В Украине буйствует «Французская весна». Главными звездами уже полюбившегося фестиваля стали актрисы Жюльет Бинош и Миу-Миу. Первая представила эксклюзивный проект Jubilations. Вторая — свой новый фильм «Маленькие зоны турбулентности».
Начнем с Миу-Миу… Возможно, киноманы знают, что ее настоящее имя Сильвет Эрри; родилась она в 1950 году в Париже; отец неизвестен, мать — торговка. Первая профессия самой будущей кинозвезды — ткачиха, вторая — продавщица клубники.
Увидев Миу-Миу в Украине, подумалось: кинозвезда осталось такой же маленькой и худенькой француженкой, никакого пафоса и звездности.
Мировая слава к Миу-Миу пришла в 1973-м. Когда мэтр Бертран Блие снял ее в фильме «Вальсирующие». Ее партнерами были Жерар Депардье, Изабель Юппер, Патрик Деваэр.
А не так давно в нашем прокате был один из последних по времени ее фильмов — «Наука сна». Осенью киевляне могли увидеть и картину «Концерт».
— Когда я приехала в аэропорт в Украине, то было ощущение, что я нахожусь в фильме… «Концерт», — говорит Миу-Миу. — Это на уровне языка, афиш. Об Украине было много новостей еще в 2005-м, в связи с оранжевой революцией. И хотя я домашний человек, но в то же время легко согласилась приехать к вам. Тем более что картина «Маленькие зоны турбулентности» мне очень и очень нравится.
В этой комедии (режиссер Альфред Лот) все вертится вокруг личностных отношений. Тут и свадьба, и супружеская измена, и даже паранойя главного героя. В общем, драки, ссоры, сведение счетов и даже пятна крови. Жанр чем-то похож на «салат» — чем больше всего намешано, тем вкуснее и веселее. Картина не лишена и рассказа о серьезных вещах. Это страх смерти, болезнь, обязанности перед другими...
Подобран прекрасный актерский ансамбль. По-настоящему комичен Мишель Блан. Да и сама Миу-Миу говорит, что в этом фильме для нее соединилось все — сюжет, подбор актеров, молодой режиссер Альфред Лот. Ежедневные съемки для Миу-Миу тогда превратились в праздник.
В фильме также поднята проблема возраста... Сама актриса, впрочем, весьма философски относится к своим годам (в феврале отпраздновала 60-летие) и говорит, что безразлична к разного рода юбилеям, а гораздо больше эмоций вызвало у нее рождение внука.
— Мы с внуком на разных концах жизни, и это удивительно. Да, я старею, но это дает возможность играть роли, которые не могла играть раньше. Вся моя жизнь прошла в работе. Я все время снималась. Были моменты усталости, когда исчезало желание работать… Ведь успех пришел уже с первого фильма.
Напомню, что Миу-Миу снималась у таких режиссеров как Марк Эспозито, Мишель Митрани, Морис Дюговсон.
В французской актерской среде, по словам актрисы, не принято поддерживать какие-либо дружеские отношения с коллегами помимо съемочной площадки…
— Мы много общаемся во время съемок, а когда встречаемся, то уже и не о чем говорить! Впрочем, у меня и так «бурная» личная жизнь: взрослые дети, рядом любимый человек. Моя героиня в фильме изменяет близкому человеку, и благодаря этой измене главный герой забывает о своем неврозе и как бы поворачивается лицом к жизни… Я же начала сниматься еще в 70-е, когда все «встречались» со всеми. Именно тогда и возник мой псевдоним. В 18 лет влюбилась в известного актера-комика. Как-то мы шли по улице и он сказал: «Ты вся такая как миу-миу»… И когда пришло время подписывать контракт, меня спросили: «Какое имя ставим?» Я и решила подписаться «Миу-Миу»! Я даже не подумала, что этот псевдоним будет сопровождать меня всю жизнь.
* * *
Один из организаторов «Французской весны» директор Французского культурного центра Матье Ардан сообщил СМИ, что Жюльет Бинош безо всяких проблем удалось пригласить в Украину. Она не из числа капризных звезд, а совершенно земной человек. Хотя в копилке французской звезды — американский «Оскар», французский «Сезар», три европейских «Феликса», призы Берлинского и Венецианского кинофестивалей. Два ее главных хита — «Английский пациент» (1996) и «Шоколад» (2000).
Жюльет Бинош Фото: Наталья Чубенко |
В экспозиции Бинош 68 картин. Среди них — 34 портрета известных режиссеров и 34 кинообраза.
Любопытно, что свой первый портрет француженка написала по заказу Cahier du Cinema. И потом на протяжении всей карьеры не расставалась с кистью.
До Украины проект Бинош Jubilations побывал в Нью-Йорке, Токио, Монреале, Париже и Сиднее. Ее картины написаны акварелью и тушью. Многих, посетивших выставку, работы очаровали уровнем художественного мастерства и чувством поэтической полетности. Эти 68 работ и вошли в уже изданный альбом Portraits. In-eyes. (Причем портреты режиссеров дополняют стихи, написанные актрисой.)
— Я пыталась изобразить на картинах то, что осталось во мне от взаимодействия с той или иной ролью, — говорит Жюльет Бинош. — Это выхваченные из жизни впечатления… А техника? Она пришла сама по себе — вместе с желанием рисовать. Если же говорить о моей поэзии, то все строчки я посвящаю режиссерам. Часто во время съемок у меня возникало желание «приблизиться» к ним. А ведь все виды искусства — это способ преодолеть внутренние границы и выразить внутренний мир. Сегодня это может быть живопись, завтра — игра или танец. Я пыталась в своих картинах передать именно чувства, а не концепции. Любой портрет начинаю с глаз… Уже потом возникают внешние формы.
Актриса призналась, что стихи к своим работам сочиняла без излишних терзаний, а скорее на уровне ощущений. А потом, когда перечитала написанное, то поняла: лишние слова — только помеха… Может, поэтому взгляды на жизнь у Бинош во многом соприкасаются с буддистской философией?
Еще звезда призналась, что несколько лет тому назад открыла для себя древнее искусство оздоровления — цигун, связанное с энергиями человека: красота личности достигает максимума, когда все порядке с энергией.
— Нужно реализовывать себя здесь и сейчас! — уверена Жюльет. —Лучшего времени уже не будет! Есть только теперешний момент и есть трансформация, связанная с ним. У меня был период, когда пыталась реализовывать себя в социальной сфере, ездить в Камбоджу, работать там с ассоциацией, которая занимается сиротами. Но это плохо закончилось… Оказалось, что один из руководителей ассоциации — педофил. С той поры я несколько изменила свое мнении о благотворительности… По-прежнему считаю себя «интернациональной актрисой». Не признаю границ, никогда не хотела стать богатой и знаменитой…
Особенно тепло Бинош говорит о работе с Михаэлем Ханеке, у которого снялась в фильмах «Код неизвестен» и «Скрытое».
— Он — мастер! Иногда возникает ощущение, что ты у него во время работы, как «конь с уздечкой», так тебя сдерживают и контролируют. Но вопреки всему сразу же соглашусь работать с Ханеке, если пригласит. И вообще по жизни иду — не оглядываясь! Работала и продолжаю работать.