Раскрывать тему женского одиночества в украинской литературе — все равно что рассказывать подростку, откуда берутся дети. И если во втором случае неиспорченный ребенок еще может открыть для себя что-то новое, то в первом — необходим незаурядный талант, чтобы взглянуть на старую как мир проблему с новой стороны.
Елена Рыжко предлагает произведение, основной лейтмотив которого — женская любовь к намного старшему, да еще и состоящему в браке, мужчине. Мужчине-призраку: поскольку он, хоть и незримо присутствуя на каждой странице романа, почти не появляется в реальной жизни героини. И именно из-за него ее спокойная размеренная жизнь закручивается в водовороте странных событий.
Динамика, с которой разворачиваются эти события, — чуть ли не единственное достижение произведения. Роман хорошо держит внимание, кое-где интригует. Но эта насыщенность, основанная только на читательском интересе к сюжетной линии, не содержа более глубокого подтекста, хороша только для американских комедий, не отягощенных интеллектом.
В конце концов наступает разочарование: большинство вопросов, связанных с логикой поведения персонажей, а то и их появлением в произведении, так и остаются без ответа. Не спасает ситуацию и авторский прием вкрапления в прозу собственных стихов. Если Оксане Забужко в «Польових дослідженнях...» он удался, то у Елены Рыжко выглядит довольно-таки наивно.
Как, впрочем, и концовка произведения, оформленная на манер «романа в романе». Оказывается, всю эту историю в рукописи только что прочитал муж нашей героини (один из определяющих персонажей), который и оценивает ее литературный талант. Кстати, весьма положительно. Затем счастливый автор, осознающий свой незаурядный литературный дар, идет искать издателя...