Джазовые звезды ранга Джо Завинула, Джона Маклафлина, Мейнарда Фергюсона все чаще появляются на сценах Киева. К исполнителям этого уровня принадлежит американец Эрик Мариентал, выступление которого в начале марта в столице стало неординарным явлением нынешнего концертного сезона. Музыкант 20 лет работает в группе Чика Кориа и в этом составе записал шесть альбомов, что говорит ценителю джаза об очень высоком статусе. В Киев он прибыл уже во второй раз.
Теперь Мариентал играл в совместном проекте с Радиобэндом Александра Фокина. Концерт проходил в Октябрьском дворце, публики было много, хотя пустые места оставались, особенно на ярусах, а в зале кроме завсегдатаев были даже весьма известные лица: Юрий Ехануров и Виктор Пинзеник с семьями, народные артисты скрипач Богодар Которович и пианистка Евгения Басалаева. Выступление прошло при поддержке американского посольства, а эта фирма, как говорится, «веников не вяжет». Вспомним, например, отличный осенний концерт Джорданов в консе, состоявшийся по следам урагана «Катрина».
Радиобэнд, состоящий из 13 музыкантов, — коллектив профессионально зрелый, играет качественно, сочетая свинговость с джаз-роковыми аранжировками Фокина. Играют очень напористо, мощно, чисто, выверенно, наполняя всю звуковую вертикаль густым ровным тембральным звучанием. Многие пьесы (а первое отделение оркестр был «на разогреве»), прозвучали ярко, драйвово. Ремарка. Все профессиональные коллективы — симфонические, камерные, джазовые — имеют большой репертуарный запас. К слову, в течение одного сезона очень редко случаются повторы произведений в концертах Национального симфонического или филармонического оркестров, еженедельно показывающих новые программы. Радиобэнд же повторил львиную долю произведений, которые я слышала на концерте в сентябре. А где борьба за слушателя? В оркестровом разделе часть произведений не тематически, а образно повторялась по нескольку раз, и по-моему, подготовительную процедуру можно было ужать минут на 20—25. Отмечу, что прекрасно звучал каждый участник коллектива, в котором работают представители трех поколений: от совсем юных, двадцатилетних, до опытных ветеранов, как заслуженный артист Беларуси трубач Валерий Щерица. Каждый музыкант хотя бы раз «вышел» с собственным соло. Отлично пели обе вокалистки, исполнившие несколько хитов: совсем юная Ира Костина и опытная Ольга Нека. Но особенно хороши были молодой альт-саксофонист Евгений Афанасенко и Щерица, совершенно на равных соперничавшие с маститым Мариенталом во втором отделении. Когда на сцену буквально вылетел Эрик и заиграл, улыбаясь, приплясывая и легко двигаясь по всей авансцене, у меня в первой пьесе даже мелькнуло чувство, что он играет под минусовку, — настолько легко, воздушно, ровно и блестяще звучал его альт-саксофон. Каюсь, бес попутал, ничего подобного просто не могло быть! Но его потрясающая профессиональность и артистизм сначала даже вызвали иллюзию фонограммы. Огромный диапазон, очень непростая, интересная и в то же время доступная содержательная составляющая импровизаций, отличный контакт и ансамбль со стейдж-бэндом, умение быть очень приятным, привлекательным, сердечным и милым на сцене (кстати, и вне ее), — все это создали все более нарастающую по температуре атмосферу второго отделения. Хочется сказать, что и внешний вид солиста и всех участников концерта — элегантные костюмы наших оркестрантов, туалеты певиц — радовал глаз, чего не могу сказать о некоторых выступлениях джазовых «звезд», позволяющих себе выходить на сцены Колонного зала и консерватории непричесанными, в мятых штанах, клетчатых рубахах и жутких блайзерах на голове. Они считают, что их внешность соответствует их музыкальному стилю, с чем я позволю себе не согласиться: миль пардон, на сцене филармонии ботинки должны быть начищены у представителей всех музыкальных направлений. Но вернемся в Октябрьский. Программа, показанная Эриком, включала его авторские композиции и темы из репертуара Радиобэнда. В собственной музыке он был интереснее, хотя во всем выступлении мастера ощущались высокий накал, качественный уровень и настоящее шоу. Чего нельзя сказать о нашем коллективе (я о шоу), начавшем программу несколько зажато и разгулявшемся лишь в роли аккомпаниатора. Увы, это характерно для большинства наших исполнителей, которые часто хорошо играют, но не выработали манеру интересного, привлекательного сценического поведения. Кстати, такие наши мастера, как Богодар Которович, много бывающие на Западе, владеют этим гораздо более простым искусством. Его ансамбль «Киевские солисты» всегда не только играет, но и «показывает». То же свойство демонстрируют оркестры Владимира Спивакова и Юрия Башмета, Олега Лундстрема и Vienna Art Orchestra. Сочетание выверенности и артистизма чувствовалось в киевских концертах братьев Мутшпиль, Джорданов. Оно всегда присутствует у наших ManSound и Энвера Измайлова. Возможно, не только музыка, но и артистизм, высококачественное шоу-мастерство этих украинских джазовых брэндов делают их такими востребованными далеко за пределами страны. Чего стоит, например, слоган последних сибирских гастролей ManSound: «Мы вам — джаз, а вы нам — газ».
Учимся у мастеров, и в качестве последнего шоу-аккорда прямо на сцене Радиобэнд подарил американцу вышитую украинскую сорочку. Эрик ушел на минутку за кулисы, надел ее и, выйдя, пустился в пляс, вприсядку выделывая колена заключительного «Гопака» в аранжировке Фокина: саксофонисты всех стран, соединяйтесь!
После концерта он ответил, что ежедневно занимается не меньше двух часов индивидуально для поддержания формы и очень любит классическую музыку. Что ж, его высокая исполнительская культура — тому подтверждение.