МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМЬЯ ТАМАРЫ МУХИНОЙ

Поделиться
Зал Дома учителя, где в конце зимы отмечался творческий юбилей Тамары Георгиевны Мухиной, после бл...

Зал Дома учителя, где в конце зимы отмечался творческий юбилей Тамары Георгиевны Мухиной, после блестящего выступления учеников ее класса недоуменно «ахнул-вздохнул», и вздох этот волной разбился о сцену, откуда неслись официальные строки: «За многолетний труд… за творческие достиж… за… объявить благодарность». Благодарность! Более ничем руководители нашей культуры не смогли отметить сорокалетний труд замечательного педагога, создательницы уникальной скрипичной школы, сохранившей великолепную отечественную систему профессиональной подготовки музыкантов с шестилетнего возраста.

«Перед такою людиною треба скидати капелюха»

Богодар Которович,

народный артист Украины, профессор НМАУ

С 1968 года Тамара Георгиевна ведет скрипичный класс в 5-й киевской музыкальной школе имени Л.Ревуцкого, именно тот класс, который в первую очередь создает неповторимый творческий климат школы. Т.Мухина со своими питомцами ставила в школе детские оперы («Ухти-тухти», «Кот в сапогах», «Ленивая лягушка») еще в те времена, когда в городских театрах о них и помину не было. Не единожды устраивались общегородские «Праздники скрипки» (в музее украинского искусства и др.), соединявшие рассказ об истории инструмента с прекрасным концертом учеников.

Александр Иванов (ученик Т.Мухиной, а ныне солист оркестра «Киевская камерата») вспоминает незабываемые годы учебы: «Я считаю, что всем ученикам Тамары Георгиевны повезло, т.к. с раннего детства мы развивались гармонично как в художественном, техническом, так и человеческом отношении. Ее школа создала плотную образовательную базу на всю дальнейшую жизнь».

Те, кто знает Тамару Георгиевну (а это, поверьте, метры, авторитеты - первые скрипачи Украины), утверждают, что уровень подготовки в ее классе не уступает специальной музыкальной школе имени Лысенко. Но при этом в отличие от десятилетки, где все внимание уделяется исключительно развитию профессиональных навыков, ученики Мухиной получают разностороннюю общекультурную подготовку. «Если в десятилетке, как известно, установка исключительно жесткая - музыка, тренаж, ибо уж слишком велико условие соперничества и конкуренции, то для меня ценно, чтобы дети были развиты разносторонне и в конечном итоге интересны как люди. Мы ходим на художественные выставки, - рассказывает Тамара Георгиевна, - проводим в классе вечера прослушивания записей лучших скрипачей с мировым именем - Хейфец, Стерн… Я всячески поддерживаю участие ребят в хоре. Это поможет им в формировании ансамблевого чувства, в координации слуха, в поиске тембральной краски».

Добавим, что сама Тамара Георгиевна, обучаясь когда-то в Симферопольском музучилище (кстати, ее педагогом была ученица К.Мойстраса и Д.Ойстраха) и в Минской консерватории (педагог М.Гольдштейн), совмещала музыкальные экзерсисы с изучением теоретических дисциплин, а затем более 10 лет параллельно со скрипичным классом вела и теоретический, принимала участие в хоре им. Б.Лятошинского, увлекалась хореографией. Поэтому и сегодня ее юные скрипачи обретают объемные знания сольфеджио, гармонии, формы, стилистики и даже вокала.

Тамара Георгиевна: «На мой взгляд, скрипачи должны развиваться в музыкальном отношении более гибко, чем исполнители других специальностей. Уже в ранней стадии обучения необходимо заложить основы рисунка мелодии, ее «вокализации», открыть секреты виртуозного чтения с листа, которые очень вскоре понадобятся маленьким скрипачам в ансамблевом и оркестровом исполнительстве».

«Она уже давно медаль «За отвагу» заслужила» (А.Н.Горохов, профессор НМАУ)

Результаты? Пожалуйста. Два ансамбля - «Мрія» (младшие) и «Натхнення» (старшие классы) - неизменные участники концертов городских фестивалей, городской детской филармонии, городских и выездных (Чернигов, Кривой Рог), участники многочисленных методических акций и телевизионных передач («Новые имена», «Рождественские концерты»).

Более десяти лет Тамара Георгиевна возглавляла огромный (97 человек!) городской ансамбль скрипачей. И хоть дети были из разных школ города, Тамара Георгиевна запоминала все имена.

