был отдан библиотеке для детей. Тогда не было частной собственности. Все было общедоступным. Теперь же такая борьба… Некрасивая, дикая.

В 1974 году городское управление культуры впервые в Киеве провело эксперимент по созданию централизованной библиотечной системы в Шевченковском районе. Городские власти решили перенести центральную библиотеку на эту базу. Тогда в штате работало 35 человек, сейчас — 140. Оказывается, в советские годы библиотека и «Союзгазпроект» даже дружили. Они заключили договор о сотрудничестве. Проводили концерты, был общий хор, художественная самодеятельность. Об этом «эксперименте» узнали в верхах. И в 1979 году библиотека им.Леси Украинки была награждена дипломом Выставки достижений народного хозяйства СССР.

А в 1994 году «Союзгазпроект» стал открытым акционерным обществом. В 1996-м последовала приватизация здания (включая все библиотечные метры). Тогда и настали тревожные дни.

В какой-то момент конфликт разрешился положительно: Фонд госимущества заключил долгосрочное соглашение на восемь лет (по 2004-й). Стали говорить о том, что библиотеке нужно построить специальное помещение. Была даже выделена земля, приступили к проектированию. Но в 2004-м библиотека получила от «Укргазпроекта» «предупреждение» о том, что им невыгодно содержать библиотеку по расценкам аренды бюджетных организаций (постановлением правительства от 1999 года №699 была регламентирована минимальная оплата — 1 грн./ кв. м за любую площадь). «Укргазпроект» видел иной тариф — 15 долларов за квадратный метр. Эта «борьба» плавно перетекла и в 2005 год.

— Я как вице-президент Украинской библиотечной ассоциации обратилась тогда в комитет по культуре и духовности, в правительство, к президенту, — продолжает г-жа Ковальчук. — И вот Фонд госимущества посодействовал, и мы заключили договор еще на три года. Но сейчас они уже не требуют никакой платы, а просто категорически предупредили: 31 декабря 2007-го — последний день работы нашей библиотеки. Но ведь библиотека — собственность киевлян. Я, нанятый директор, не могу решить этот вопрос. А ведь в этом помещении работает администрация района, совет директоров Киева заседает, научно-методический совет, проходят презентации книг, приемы делегаций. Вот, например, недавно были члены Конгресса США. Надо же их где-то принять. Тем более что с 1999 года библиотека начала осваивать новые технологии. Мы получили грант от Фонда Сороса 25 тыс. долларов, благодаря чему установили удобную поисковую программу «Экслибрис». Сейчас бесплатно предоставляем нашим пользователям доступ ко всем интернет-ресурсам. Сделали собственный сайт.

Президент поручил секретариату изучить документы по приватизации этого здания и принять меры по защите прав библиотеки. Олесь Довгий дал слово, что никто не сможет выселить библиотеку и не допустит, чтобы случился рейдерский захват этого помещения. Вроде бы, немало нарушений в приватизации. И в случае, если претензии к библиотеке не прекратятся, он поставит вопрос о пересмотре приватизации и расширении библиотеки на несколько этажей.

В последнее время библиотеку несколько раз посещали представители «Укргазпроекта». Фотографировали помещение, обсуждали перепланировку... А сотрудники получили письмо следующего содержания: дескать, сообщите, на какую площадь помещения вы претендуете и как собираетесь ее использовать. Управление культуры Киева обратилось к руководству «Укргазпроекта» с просьбой продлить договор аренды еще на десять лет. Эту бумагу должны подписать три человека — начальник управления культуры, директор библиотеки и руководство «Укргазпроекта». Пока есть только две подписи…

Как стало известно «ЗН», на следующей неделе в Хозяйственном суде г.Киева будет рассматриваться вопрос «о квадратных метрах Публичной библиотеки имени Леси Украинки».

История вторая. «Дивний замок» и удивительный район

Театр «Дивний замок»: сцена из спектакля «Мистер Кроули и затмение» Фото: Елена ХАРХАЛИ
Летопись этого театра такая же «дивна», как и его название — «Дивний замок». Обитает киевский театр-студия не в царских хоромах, а в полуподвальном, не очень комфортном помещении по улице Ереванской, 11.

А основан он еще в 1987-м, когда в столице открывались многочисленные театры-студии. Местом его обитания был Андреевский спуск. Но вскоре театр переехал в Соломенский район, в полуподвал «хрущевки» на Ереванской.

Со временем одни театры-студии были куда-то передислоцированы, другие коллективы и вовсе не сумели справиться с трудностями «перестройки» и вообще прекратили свое существование. Например, вот так бесславно «погиб» театр «Гротеск» — во дворах на Караваевых дачах.

— В те времена мы поняли, что площадку снимать не сможем, поэтому пришлось обосновываться в подвале дома, который подлежит сносу, — рассказывает художественный руководитель киевского театра-студии «Дивний замок» Елена Иванченко. — Тогда в моей жизни были очень трудные времена... Но трудности делают человека сильнее. Театром надо было заниматься (в первую очередь это репертуар). Тогда Николай Богданов поставил у нас сказку «Про сонце, місяць і долю-віщунку», мы начали ориентироваться на детскую аудиторию. Конечно же, играли не в этом помещении, а в детских садиках, школах.

Тогда же в театр и потянулась публика. Сформировалась своя аудитория. Стали появляться оригинальные экспериментальные сценические опыты самой Иванченко — «Тополя», «Великий льох», «Жаба», «Хмарочос», «Вредные советы». Даже строгие профессионалы довольно тепло приняли относительно недавний спектакль «Мистер Кроули и затмение». Образовалась театральная школа, которой на сегодняшний день уже 12 лет. Многие воспитанники коллектива со временем поступили в театральный вуз.

