Интервью с паузами
Ныне, переключая телевизор с программы на программу, все время натыкаешься то на «Пассионарию — цветок страсти», то на «Запретную женщину», то на 272-ю серию «Санта Барбары», то на «Морена Клара», или «Я покупаю эту женщину»... Такой, в основном, южноамериканский ширпотреб наводнил украинские телеэкраны, приводя любителей искусственных страстей в волнение от невозможности вкушать эти переперченные, переуксусные, пересоленные блюда одновременно, уже не различая ни героев, ни даже названий. За рубежом подобные сериалы называют «мыльными операми», наверное, потому, что в них слишком много пены, которая, как известно, быстро опадает, оставляя после себя лишь мокрое пятно.
И вдруг довольно неожиданно на телеэкранах появляются первые постсоветские украинские телесериалы — сначала пять фильмов под названием «Западня», потом семисерийное «Преступление со многими неизвестными» по произведениям Ивана Франко в постановке режиссера Олега Биймы. Они сразу были замечены специалистами как явление неординарное и даже вызывающее удивление, если вспомнить, в какое тяжелое для искусства время мы живем. Художественный анализ этих работ еще впереди, но уже по первым впечатлениям можно сказать, что сериалы выгодно отличаются от «мыльных опер» глубокой психологичностью образов, вживанием в историческую эпоху, операторским мастерством Леся Зоценко, участием великолепных актеров, среди которых Анатолий Хостикоев, Богдан Ступка, Наталия Сумская, Алексей Богданович, Зинаида Дехтярева. Много сил и творческого вдохновения вложили сценаристы — Виктор Политов, Олег Бийма и кинодраматург Леонид Мужук, который является директором Укртелефильма. У него в кабинете мы и встретились.
— Леонид Петрович, мы с вами беседовали около года назад. Тогда вы сказали, что даже отключаете отопление в помещениях для того, чтобы собрать деньги на заработную плату сотрудникам. В эти же дни вы как раз заканчивали теперь уже известные телезрителям сериалы «Западня» и «Преступление...» Как обстоят дела сегодня?
— Сейчас тоже не просто. Телерадиокомпания Украины, согласно указу Президента, реформирована в Телерадиокомитет, объединяющий радиокомпанию и телекомпанию Украины. Происходит реорганизация телекомпании, составной частью которой являемся и мы, Укртелефильм. Время, вы сами понимаете, не очень спокойное для творческой работы. Все это нас волнует. Коллектив Укртелефильма и Ассоциации телевизионного кино серьезно беспокоит наша дальнейшая судьба, в частности, то, что студия может утратить статус юридического лица.
Пауза №1. Если Укртелефильм лишат юридического статуса, это будет означать, прежде всего, сокращение финансирования. В таком случае студия превратится в рядовое подразделение, которое будет исполнять вспомогательные функции. Не трудно догадаться, что за этим последует. Главное, надо будет распрощаться с мечтой снимать игровые и документальные сериалы, распадется коллектив единомышленников и энтузиастов, складывавшийся десятилетиями.
— Неужели это возможно?
— Очень трудно предвидеть, как развернуться события. Сейчас руководство телекомпании решает, как в условиях экономического кризиса рациональнее использовать базу Укртелефильма. У нас четкая позиция: мы выжили лишь благодаря напряженной работе. В то время, как большие студии — Киевская имени Довженко, Одесская художественных фильмов — почти полностью свернули производство, мы, наоборот, увеличили. Если раньше наша студия в год создавала полтора, максимум три игровых фильма, то в прошлом году — более 25, и это при самом минимальном финансировании. Мы получаем множество писем от благодарных телезрителей, которые смотрели «Западню», «Преступление со многими неизвестными», документальный сериал «Украинская ночь — 33», исторические и краеведческие фильмы. Они поддерживают желание работать, несмотря на все трудности.
Пауза №2. В советское время большинство произведений, созданных в Укртелефильме, были ориентированы исключительно на так называемый всесоюзный кинопрокат. К Украине эти фильмы имели отношение только в смысле организации их производства. Студия создает произведения, основой которых является украинская литература и современная действительность. Ее работники осознают свое место в развитии национальной культуры.