Раз за разом ученики Мухиной одерживают впечатляющие победы на внутренних и, что особенно ценно, на международных конкурсах. Вот беглый перечень только за последние несколько лет: Харьков, 1994 - 1 и 2 премии; Харьков, 1995 (международный) - сертификат; Запорожье, 1995 («Маленький принц») - 2 место; Киев, 1996 (городской) - 6 победителей и лауреатов; Польша, 1996 - диплом; Румыния, 1996 - 5 премия… Сегодня на предстоящие в мае конкурсы в Киеве и Запорожье Тамара Георгиевна готовит 8 человек.

«Мы едем не только завоевывать места. Мы едем учиться», - неизменно повторяет Тамара Георгиевна в период подготовки к конкурсам. И многочисленные победы учеников ее класса - это доказательство высочайшей профессиональной подготовки - нашей педагогики, уже неоспоримо признанной лучшей в мире.

Каждое конкурсное выступление, независимо от результата, обсуждается в классе - ибо это и есть колоссальный стимул на пути самосовершенствования. Атмосфера доброго соперничества есть и внутри коллектива, она способствует, по мнению Тамары Георгиевны, формированию объективной самооценки.

- Тамара Георгиевна, а если случаются неудачи, провалы?

- Если профессиональные - то не складывать оружие. Вспомните, например, о неудачном выступлении Святослава Рихтера в Калинине. Только у середняков не бывает провалов, ведь творческий человек - это очень тонкая материя… А что касается человеческих проколов - то я не приемлю ложь. Все прощаю и кому угодно прощу, но не своим кровным ученикам. Не приемлю зависть - и не из-за себя. Я за других волнуюсь - ведь зависть разрушает изнутри других. Не приемлю неспособности к самоанализу и саморазвитию человека. В этом плане для меня всегда примером был Чехов.

«Преодоление себя» - маленьких человеческих слабостей - очень благотворно влияет на то, что в классе Мухиной нет нездоровой «звездной болезни». «Равное отношение ко всем и обязательное обучение всех детей только профессиональным образом», - так формулирует педагог Мухина основной принцип своей работы. Поэтому в многочисленных выступлениях класса участвуют все ученики. И в этом главный смысл, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным, забытым, не реализовавшимся. А детям ничего больше и не нужно для счастья. Эта «внутренняя пропорция» позволяет всем раскрыться и играть особо заряженно-темпераментно!

«Стоило даже и не стать музыкантом, но только б десять лет общаться с вами» (один из учеников)

- Все они - мои дети - большие труженики, часто лишенные (в привычном понимании) детства, ибо занимаются и занимаются. Талантливые дети делают за сезон две большие программы, в 5-7 классах работают над сонатами, концертами Генделя, Тартини, Лакателли, Вивальди, Баха, Бруха, Мендельсона, Шпора, Виотти, Сарасате, играют западный авангард, Пендерецкого, Веберна, произведения украинских композиторов - Лысенко, Косенко, Губы, Фильц.

И вот они, выпускники Тамары Георгиевны - солисты Национальной филармонии, Национальной оперы, педагоги музыкальных училищ, исполнители в музыкальных коллективах Канады, Америки, Германии, Израиля. Вот они - и юные таланты, отстаивающие первенство Украины в нелегких международных состязаниях.

И вот она - «благодарность»…

Сама Тамара Георгиевна, не приемлющая лжи, зависти, стяжательства, относится к наградам безразлично (их, кстати, за все годы не было ни одной). «Это - не главное, это - все суеты, - говорит она. Награда для меня - любовь моих детей и их успехи». Это семья… Музыкальная семья, в которой каждое детское и юношеское сердце в человеческом и творческом отношении прошло взрослое испытание. В этой семье не просто дети, а как принято в творческих кругах говорить, - «профессиональные дети» - исполнительскую судьбу и будущее которых определила Тамара Георгиевна.

- Я с ними никогда не порываю контакта. Они становятся музыкантами, программистами, кибернетиками, лингвистами, часто всех приглашаю к совместному участию в концертах. Это преемственность - колоссальный стимул для начинающих.

Скольким же она открыла ни с чем не сравнимую радость самовыражения? Сколько же еще судеб вверено в ее надежные профессиональные руки?

Не будем повторять давно ставшие общим местом фразы о гибели культуры, о разрушении формировавшейся десятилетиями мира уникальной классической школы, о бедствовании на грани нищеты большей части профессорского и учительского корпуса. Поверим только в то, что есть в нашей жизни фанаты-бессребреники, стоики, подвижники, живущие вопреки всем странным и страшным болезням уставшего века. Поверим, что болезни эти, дань неблагодарному времени, вскоре пройдут. Останутся спасенные души, которым талант, воля, творческая искра и бескорыстное трудолюбие учителей подарили радость самовысказывания.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме