НОВОЕ ВРЕМЯ СТАРИННЫХ СТРАСТЕЙ

Поделиться
Последнее десятилетие опрокинуло представления об Украине как об узкоэтнографическом, хуторянском государстве...

Последнее десятилетие опрокинуло представления об Украине как об узкоэтнографическом, хуторянском государстве. За это время страна восстановила свое доброе имя XVI-XVIII веков, когда она, имея прямые связи с Европой, продуцировала высочайшие образцы мировой культуры. И сегодня с гордостью можно говорить о фестивальном и конкурсном буме во всех областях художественного творчества (музыка, балет, исполнительское искусство, живопись), который возвестил миру о яркой и неповторимой культуре. Компакт-диски с произведениями Б.Лятошинского и его ученика Е.Станковича можно приобрести во многих странах мира, а голоса выдающихся певцов представляют Украину в оперных залах всей планеты. А недавно впервые в истории государства Украина достойно сражалась и за свое место в мире искусства, казалось бы, для нас давно забытого... В Варшаве состоялся Второй Международный конкурс имени Ванды Ландовской - известнейшей клавесинистки ХХ века, основательницы школы старинной музыки.

Помню, какой шок и потрясение я испытала от концерта уже хорошо известного на Западе и в России «Ансамбля старинной музыки» под руководством Татьяны Гринденко (Москва). Старинной? Что же в ней, в музыке XVI-XVIII веков, удивило так, что сделало ее современнее рэпа и рока. Музыканты своим обаянием буквально заразили зал, который в неистовстве готов был двигаться в такт музыке. Да и сами исполнители, объединенные летящим темпом и ритмической пульсацией, находились в состоянии пластического театра. Все естество было включено в единый искрящийся поток творчества. И тем не менее, старина - аутентичная манера исполнения, абсолютно непривычная для ХХ века артикуляционная основа, высочайшая степень организации ритма, иная синтаксическая система, связанная со старейшими интонационными кодами, иной инструментарий, смоделированный по старым образцам (другие струны, настройка и форма инструментов, например игра на подвесных виолончелях без шпилей), иная система вибрации, иная организация ритма и времени - все это неожиданным образом перевернуло представления о культуре Ренессанса, классицизма, романтизма и импрессионизма (ибо известно, что импрессионисты стремились возродить традиции Куперена и Рамо). Романтическая манера исполнения музыки барокко в один миг смоделировала для меня в истинную плоскость. И сегодня, на пороге ХХI века, музыка XVI-XVIII столетий иначе восприниматься не может.

Запад (в 50-60-е годы), затем Россия (в 70-80-е) поняли это гораздо быстрее. Они обратились к ренессансным формам и типу мышления как к спасительной системе. Новой заботой музыкантов стало освоение самой истины, проникновение в психологию человека эпохи барокко.

Все нанесенное и навязанное временем стало расчищаться. Музыканты вели поиски первоисточников нотной литературы, расшифровывали сложнейшую музыкальную грамматику старого времени, опираясь на старинные исполнительские трактаты и секреты создания образов. Создавали инструменты по старым образцам, изучали штриховую и аппликатурную природу музыки, естественно адаптированную к риторической манере эпохи барокко. В результате - во второй половине ХХ века предстала не старина, а потрясающая современность, ибо эпоха барокко, насыщенная взрывной теорией аффектов, оказалась для многих неожиданно более захватывающей, нежели сочинения последнего времени.

И вдруг родилось страшное и внезапное сомнение - а существует ли прогресс? Если все, как говорится, возвращается на круги своя? Если ансамбль старинной музыки включает в свои программы Мендельсона и композиторов последнего десятилетия? Возможно, прогресс-то и состоит не в движении вперед и поиске новых исполнительских приемов, а в возвращении к исходным константам. А каковы же они? Это в первую очередь энергетическая сила музыки барокко, глубочайшее психологическое воздействие риторики - воздействие не только словом, но и интонацией. Отсюда - совершенно иные масштабы этой музыки, обращенные к тончайшим сферам подсознания. Именно поэтому каждый поворот, линия, скачок, фраза не описывают внутреннее состояние человека, а живут внутри тонкой организации психологического мгновения. «Эта музыка не галантно-декоративная, как многие до сих пор неверно считают, а самая что ни на есть ЧИСТАЯ музыкальная МЫСЛЬ. Виртуозность - явление не внешнего блеска и суеты, а организация эстетики эпохи и ее эмоциональности. Когда готовишься к концерту, идешь убеждать, говорить, делиться», - таково мнение талантливого музыканта, Мастера и горячего поклонника своего дела, истинного носителя редчайшей эстетики музыки барокко в Украине и в Киеве - Светланы Марковны Шабалтиной.

У лауреата международных конкурсов, члена Европейского общества культуры, доцента НМАУ, концертирующей клавесинистки Светланы Шабалтиной, я думаю, счастливая судьба. Музыкант по наследству, С.Шабалтина получила блестящее музыкальное образование: знание тембральности и ансамблевой техники передала ей мама, известная в 60-е годы дирижер Государственного симфонического оркестра Украины Е.Шабалтина. Детальному, глубоко психологическому пианизму, так необходимому и в клавесинной игре, Светлана обучалась в классе выдающегося педагога Бориса Землянского - профессора Московской консерватории. Его мастер-классы были бесконечно ценными в человеческом и профессиональном плане, он обучал скрупулезному стилевому прочтению фразировки, фактуры, формы. Затем в Киеве Светлана Шабалтина более чем 20-летие была признана одним из первых исполнителей авангардной музыки (В.Сильвестрова, В.Губы, Л.Дычко, В.Рунчака); на радио и телевидении были осуществлены ее фондовые записи, а в начале 90-х прошли великолепные концерты нового тогда исполнительского дуэта С.Шабалтиной и Е.Мыльной - уникального колоратурного меццо-сопрано.

Но мало кто знал, что параллельно шел процесс освоения и открытия пространства эстетики того времени, которое в Украине находилось в забвении и более чем на двести лет было исключено из концертного обихода. Уже тогда, десять лет назад, пианистка опровергла ошибочное представление о том, что «на клавесине играют неудавшиеся пианисты». Неудавшиеся не могут на нем играть, так как клавесин, с одной стороны, требует колоссальной бисерной техники, с другой - принципиально иного подхода к инструменту.

За последнее десятилетие Светлане Шабалтиной удалось провести большую интеллектуальную работу, собрать бесценный материал из первых рук. На Западе она попала в самый пик барочной исполнительской культуры, изучение которой началось в середине 50-х. В послевоенные годы три самые мощные школы - Англия, Франция, Голландия - воссоздали старинный инструментарий и аутентичный стиль, а поскольку для каждой страны характерны свои особенности интонирования (зависящие от языка и артикуляции), музыканту требовалось изучение иностранных языков, понимание мелодики речи. Добавлю, что каждый из композиторов-клавесинистов (например, Фрескобальди, Фробергер, Перселл) оставлял свой свод правил с пояснениями индивидуальной манеры.

За то же десятилетие Светлана Шабалтина посетила уникальные мастер-классы крупнейших исполнителей музыки барокко - Эльжбетты Стефанськой (Польша), Игоря Кипниса, Татьяны Логиновой, Густава Леохарда, а также престижные фестивали и конкурсы клавесина в Польше (Старый Сонч), Бельгии (Брюгге), Франции (Тулуза), Голландии (Утрехт). Период самообразования увенчался яркой концертной деятельностью в Италии, Польше, Германии.

И подвижнической - четыре года назад в НМАУ (консерватории) впервые в истории Украины открыт класс клавесина. В 1997 году открыт прием в аспирантуру, а в мае 1998 одна из ассистенток-стажеров НМАУ Александра Копань (класс доцента С.Шабалтиной) стала дипломантом конкурса Ванды Ландовской в Варшаве.

За это время состоялось признание мастерской школы С.Шабалтиной: гастролировавший в Киеве профессор из Швейцарии Бернхард Биллитер, оценив исполнительский уровень студентов, через некоторое время обратился с инициативой в фонд Pro Нelvecia, а также щедро вложил часть собственных денег и в парижском ателье Марка Дюкорне заказал в дар консерватории одномануальный клавесин. Подарок Биллитера был доставлен в разобранном виде, два месяца лежал на таможне, а затем был собран мастером органного зала Дм.Титенко и выдержал международные стандарты. «Воистину, инструмент, как человек, - говорит Светлана Марковна, - он требует вложения души и заботы». Сейчас клавесин, давно готовый к презентации, уже более полугода не находит достойного места в филармоническом зале, зале консерватории, классе консерватории...

А пока идут споры, Светлана Шабалтина воспитывает новое поколение музыкантов. Так, участие в международном конкурсе ее учеников доказало, что оригинальные знания, полученные на Западе, правильно воплощаются в методике обучения игре на клавесине.

Через несколько дней после конкурса я видела глаза счастливого и одновременно уставшего человека. Мы говорили, пересматривали фотографии разных лет, кадры Франции, Голландии, Чехии, Польши, Италии... Стоп! Канал Гранда в Венеции... Взгляд, обращенный с этой фотографии, излучал момент такого счастья, о котором Светлана Марковна сказала: «Подобного мгновения и состояния души в своей жизни, пожалуй, больше не помню». Накануне состоялся головокружительный прием в Teatro Reggio Torino дуэта «Recital Duo» музыки барокко профессора НМАУ Олега Кудряшова, блестящего флейтиста, и Светланы Шабалтиной. Сочинения композиторов эпохи барокко разных школ и географий были объединены в синхронном срезе: Фрескобальди, Бах, Солер, Скарлатти, Бортнянский и Березовский.

И это не первый успех на Западе Шабалтиной. В октябре 1997 года исполнительница была приглашена для представления к папе римскому Иоанну Павлу II в составе украинской делегации деятелей культуры. Тогда она выступала с докладом на международной конференции.

А здесь, в Украине, что? К сожалению, кроме редких, раз в год, концертов в Доме органной музыки помню те, которые в последнее время проходили... в фойе библиотеки им.Вернадского. Люди стояли в «хаотическом порядке», в шубах и пальто (дело было зимой) и с изумленным восторгом аплодировали дуэту. Вот так - в филармонии вообще нет возможности выступить, в органном зале - с огромным трудом, не удается провести презентацию великолепного инструмента, а подрастающее поколение исполнителей занимается не в классе консерватории, а в кладовой. И тем не менее участвует и получает высокую оценку в международном конкурсе и верит, ибо...

Пришло новое время, которое возвращает истинно утраченное, и его надо реконструировать. Они понимают, что клавесин приносит общение с цивилизацией. Они понимают, что эпоха Ренессанса - это эпоха утонченного вкуса, изысканных манер, аристократического этикета, что клавесин гармонирует с хорошим тоном избранного общества, но главное - это инструмент искреннего диалога со слушателем. Через несколько столетий воссоздается восхитительное звуковое пространство глубоких и невероятно страстных эмоций. Не в этой ли гармонии благородства и мысли жить будущему веку?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме