В Центре современного искусства проходит выставка Майора Вальдемара Фидриха. Этот польский пан — лидер и вдохновитель политкультурного движения «Помаранчевая Альтернатива», история которого восходит к 80-м. Именно тогда забавные гномики-краснолюдки («краснолюдок» в переводе с польского — «гном») начали появляться на стенах и заборах на фоне пятен черной краски, которой в Польше во время военного режима Ярузельского зарисовывали антирежимные лозунги.
Эти невинные настенные граффити тогда привлекали внимание прохожих, и люди задавались вопросом: а что же на самом деле под темным пятном? Впрочем, даже формально обвинить гномика в антикоммунистических намерениях было невозможно. Движение также стало популярным благодаря хеппенингам. Впоследствии «Помаранчевая Альтернатива» декларировала свободу как в эстетическом, так и в индивидуальном проявлении. Люди, спонтанно присоединившись к активистам подобного «уличного спектакля», преодолевали свой страх и тут же становились активными участниками действа. Несмотря на всю оригинальность «Помаранчевой Альтернативы», пан Вальдемар не скрывает связь этого движения с сюрреализмом и дадаизмом. Подобно этим двум течениям модерного искусства он все свои инициативы ставит в зависимость от спонтанности происходящего…
И вот Майор Фидрих в Киеве. Почему Майор? Корни псевдонима еще с тех времен, когда по призыву он явился в военную комиссию в мундире майора, что было расценено как умственная неадекватность. Вольдемар вовсе не имел желания проходить военную службу. Естественно, его «попросили» проявлять должное внимание к чинам. А в ответ он начал обращаться к собеседнику как к полковнику, называя себя при этом майором…
Появившись на столичной выставке, Майор надел веселую оранжевую шапку гномика, которая сразу придала его лицу должную доброту, веселость, даже комичность…
— Приехав в Украину, я боялся, что здесь все будут в депрессии от каких-то неудач в политике, — признался пан Майор. — Но я увидел людей, которые шутят. Киев вообще может стать культурным центром. Ведь даже Париж уже превратился в статический город, и все там происходит «по правилам»… Может, просто у меня сложилось такое ощущение? Ведь я все вижу здесь как новое, светлое и чистое, а вам кажется, что такое невозможно. Думаю, что каждый день ваша страна в культурном развитии делает шаг вперед. Но, несмотря на украинскую харизму, еще должны быть приложены и реальные усилия. У меня есть идея, чтобы 100 тыс. молодых людей каждый год могли приезжать в разные страны Европы для того, чтобы создать ситуацию общественной активности. В Польше, например, самый низкий уровень такой социальной активности. И мне бы не хотелось, чтобы Украина в этом плане походила на Польшу. До Киева мы были в Донецке и Днепропетровске. И я видел 50-летних людей, которые выглядят очень болезненно из-за плохой экологии, так как земля там отравлена выбросами и дождями. Вообще стараюсь быть на расстоянии от политики, но некоторые вещи для меня просто не могут быть неинтересными. Ведь ваши люди на Майдане стояли для того, чтобы избрать лучших людей на посты министров…
На вопрос, какова реальная цель хеппенингов, пан Майор Фидрих сказал: «У каждого, кто берет в них участие, может быть своя цель — креативная или культурная. Важно, чтобы во всем этом была духовность, и люди открылись… Так как именно культура в тоталитарной системе влияет на политику. Например, в 1988 году 10 тыс. человек в помаранчевых шапках гномов проводили манифестацию на улице против власти Ярузельского. Они скандировали: «Нет свободы без гномов!» (тогда, во времена «Солидарности», самый популярный лозунг в Польше был «Нет свободы без «Солидарности!»). Кстати, название движению дали именно журналисты. Потому как в 1981 году во время забастовок студентов мы издавали газету «Помаранчевая Альтернатива», она высмеивала не только власть или генерала Ярузельского, но и забастовочный комитет, так как тот начал действовать на руку коммунистической власти. Наше издание быстро распространялось. И когда позже во время военного положения генерала Ярузельского я начал делать хеппенинги, журналисты и назвали это движение «Помаранчевой Альтернативой». Этот цвет являлся цветом голландского движения протеста, вот мы и выбрали его. В общем «ПА» была альтернативой реальности стереотипов и страхов. И мы пытались в первую очередь преодолеть свой страх, выразить себя».
Пан Майор самолично провел нас по фотовыставке, рассказав вкратце историю каждого своего хеппенинга. Например, акция «Конец «(у)палам» в 1987 году (пол. «upaly» — жара, а «paly» — дубинка). Тогда были сделаны специальные футболки, буквы на которых менялись по желанию участников. Таким образом, когда буква «U» убиралась, то клич «Конец жаре» менялся на «Конец дубинкам». Фидрих вспомнил, что солнце тогда то появлялось, то скрывалось за облаками, подыгрывая тем самым действу. А во времена сериального бума на «Рабыню Изауру» на стенах красовались надписи «Свободу Изауре и политическим заключенным!» Затем на черных пятнах (ими зарисовали лозунги) появились гномики. А вскоре гномики «сошли» со стен и вышли на улицы. Вскоре их стало 10 тысяч, и они могли реально влиять на политическую ситуацию Польши.
Еще один хеппенинг — акция в ходе предвыборной кампании 1989 года, когда Фидрих баллотировался на пост мэра Вроцлава под лозунгом «Помаранчевый Майор — или Красный Генерал». На польских улицах тогда появились головы генерала Ярузельского, сделанные из папье-маше. Но все же мэром города стал пан Качинвский. Кстати, первый фильм под одноименным названием движения «Помаранчевая Альтернатива» — это снятые скрытой камерой документальные кадры и хроника событий на улицах Польши, когда людей хватали и везли в полицейские участки… «Нема вольности без краснолюдков! (Нет свободы без гномов!)» — лозунг тогдашних настроений в стране.
Как известно, год назад активисты «Помаранчевой Альтернативы» присоединились к украинскому Майдану. В Польше была закуплена оранжевая ткань (около 200 метров), на которой жители Варшавы и Люблина написали свои пожелания народу Украины (небольшая часть исторического полотна демонстрируется на киевской выставке). Еще по инициативе «гномов» связали очень длинный оранжевый шарф — символ дружбы и единения украинского и польского народов.
По словам Вальдемара Фидриха, средств на акции тратилось совсем немного, так как часто «апельсиновую» ткань предлагали сами люди, а печатать и распространять листовки помогала организация «Солидарность».
Многие посетители арт-парада задались вопросом: а можно ли подобными «действами» реально что-то изменить? На это пан Майор ответил: «В целом мир практически не меняется. Но все равно лучше что-то делать, чем сидеть сложа руки. Сама возможность контакта с большим количеством людей имеет ценность. И еще… неплохо бы избрать картиной своей жизни только красоту».
Вольдемар Майор Фидрих родился 8 апреля 1953 года. Он выпускник факультета истории и искусствоведения Вроцлавского университета. Известен во всем мире как организатор массовых акций и автор многочисленных публикаций. После возникновения «Солидарности» в августе 1980 года Майор создал во Вроцлаве «движение за новую культуру». Вскоре после этого начинается активное движение «Помаранчевая Альтернатива»…