Как и все фестивали, где плотно сжаты графики показов и встреч, пресс-конференций и презентаций, а границы дня и ночи размыты до полной невнятности, 59-й Венецианский кинофестиваль пролетел как одно мгновенье. Продемонстрировав на Лидо милые сердцу любого киномана лики суперзвезд первой величины и их наряды, показав на открытии фильм Джуди Теймор «Фрида» (в роли супруги Диего Риверы, художницы Фриды Кало снялась Салма Хэйек), Венецианское кинобиеннале раздало призы и без промедления приступило к подготовке своего шестидесятилетнего юбилея.
Однако прошедший год был для фестиваля годом кадровых перемен, которые неизбежно внесли изменения и в саму концепцию уважаемого всемирного киносмотра, проходящего на берегах живописных каналов.
Предыдущий шеф венецианского смотра Альберто Бербера, не разделяющий взгляды Берлускони на новую культурную политику, подал в отставку. Его место занял бывший глава Берлинского фестиваля Мориц Де Хадельн, известный своими пристрастиями к американскому и азиатскому артхаузному кино. Мобилизация наработанных связей позволила новому директору фестиваля заполучить в программу отличное кино и участников, имена которых не вызывают сомнения в их высочайшем профессионализме даже у заядлых скептиков. Среди участников и гостей — Андрей Кончаловский и Агнешка Холланд, Антонио Бандерас и Катрин Денев, Жан Рошфор и Такеши Китано, Уильям Херт и Патрис Леконт, Софи Лорен и Моника Белуччи, Питер Муллан и Микеле Плачидо (бывший комиссар Каттани, представивший на фестивале свою режиссерскую работу «Дорога любви»).
Вместе с Де Хадельном на Венецианский фестиваль пришел хорошо известный по Берлинскому фестивалю отборщик Ганс Шлегель. Этот тандем и определил обещанный ими предварительно «русский след», так четко отметивший собой предъюбилейную Венецию.
В программе «Неделя кинокритики» — отмеченный на «Кинотавре—2002» дебют Алексея Мурадова «Змей». В «Новой территории» — смонтированная в отдельный фильм «Река» Алексея Балабанова (картина не была закончена из-за трагической гибели главной героини) и «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой по сценарию Ренаты Литвиновой (римейк известной ленты Георгия Натансона по пьесе Эдварда Радзинского «Еще раз про любовь»). Среди девяти картин короткометражной конкурсной программы — работа Ирины Евтеевой «Клоун», отмеченная «Серебряным Львом».
Даже ретроспективы не обошлись без «нашего кино» — столетия Бориса Барнета и Николая Экка вызвали на экран «Окраину» и «Путевку в жизнь», а «Пышка» Михаила Ромма и «Веселые ребята» Григория Александрова вошли в ретроспективу, посвященную воспоминаниям о начале Венецианского МКФ.
В программе «Против течения» участвовал фильм шведа Лукаса Мудиссона «Лиля4 — навсегда», где главные роли сыграли русские актеры Оксана Акиньшина (старшая из режиссерско-дебютных «Сестер» Сергея Бодрова-мл.) и Артем Богучарский.
Русскую тему поддержал великолепный Харрисон Форд, сыгравший спасшего мир от ядерной катастрофы советского офицера Вострякова в фильме Кэтрин Бигелоу «К-19».
Жюри фестиваля не отстало от общих тенденций, пригласив к участию как всегда экстравагантного полуклассика-пиита Евгения Евтушенко, который уже выступал в роли судьи на этом форуме в 1984 году. Тогда же, кстати, в конкурсе участвовала картина представляющего Америку режиссера Андрея Кончаловского «Любовники Марии».
На сей раз в основном конкурсе был представлен и получил гран-при российский фильм мэтра «Дом дураков». Актуально недобрая черная военная комедия, события которой проходят на фоне чеченской войны, с передним планом, проходящим аккурат в «желтом доме». То ли Россия — «страна дураков», то ли весь мир. Отношение к героям, на мой взгляд, мизантропическое — к душевным недугам режиссер обязательно присовокупляет изъяны физические. Правда, в финале есть попытка «повернуть» черную комедию в сторону феллиниевского фарса. А главную роль в «Доме дураков» исполнила молодая супруга Кончаловского — Юлия Высоцкая.
В конкурсной программе ставка была сделана еще на одного русского — Сергея Бодрова-старшего, представившего фильм «Медвежий поцелуй», снятый в Германии (производство Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции). Страсть героини — цирковой артистки (Ребекка Лильеберг) к медведю и одновременно к Даниле Багрову, представляющемуся Мишей, не вдохновила ни жюри, ни критиков, ни зрителей. Победа осталась, как известно, за «Домом дураков».
В сознании разъехавшегося во все концы света из прекрасной Венеции мирового киносообщества прочно утвердятся созданные мощным блоком российского кинематографа, показанного на фестивале, образы — реки водки, беспрерывная стрельба, проститутки и бандиты. Грустно. Хотя отрадно, что фильмов производится много.