В Национальной опере Украины — премьера оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад». Впервые это произведение гениального итальянского мелодиста было представлено в Киеве в 1870-м, спустя десятилетие после создания. Со временем в киевском спектакле партию Ренато дважды исполнял «сам» Маттео Баттистини (в 1911 и 1914-х). В ХХ веке вердиевский шедевр восстанавливали Вениамин Тольба (1955) и Стефан Турчак (1973). Нынешняя версия «Бала-маскарада» в Киеве — это уже третья премьера итальянского режиссера Итало Нунциаты на подмостках главной музыкальной сцены Украины.
Как и две свои предыдущие оперы — «Манон Леско» Джакомо Пуччини (2006) и «Макбет» Верди (2007) — Нунциата сочинял свой «Бал-маскарад» в тандеме с главным дирижером театра Владимиром Кожухарем. Хормейстер — Лев Венедиктов, художник — Мария Левитская. Все три спектакля отличаются добротностью, реалистически-романтической сценографией и в хорошем смысле традиционной режиссурой.
Подлинная история убийства шведского короля Густава ІІІ в результате политического заговора в 1792 году легла в основу драмы Эжена Скриба, послужившей источником либретто Антонио Сомми. Правда, под давлением внезапного покушения на Наполеона III и усилившейся цензуры ему и Верди пришлось изменить имена и место действия, перенеся его в экзотическую для середины XIX века даль американского Бостона. И сделать политические мотивы фоном любовной драмы. Губернатор Рикардо влюблен в Амелию, жену своего секретаря и преданного друга Ренато. Молодая женщина испытывает тайное ответное чувство. Оба борются со своей страстью, но об их ночной встрече в мрачном предместье, где Амелия по совету гадалки Ульрики ищет зелье, чтобы избавиться от запретной любви, узнает муж. Под влиянием ревности и желания мести он вступает в союз с врагами губернатора (против него готовится заговор, о котором известно Ренато). Обманутый муж узнает от адьютанта Оскара, под какой маской скрыт Рикардо на маскараде, и убивает его. Умирающий герой признается, что Амелия невинна, и прощает своего убийцу. В опере присутствует актуальный и сегодня акцент: политик, прославляемый «в лицо», ходит по острию ножа: он ненавистен окружению, стремящемуся его уничтожить.
В «Бале-маскараде» композитор предстает опытнейшим музыкальным драматургом и упоительным мелодистом. Новая ступень мастерства, достигнутого им в триаде романтических шедевров начала 50-х годов ХIX века — «Риголетто», «Трубадуре» и «Травиате», здесь несет печать помпезности жанра французской «большой оперы». Это выражается яркостью оркестрового письма, контрастной драматургией, в которой комедийные моменты оттеняют наиболее мрачные ситуации драмы. Сюжет стремительный. В центре — Рикардо (оба премьерных спектакля пел тенор Дмитрий Попов). Он очаровывает Амелию, пренебрегает заговором, бросает вызов смерти, воспевая гимн жизни. Сцена его объяснения с Амелией на пустыре — один из самых пылких любовных дуэтов с изящным, прозрачным заключением. Он почти вкладывает нож в руку своего лучшего друга и назначает роковой бал, в котором участвует спокойно и достойно… Исполнительниц партии Амелии (сопрано Виктория Ченская и Татьяна Анисимова) отличает великолепное владение голосом. Более опытная Анисимова убеждает уверенным сценическим мастерством. В Ченской ощущается огромный потенциал. Партия относится к разряду драматических, и солистки показали хорошие каденции в обеих центральных ариях. Баритон Владимир Опенько (Рикардо) техничен — и вокально, и сценично, а катарсиса, увы, не возникает.
И все же, повторюсь, в центре — все-таки Рикардо. Верди придаёт его вокальной партии значительное разнообразие, которое вполне удалось молодому тенору Дмитрию Попову. Артист все больше покоряет слушателей органичным единством прекрасного вокала и живого образа во многих ролях, и Рикардо пополняет их число.
Адьютант Оскар — символ молодости и беспечности — колоратурное сопрано, второе «я» главного героя. Лилия Гревцова стала настоящей героиней постановки. Ей присущи органичность и легкость. Фанатические заклинания Ульрики сумрачно-фантастичны (меццо-сопрано Анжелина Швачка и Алла Позняк). Первая технична, Позняк звучала несколько глуховато, но играли обе талантливо. Басы Андрей Гонюков (Самюэль), Василий Пудченко (Том) и тенор Сергей Пащук (судья) — герои «второго плана».
Подобострастие и подспудная ненависть к Рикардо в начале оперы, сатирические комментарии заговорщиков на месте казней живо переданы хором.
Великолепное бельканто Верди пронизано многочисленными танцевальными ритмами — полонеза, мазурки, польки, вальса. Это бал, где каждый герой — не только маска, но и живой человек. Действие оперы, искусства, во многом насыщенного сценической условностью, развивается в «Бале-маскараде» почти без натяжек и штампов. Нет традиционной статики, присущей постановкам некоторых местных режиссеров. Хор на балу в заключительной картине пел танцуя, а не цепенел в ораториальном благоговении по краям сцены. Отлично звучал оркестр, которому не давал форсировать динамику Владимир Кожухарь, сорвавший овации. Декорации и костюмы Марии Левитской монументально-традиционны — как в «большой опере». Постановщики, правда, «омолодили» время действия лет на 50. Непонятны только многочисленные смены декораций в финальной картине, когда лежащий на авансцене умирающий герой, согласно законам жанра, исполняет эмоциональную арию-тираду. В это время, мешая ему «спокойно умереть», а публике следить за развязкой, мельтешат картонные задники…
И еще о том, что мешает… О мобилках — уже неизбежном атрибуте всех наших театральных зрелищ. Их мобильные «арии» воистину заглушат даже Верди. Может, дирекции театра стоит начать обыскивать зрителей на входе? Надо же как-то обезопасить от звуковых диверсий адекватный сегмент зрительского зала.