— В связи с прекращением деятельности больших киностудий Укртелефильм остался единственной киношколой для украинских актеров. Мы имеем огромную целину национального духовного богатства. Студия продолжает работать над сериалом «Украинская ночь — 33», в ближайших планах — 50-серийный фильм «Тайный посол», «Мальвы» по повести Иванычука, сериал «Иван Мазепа», в работе 20-серийный «Остров любви» по новеллам украинских писателей. Многие фильмы будут сняты и уже снимаются совместно с польскими, немецкими, венгерскими и российскими кинематографистами. В стадии подготовки 20-серийный фильм «Роксолана». Сценарий, к сожалению, пишу совместно с режиссером Борисом Неберидзе.
— Почему к сожалению?
— Потому что нет времени и, главное, нет денег, чтобы заплатить как положено приглашенному сценаристу. Мы делаем это почти бесплатно с надеждой, что наш труд кому-то нужен. Не будет преувеличением сказать, что все наши работы последнего времени осуществлены на одном энтузиазме. Все делается для того, чтобы студия не распалась. Но я и мои коллеги испытываем огромное удовлетворение от соприкосновения с творчеством Ивана Франко, Владимира Винниченко и других украинских писателей. Человеческие переживания вечны.
Пауза №3. Леонид Мужук выглядел, так сказать, не очень оптимистично. Утомленное лицо свидетельствовало о напряжении последних дней, когда на заседании жюри по Шевченковским премиям решалось, будут ли лауреатами «Западня» и «Преступление...» Лишь одного голоса не хватило до заветной цели. И как раз в эти дни по существу решается судьба Укртелефильма. Волнения тем более обоснованы, что налицо всеобщий кризис экономики. В такое время в первую очередь урезываются, как известно, культура и искусство...
— Какие отношения у вас сложились с Комитетом по телевидению и радио?
— Возглавивший его Зиновий Кулик считает, что среди всех видов телевидения приоритетным направлением должно быть телевизионное кино. И эта его позиция очень важна. Мы все-таки надеемся, что Укртелефильм продолжит свою деятельность, как и прежде.
— Тогда логично предположить, что нет никакой угрозы.
— Могут быть всякие неожиданные повороты. Несмотря на то, что Укртелефильм и так получает из бюджета абсолютный минимум, главным аргументом для возможного прекращения финансирования может быть заявление об отсутствии денег, экономический кризис. Но студия сама в состоянии зарабатывать, была бы добрая воля.
Производство телефильмов во всем мире является прибыльным делом. Действительно, наше техническое оснащение не на высоте, но мы обладаем достаточными производственными мощностями. Наше преимущество еще и в том, что деятельность студии многогранна: мы выпускаем не только игровые телесериалы, но и музыкальные, документальные, публицистические, краеведческие фильмы, телевизионные программы.
Пауза №4. Леонид Петрович не коснулся другой темы, в не меньшей степени могущей повлиять на судьбу Укртелефильма. Речь идет о борьбе политических сил за телеэфир, за телевидение. Конечно, политикам все равно, будет ли существовать студия или нет, их цель сохранить для себя телевизионный эфир как мощное средство борьбы за власть. И если финансирование постоянно сокращается, им не представляет никаких усилий и сомнений пойти на кардинальное ограничение возможностей Укртелефильма, даже на временную приостановку его деятельности. А хорошо известно, что у нас нет ничего более постоянного, чем временное...
— Но самое главное в том, что, несмотря на чрезвычайно трудный период, именно сейчас Укртелефильм поднял свои возможности до определенных стандартов. Сегодня, в год тридцатилетия студии, мы можем говорить о своей школе создания телефильмов, о достаточном уровне профессионализма, чувства художественности, приобретенных напряженным трудом людей, работающих не за деньги, а за совесть. Ведь коллектив — единственной в своем роде творческой организации в Украине — это не просто группа людей, которых можно собрать в любое время, а редкое гармоническое сочетание необходимых для создания телефильмов качеств. Все можно потерять в один день, одним росчерком пера. Хочется надеяться, что этого не произойдет.