ЭФФЕКТ «ВСПЫШКИ», или СНОВА ОДЕССА — «МАМ»а

Поделиться
От этого события, как от встречи с хорошим человеком или произведением искусств, исходит свечение. Потому что в нем есть душа, есть свои незабываемые «черты лица», есть свой стиль...

От этого события, как от встречи с хорошим человеком или произведением искусств, исходит свечение. Потому что в нем есть душа, есть свои незабываемые «черты лица», есть свой стиль. Тем более, что событие это рождено в Одессе - городе, изначально исторически духовном и одновременно несущем уже только именем своим все «аритмично-неординарное».

И хотя рядом с событием много официальной лексики: «музыкальная акция», «фестиваль», «музыкальная ассамблея», «концепция», «проект» - в памяти остается главное - «струящийся духовный контакт» и неповторимый «тембр». Знакомьтесь - ассамблея «Мандрівна Академія музики»

В аббревиатуре и графической символике этой акции - все соответствует концепции события.

Странствие, дорога - идея художнического передвижничества, культура европейских стран.

Академия - признание вечных истин, культурно-просветительский и образовательный уровень, высочайшее мастерство и многоканальность информации (история-современность, культурологичность).

Музыка - самая разная и необыкновенная, создающая ностальгическую атмосферу общения, напоминающую музыкально-художественные салоны XIX-XX веков.

Проведение академии стало возможным благодаря Одесскому региональному отделению Международного фонда «Відродження», который в своем действии является прототипом открытого общества, а также благодаря действию организации «Ассоциация новой музыки», которая в Одессе существует с 1995 года, а с 1996 г. входит в ISCM (Международное общество современной музыки, штаб-квартира которого находится в Голландии).

В 1997 году одесское отделение выиграло всеукраинский конкурс, объявленный среди региональных отделений МФВ и получило грант на большую культурную программу «Современное - современникам», которая предполагает целый ряд художественных акций не только в Одессе, а и небольших городах и селах Одесской области, в Николаеве и Херсоне.

Академия объединила вокруг себя музыкальную элиту города и доказала лишний раз, что крупные музыкальные события могут проходить не только в «центре», порой отбрасывающем взыскательную публику в «нафталиновые» времена…

В противовес искусственно навязываемому жизнью «сужению ареала обитания» в одесских акциях «Два дня и две ночи новой музыки» (апрель) и «Мандрівна Академія музики» - это открытие музыкального пространства и активизация общения с музыкально-театральным миром Европы. Идея возникла в интеграции с Россией, где с 1991 года действует Российская музыкальная академия. Появление ее было связано с концепцией художнического передвиженчества, естественно ассоциирующимся с XIX веком, иначе - приношением культуры и распространением ее в региональных центрах России.

«Тогда, - по мнению профессора Московской консерватории, одного из инициаторов Российской музыкальной академии В.Задерацкого, - академия взбудоражила пространство. Стремление сохранить духовный потенциал России в период дикой разобщенности, губительной для искусства (страх превратиться в «медвежий угол»), выразилось в активном вхождении музыкальной культуры России в прилегающие к центрам пространства».

В Украине резонанс Российской музыкальной академии получил иное преломление. Сохранив духовное начало и пафос, здесь, в Одессе, начался как бы другой тип передвижничества по типу «вспышки» - распространения культурной акции и во времени, и в пространстве. Образно говоря, «световой источник» в течение только шести дней «осветил» прилегающие к Одессе города (Измаил, Коминтерновск, Николаев, Ильичевск, Южный, Рено). Другая культурно-региональная ситуация придала Академии музыки другой контур замысла - элитарно-приподнятый, изысканный, тонкий, динамичный, с подключением самых разных видов искусств и западноевропейского музыкального контекста.

Эта авторская программа одесской «Мандрівної Академії музики» принадлежит председателю одесского правления Ассоциации новой музыки, артистическому директору международных фестивалей современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки», композитору Кармелле Цепколенко.

Режиссура одесской акции отличается от российской включением обширной «культурной ситуации» современности: аудио-, видеоинсталляции (проект лиги «Уровень14» «Найтихіший голос» - куратор Уте Кильтер, видеоинсталляция «Сила тяжіння» Юрия Новикова); WEB - ресурсы сети Интернет, музыкальные страницы Интернета Ильи Рублева; цикл бесед об искусстве (презентация фильма «Казимир Великий, або Малевич Селянський», сценарий и лекция Дмитрия Горбачева, литературная лекция-беседа Соломии Павлычко «Модернизм украинской литературы в XX столетии», лекция-концерт «Одесские рассказы» Бабеля, Инбер); хореографическое искусство («Комментарии Аввакума», Национальный хореографический центр, Орлеан, Франция, балетный театр Жозефа Наджа); музыкальный театр («Орестея» - монодрама для чтеца и камерного ансамбля Александра Козаренко и камерная опера «Огрядний джентльмен» Людмилы Самодаевой); лекции-беседы о музыке («Семантическое поле музыки в прошлом и сегодня», профессор Московской консерватории В.Задерацкий и «Антонин Дворжак и мир современности», профессор Пражской консерватории Маркета Галова и профессор Одесской консерватории Эльвира Дагилайская).

Главное условие - это расчет на изысканный, взыскательный вкус, который исключает момент случайности. Напротив, каждая программа содержит «вожделенный элемент неожиданности» (В.Задерацкий). Вот лишь некоторые - первое исполнение в Украине мотета для голоса и камерного ансамбля Бартоломео Корданса (XVI век!) в исполнении легендарного и упорно отстаивающего свои права в России уникального ансамбля «Академии старинной музыки» (руководитель Татьяна Гринденко). Аутентичная манера исполнения (синтаксис, артикуляция, интонация), инструменты и смычки, струны, изготовленные по старым образцам, игра на «подвисных» (без шпиля) виолончелях, иная система вибрации, организации ритма и времени - все это удивительно воссоздало и оживило пространство прошлого.

Современный музыкальный пласт представлен был психологическими «интрадами» Владимира Мартынова и Александра Бакши. Московские композиторы написали их специально, ориентируясь на специфическую манеру исполнения. «Интрады» были разыграны музыкантами: перемещаясь в сценическом пространстве, они добивались тонких акустических и театральных эффектов в создании драматической канвы произведений.

«Священнодействием» было и исполнение уникального произведения 1970 года создания - «Драмы» В.Сильвестрова, композитора, чье имя содержится во всех крупных справочниках мира. Произведение имеет очень сложную судьбу, подобную судьбе всего того нового композиторского поколения, которое пробивалось сквозь «бетонные плиты», а пробившись, должно было прожить под шершавыми подошвами «командирских сапог».

Концерты участников «Мандрівної Академії музики» проходили при поддержке Одесской городской администрации, Управления культуры и Французского центра и были вписаны в чрезвычайное для культурной жизни Одессы событие - 150-летие со дня организации Одесского филармонического общества. Этот «сильный знак» диалога времен символизировал константу вечного и настоящего искусства, благословил в новый путь музыкально-академическую жизнь Одессы, в которой составной частью теперь является и «МАМ».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме