220 лет тому назад в Санкт-Петербурге покончил с собой выдающийся украинский композитор Максим Березовский. Память о нем - в музыке, звучащей сегодня и волнующей нас на рубеже третьего тысячелетия.
Один из наиболее загадочных представителей плеяды украинцев XVIII столетия, творивших и восславлявших российский престол и оставшихся в анналах с пометкой: «русский композитор (или художник, ученый), по национальности украинец», умер в полной нищете и безвестности.
Не сохранилось ни одного изображения Максима Березовского, нет его достоверной биографии. Сведения, встречающиеся в воспоминаниях современников, порой противоречивы. Пытаются подвергнуть сомнению факты его обучения в Киево-Могилянской академии, пребывания в Санкт-Петербурге в начале творческой биографии.
Два года назад, в ознаменование 250-летней даты рождения композитора и певца, носившего гордое звание маэстро ди капелла филармоника, были проведены юбилейные торжества, международная теоретическая конференция, концерты в Киеве и Глухове. Теперь в родном городе гениев XVIII века - М.Березовского и Д. Бортнянского есть памятник, объединивший их образы. Поскольку портрета Массимо Руссо не сохранилось, он изображен со скрипкой в руках, склоненной головой и лицом, скрытым под прядью волос. Одна из детских музыкальных школ Глухова названа именем М.Березовского в память о славной школе певчих, существовавшей с 1738 года и воспитывавшей мастеров хорового искусства. Cреди прочих юбилейных мероприятий осуществлено издание хоровых сочинений М.Березовского, вышел компакт-диск с записями его сочинений в исполнении хора духовной музыки «Вiдродження».
Значение творчества композиторов-классиков отечественной музыки, заложивших ее основы (и среди них - признанный на уровне Болонской филармонической академии М. Березовский, известный в Италии как Массимо Руссо), невозможно переоценить. Вместе с наследием Д.Бортнянского и А.Веделя - это высшие достижения украинской культуры. Они писали музыку, посредством которой осуществляли связь людей с божественным словом, и, что самое поразительное, продолжают это делать до сих пор.
Максим Березовский познал славу и безвестность, достаток и нищету, его «приближали» и отсылали, сулили ректорство в несуществующей Екатеринославской академии и забывали выплатить месячное жалованье переписчика нот Придворной певческой капеллы... Звание академика, маэстро ди капелла позволяло композитору быть капельмейстером любого европейского придворного оркестра. Успех в Италии его оперы «Демофонт» - первой оперы, написанной украинцем! - позволял получать заказы от оперных театров.
Композитор был отправлен в Италию для завершения образования по высочайшему повелению Екатерины II. Целью было не только это, но и приобщение к музыкальной элите Европы, расширение кругозора, и, наконец, признание среди коллег - равным среди равных. Cуществует множество версий относительно деятельности Березовского, кроме музыкальных экзерсисов под руководством знаменитого академика падре Джованни Батиста Мартини. Из переписки выдающегося композитора и теоретика с И.Елагиным известно об успехах Массимо Руссо, как называли в Италии Березовского. После традиционного экзамена на звание маэстро ди капелла, уcпешно выдержанного им в 1771 г. (получил все белые шары), он стал академиком «ди филармоника» наравне с уже известными Е.Фоминым, Й.Мысливечеком, В.-А.Моцартом.
Несмотря на открывающиеся широкие возможности, Максим Березовский возвращается в Россию. По сути, время активного творчества композитора составило в общей сложности 12-14 лет. Они делятся на три периода: начальный - Санкт-Петербург (1765-1769 гг.), «итальянский» (1769-1773 гг.), и поститальянский, последний (1773-1777 гг.).
Эти последние три года жизни маэстро - безудержное движение к трагическому концу. Придворной певческой капеллой руководил итальянец Т.Траэтта, после него начались поиски преемника, и вновь замечательному таланту соотечественника предпочли звучную итальянскую фамилию. Потенциал Березовского остался невостребованным. Материальные проблемы усугублялись семейными неурядицами и извечным внутренним конфликтом гения, не принятого эпохой.
Потрясает глубина его произведений, вершиной среди которых является знаменитый хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (ок.1760), написанный раньше, чем «Реквием» Моцарта и во многом предвосхитивший его. Поражает способность этого человека достигать, казалось бы, невозможного в соединении движений ума и сердца, воплотившаяся в хоровых шедеврах и чудесной скрипичной сонате.
Как правило, гении беззащитны и неспособны бороться за себя. Музыка - единственное, что было у Максима Березовского при жизни и осталось после его смерти. Утрачены практически все документы, связанные с фактами его биографии, сохранилась лишь небольшая часть его сочинений, и та в основном - в списках-копиях. Единственным нотным автографом маэстро ди капелла филармоника исследователи считают его экзаменационный Антифон.
Забытый и отринутый современниками, М.Березовский лишь теперь восстанавливается в правах первого представителя национальной композиторской традиции Украины. Все новые и новые утерянные шедевры находят исследователи творчества композитора. Неоценим труд М.Степаненко и М.Юрченко - преданных его имени. Возвращение к жизни Сонаты для скрипки и чембало, Литургии, Хорового концерта «Бог ста в сонме богов», а также - подготовка и издание первого сборника произведений композитора (хотя бы тиражом в одну тысячу экземпляров!) - это жизнь через 220 лет после смерти.
Бесстрастное свидетельство эпохи, как страшная эпитафия, - записка управляющего императорскими театрами И.Елагина от 25 марта 1777 г.: «Композитор Максим Березовский умер сего месяца 24-го дня; заслуженное им жалованье следовало б по сей день и выдать, но как по смерти его ничего не осталось, и погрести тело нечем, то извольте, ваше высокоблагородие, выдать по 1-е число мая его жалованье придворному певчему Якову Тимченку, записав в расход с распискою. Иван Елагин».