В январе в ограниченный прокат вышел фильм Малгожаты Шумовски "Профессионалки". Эта уже нашумевшая картина поднимает актуальную для Европы тему проституции среди студентов. В главной "взрослой" роли снялась сама Жюльет Бинош. А резонанс эту ленту сопровождал на кинофестивалях в Торонто и Берлине. В эксклюзивном интервью ZN.UA Малгожата Шумовска рассказала о теме картины, о работе с Жюльет Бинош, а также поделилась впечатлениями от встречи с "великим и ужасным" Ларсом фон Триером, которого находит "недружелюбным человеком", поскольку он в постоянной депрессии.
- Идея фильма "Профессионалки" возникла весьма тривиально, - начинает свой рассказ Малгожата Шумовска. - Однажды ко мне подошла продюсер Марианна Слот со сценарием и предложила снять вот такой фильм. Мы встретились с ней в компании Zentropa, где работает Ларс фон Триер. До этого мы не были знакомы. Она рассказала мне о картине "Профессионалки" и что речь в ней идет о студентках-проститутках. Марианне было важно найти именно нефранцузского режиссера для съемок фильма. После этого мы приблизительно год работали над сценарием.
- Вы непосредственно общались со студентками-проститутками, зарабатывающими так же, как и героини вашего фильма?
- Да, конечно. Тина Биркель, которая вместе со мной писала сценарий, общалась с такой девушкой во Франции, а мне удалось встретить подобную студентку в Польше. На основании этих интервью мы написали практически все диалоги в фильме. Многим происходящее на экране кажется неправдоподобным, но на самом деле вся картина построена на личных наблюдениях, а сюжет почти скопирован с реальных историй. Например, девушка, которую я встретила в Польше, абсолютно не стеснялась рассказывать о своем занятии - для нее это было как любая другая студенческая подработка. Наоборот, она даже немного гордилась тем, что может заработать так много денег. Меня это шокировало.
- Насколько распространена проституция среди студентов Франции, Польши?
- Не секрет, что этим занимаются очень многие студенты. По моим подсчетам - приблизительно каждый третий польский студент. Правда, большинство из них не называют это проституцией. Кто-то таким образом расплачивается за аренду квартиры, а кто-то - за дорогие подарки. И это не только девушки. Парни также подрабатывают подобным образом. Они идут в дорогие кафе и вылавливают престарелых дамочек, готовых заплатить за ночь с молодым человеком. Нередко на месте дамочек оказываются и мужчины. Иногда такие отношения становятся постоянными, так что из парней-проституток они превращаются в альфонсов. Среди них встречаются и такие, кто со временем уходит в публичные дома.
- Как вашу картину восприняли во Франции и Польше?
- В Польше фильм восприняли как "гламуризацию" проституции. Было много разговоров о том, насколько вредят такие поступки студентов морали всего общества. Словом, вокруг фильма разгорелась настоящая дискуссия. Правда, "точка" в этой дискуссии так и не поставлена. Во Франции резонанс был не настолько большим, т.к. там снимается намного больше фильмов, чем в Польше - приблизительно 300 в год. Тем не менее, о фильме написали самые влиятельные французские газеты: Le Figaro, Le Mond, Liberation и т.д. Реакция была разная, кому-то фильм понравился, а кто-то его ругал. Очень хорошо картину восприняли в США, особенно на нью-йоркском фестивале.
- Малгожата, а как вам работалось с такой кинозвездой, как Жюльет Бинош?
- Восхитительно. Это самый впечатляющий опыт работы с актрисой во всей моей карьере. На момент съемок я была едва известным режиссером, а она - великой актрисой, известной всему миру. Я страшно переживала по этому поводу. При этом Бинош - очень непростой человек, и сначала она отнеслась ко мне с недоверием. Она как будто изучала меня. Но ей очень понравилась моя настойчивость. После этого она сразу открылась и с удовольствием принимала участие в постановке буквально каждой сцены. В итоге у меня с ней было намного меньше проблем, чем с другими актерами. Бинош крайне разнообразная актриса, а ее открытость иногда доходит до безумия. Мы очень подружились, даже начали думать над следующим совместным фильмом. Пока не могу многое рассказывать - это будет история о двух сестрах.
