Вот она — «Русская красавица» в интерьере |
Многочисленные книжные развалы кишмя кишат многотысячными тиражами книг в пошло-ярких обложках, имена авторов которых на слуху у читающего обывателя. С одной стороны, как бы радоваться надо: в наше время во главу угла поставлен коммерческий успех — значит, на эту литературу есть спрос, ее покупают. Стало быть, читают. Неужто мы снова стремимся утвердить себя в качестве самой читающей страны? С другой — этот бурный литводопад мутно сер, зачастую наспех скроен на потребу дня, ну и, конечно, читающей публике.
В эстафете однообразия тем, отсутствия индивидуального литературного стиля есть свои лидеры: Пелевина сменяет Сорокин, время от времени заветной эстафетной палочкой завладевает Ерофеев. Вот о последнем, Викторе Ерофееве, авторе «жестокого» романа «Русская красавица», который лег в основу одноименного фильма, мы и поговорим.
Премьера сего эпохального полотна о любви, сексе и политике, с участием ушедших в прошлое высших советских функционеров, состоялась в рамках конкурсной программы прошедшего в январе в Москве МКФ «Лики любви». «Красавица» появилась на свет благодаря совместным усилиям России и Италии. И имя режиссера-постановщика — Чезаре Феррарио — стоит рядом с именем Ерофеева в качестве соавтора сценария. Сюжет, может, с точки зрения авторов, и лихо закрученный, на самом деле весьма незамысловат, но скроен с претензией на социальный бунт. Что, видимо, и сделало эту, на мой взгляд, весьма посредственную литстряпню бестселлером.
Очень бедная, но не Лиза — Ирина, из бедной провинциальной семьи, завоевывает столицу своей самобытной, породисто национальной красотой и становится королевой московских подиумов и салонов — желанной, дорогой, но совэлите по карману. Нелишне напомнить, что вся история дамы полусвета проходит в не очень удаленной по времени, но далекой по историческим реалиям стране «зрелого» социализма. Благодаря знакомству с дочерью высшего партийного начальника, бисексуалкой Ксюшей, живущей попеременно в Москве и Париже и в строгой очередности тоскующей по покинутой родине, героиня попадает в «высший соцсвет» и становится предметом обожания влиятельного деятеля советской культуры. Жрица любви Ира оказывается способной на большое человеческое чувство, которое приводит в движение бесчеловечную советскую машину, лицемерно стоящую на страже номинальной семьи, — от парткома до КГБ. Герой гибнет, не успев завершить последний акт любви, от сердечного приступа, а Ирина, постигая всю лживость системы, в качестве протеста снимается для обложки журнала «Плейбой» — ню на фоне красного стяга — и красиво гибнет от пули неизменно следящих за ней соответствующих органов.
Из российских актеров в фильме снимались Игорь Костолевский (престарелый агнец на жертвеннике любви), который работал без дублера в самых откровенных сценах и, видимо, очень нервничал — это невозможно скрыть от зрителя, и Анна Молчанова (Ксюша). Роль же русской красавицы сыграла актриса из Словении Ралица Балева, в качестве актерской школы использующая агрессивную сексуальность.
Эта развесистая клюква стала еще ярче и насыщенней благодаря романтическому отношению к российской экзотике режиссера-постановщика Чезаре Феррарио.
Фестивальная публика, вскормленная эстетским кино и литературой, восприняла «Русскую красавицу» равнодушно. Но продюсеры прогнозируют картине зрительский успех. Неужто современный зритель столь неприхотлив?! Книжные развалы свидетельствуют…