Премьеры картин, созданных нашими режиссерами, к сожалению, стали столь редки, что каждая из них — событие. А уж если в титрах стоит имя почитаемого разновозрастной публикой Романа Балаяна — суммарная радость. Правда, фильм «Ночь светла» сделан на российские деньги, львиная доля из которых государственные (еще раз к вопросу о заинтересованности державы в кинопроизводстве), снят он по рассказу украинского писателя Александра Жовны и в Украине.
Предваряя показ, режиссер, написавший вместе с Рустамом Ибрагимбековым сценарий, сказал, что не ждет от этой ленты кинопотрясений и кинооткрытий. Это лишь попытка окунуть зрителя в состояние любви и сострадания, которые особенно востребованы сегодня.
Действие картины происходит в спецшколе для слепоглухонемых. Ее обитатели и учителя пребывают в обособленном микромире, избавленном от географических акцентов. Если не считать, конечно, российского флага на глобусе, являющемся школьным пособием. Так ведь и криминала в этом нет — музыку-то Россия «заказала».
Когда природа ли, болезнь лишает человека возможности видеть, слышать, говорить (иногда это бывает совокупно), она же наделяет этих людей обостренным осязанием и особой душевной организацией. Последняя необходима и здоровым людям, которые посвятили себя служению нездоровым детям. Этим даром милосердия и умения общаться на равных наделены не все персонажи, но уж коль он есть, то его присутствие избыточно. Такова директор школы (Ирина Купченко) и молодой преподаватель (Андрей Кузнецов).
В фильме противопоставлены два мира. И в том, обделенном, духовное здоровье, человеческие качества неизмеримо выше и чище, чем в «практически» здоровом мире. Рассказ неспешный, коллизии выпуклы, картинка красива (оператор Богдан Вержбицкий), хоть и не лишена самоцитирования со стороны режиссера. Но это нормально, человек, живущий в кино уже длинную жизнь, имеет на это право. Ведь не отбираем же мы эту возможность у Бертолуччи в его последней работе «Мечтатели».
На мой взгляд, погрешности фильма «Ночь светла» нужно отнести прежде всего за счет непрописанных драматургических линий: делается какая-то заявка и обрывается не раскрывшись — сами придумывайте. В первую очередь это касается тем личностных взаимоотношений персонажей картины.
Фильм можно долго и придирчиво разбирать покадрово, но общее впечатление добра и нежности явно превалирует. Остается послевкусие позитива. И это, на мой взгляд, гораздо важнее стрессов, которые несет беспричинное зло, потоками проливающееся с экрана на зрителей. И стоит поблагодарить за это Романа Балаяна, не возвращаясь к эмоциям, вызванным более двадцати лет назад картиной «Полеты во сне и наяву».