- "Профессионалки" - это не социальное и не феминистическое кино. Это фильм, прежде всего, о человеческом опыте…
- Для меня это фильм, прежде всего, о женской сексуальности и интимности. У женщин сексуальность намного сильнее связана с любовью, чем у мужчин. Это лента о том, что переживает человек, которому не хватает в жизни любви, страсти, секса… В таком состоянии человек начинает ощущать тяжесть одиночества. Социальный контекст в фильме я отодвинула на второй план.
- "Профессионалки" не ориентированы на массового зрителя. Это авторское кино. И, тем не менее, фильм появился в кинотеатрах многих стран. Бокс-офис фильма перекрыл затраты на его съемку?
- Я не знаю, но могу точно сказать, что я не получила вложенных в него денег (улыбается) . Лента вышла в прокат в 40 странах. Как для польского фильма - это просто-таки бешеная популярность. Лишь некоторым польским режиссерам удавалось снять настолько востребованные картины. Несмотря на то, что у фильма "Профессионалки" нет большого кассового успеха, благодаря именно этой ленте я прославилась. Это тоже очень важно.
- В вашей картине множество откровенных сцен. Лично у вас есть какие-либо табу на то, что можно показывать на широком экране, а что - нельзя?
- Я никогда не ставлю перед собой какие-то запреты, потому что это в определенных случаях препятствует творческому выражению. В истории уже было слишком много фильмов, переполненных еще более откровенными сценами. Это кино, которое возбуждает, но еще больше заставляет зрителя задуматься… Каждый эпизод в моем фильме, если даже он очень откровенен, - имеет большую смысловую нагрузку. Сцены жестокого секса, всяческих извращений или когда Жюльет Бинош мастурбирует в кадре - все это показывается оправданно.
- В 2009 году вы выступили сопродюсером фильма Ларса фон Триера "Антихрист". Как работалось с "великим датским провокатором"?
- Несмотря на то, что мы работали над одним фильмом, я практически не раскрыла для себя этого человека. Он абсолютно необщителен. Ларс месяцами сидит дома со своей семьей и вообще практически никуда не выходит. Он выезжает куда-то лишь в случае крайней необходимости и то не более одного-двух раз в год. При этом путешествует преимущественно на автомобиле. Это абсолютно недружелюбный человек, пребывающий в постоянной депрессии. Однажды было застолье, на которое он пришел, поздоровался и просидел молча два часа, выпивая со всеми водку.
- Если не секрет, о чем будет ваш следующий фильм?
- Я только что закончила снимать короткометражку, рабочее название которой "По имени". Над ней я также работала в копродукции. Это история о польском католическом священнике-гомосексуалисте, который влюбляется в молодого парня из глубинки. Сейчас мы готовим эту ленту к премьере. Мне очень интересно, как отреагируют на картину поляки, потому что наша нация очень религиозна. Ситуация, когда священник оказывается гомосексуалистом, - это практически табу.
Из досье ZN.UA.
Малгожата Шумовска родилась в Кракове 26 марта 1973 года. Она - выпускница киношколы в Лодзе, также изучала историю искусств. Ее дебютный короткометражный фильм "Молчание" получил множество международных наград. "Подъем" - второй ее короткометражный фильм - был представлен в каннской программе "Кинофонд" в 1999 году. Малгожата также автор и продюсер нескольких документальных картин. В возрасте 25 лет она сняла свой первый полнометражный фильм "Счастливый человек", который получил спецприз на кинофестивале в Салониках и был номинирован на приз за режиссуру на фестивале Сандэнс. Издание Variety включил ее в десятку лучших молодых европейских режиссеров.