И все же ситуация была непростой. «Дивному замку» нужно было выживать. А власти района, видимо, решили: театр — это обуза. (Помимо прочего, полуподвальное помещение расположено на стыке коммуникаций и регулярно затапливалось.) Со временем на баланс театра пытались «повесить» списанный реквизит других театров, который из-за изношенности не мог понадобиться «Дивному замку». К руководителю постоянно приходили проверяющие с угрозами: «Вас здесь не будет! Помещение забираем под гастроном! Здесь был клуб Гастрономторга!»

Два года документы этого театра «висели» на проверке. Несмотря на то, что в 1999-м театр стал узнаваемым в городе, он стал посещать фестивали (в том числе и международные).

— Поначалу мы были «никем», то есть театром без печати, без документов, — продолжает рассказ Елена Иванченко. — Но вот началось объединение районов. И нашей пропиской стала Соломенка. Нас «зарегистрировали». И театр-студия оказался на балансе Соломенского района.

Правда, вскоре обнаружилось самое интересное: оказывается, прошедшие два года на нас предполагалось финансирование. Только мы об этом не знали! Никто ничего не проплачивал! То есть юридически мы как бы не существовали. Хотя зрители приходили. Мы постоянно выпускали спектакли. Актеры подрабатывали кто где мог.

Наконец с 1 января 2003 года (после 15-летнего руководства) Елену Иванченко официально назначают директором. В штатное расписание зачисляют пять человек: кассир, бухгалтер, главный администратор, главный инженер и художественный руководитель. И на сегодняшний день в репертуаре театра уже 25 названий — не только детских спектаклей, но и для взрослых. Подвал на Ереванской посещают как киевские театралы со стажем, гости из других городов, так и жители соседних домов.

Начались «игры с финансированием». Средства вроде бы выделяются. Однако получить их почему-то не представляется возможным. Позже — тендеры… В результате даже небольшие деньги, заработанные этим театром, улетают в никуда. Ко всему прочему УЖХ, которое владеет помещением, выставляет театру долг за аренду. Оказывается, договор аренды не прерывался все эти прекрасные годы. Только театр как юридическое лицо два года — с 2001-го по 2003-й — не существовал! И когда «Дивний замок» как бы заново «открывался», баланс был нулевым.

— И вот, наконец-то, дирекцию театра вызывают в район на заседание постоянной комиссии по вопросам социально-экономического развития, бюджета и финансов, — продолжает Елена Иванченко. — И там районный депутат Сергей Бех (заместитель главы района по делам культуры, образования и работе с правоохранительными органами) в присутствии депутатов и работников театра позволяет себе оскорбительные выпады в адрес коллектива. Причем совершенно безосновательные! Унижается творческое и человеческое достоинство людей, энтузиастов театрального дела… Поразительно и то, что человек, который, казалось бы, должен исключительно защищать культуру в целом и театральное студийное движение в частности (даже в масштабах района), вдруг выступает в роли едва ли не «гонителя»! Накануне 20-летия коллективу было отказано и в просьбе об актерских ставках. А также в увеличении финансирования коллектива. Хотя 20 лет — это огромный период. Фактически период выживания… И вроде можно было бы снизойти, уважить.

Но вместо сочувствия и поддержки, вместо протянутой руки — очередные угрозы о возможном увольнении и «реорганизации». Подоспел и новый «сюрприз» от УЖХ: заявление о возможном непродлении договора аренды.

Что за этим стоит? Желание сэкономить за счет творческих людей? Продать помещение для очередной коммерции?

К тому же, по словам г-жи Иванченко, депутат Бех однажды заявил, что театр «Дивний замок» не участвовал во львовском фестивале «Золотой Лев», а репетиции и спектакли в театре, оказывается, не проводятся. Райадминистрация вынудила студийцев после каждого выхода на сцену предоставлять акт о том… что зрители не жалеют о проведенном в театре времени и что спектакль им… понравился.

Представляете? Стихают аплодисменты… А руководитель театра благодарит публику и просит подписать акт! При этом «Дивний замок» — единственное в столице театральное учреждение, которое не имеет ни актерских ставок, ни постановочных средств. Да еще и получает самые минимальные среди театров подобного уровня бюджетные средства. В общем, борется за место под солнцем уже более 15 лет!

Тем не менее, активность (в том числе и внесценическая) этого маленького театрика вмиг стала заметной даже в кабинетах соломенских чиновников. Во всяком случае глава района г-н Сидоров, кажется, проникся их проблемами… Между тем студийцы обратились даже в организацию «Опора». Театр поддержал Национальный союз театральных деятелей Украины в лице заместителя Леся Танюка — Тамары Шулаковой. Поддержало также городское управление культуры — персонально Валентина Линовицкая.

Многие известные украинские актеры (Ада Роговцева, Петр Панчук, Анатолий Хостикоев) также «за» студийцев. Пусть не дословно, но по сути они говорят следующее…

Неужели мы дожили до тех времен, когда в городских районах начнутся «зачистки» даже детских театральных студий, а их место (в тех же подвалах) займут игровые автоматы или магазины секонд-хенда? Неужели этот самый микробюджетный, довольно-таки забавный и вечно неспокойный театрик — вечное бельмо в глазу у одного из богатейших районов столицы? И неужели и впрямь вся страна скоро дождется повсеместного «культурного» ЧП — не только районного масштаба?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме