Формально главный театр страны - Национальная опера - объявила о своих достижениях. Евросоюз выделяет нашей труппе почти 700 тыс. евро (в виде гранта) на четыре премьеры (выйдут в 2012-2013). Ожидается перестройка в балетном подразделении: танцорам присмотрели нового руководителя. Несколько солистов получили награды на конкурсах. Построили репетиционный зал размером с основную сцену. Оборудовали гримерки. Накупили инструментов… «Ушли» с должности главного режиссера патриарха украинской сцены Дмитрия Гнатюка.
Не стоит воображать, будто бы грант от Евросоюза излишне весомый. Всего-то 700 тыс. евро. На такие деньги в дорогозатратной оперной индустрии далеко не уедешь. В Европе подобной цифры едва могло бы хватить на «четверть» какой-нибудь масштабной постановки Дж.Верди.
Только здесь, на мой взгляд, важны даже не деньги (которых нам никогда не хватит!). Тут принципиально обоснованное внимание Запада к отечественным творческим реалиям. Как говорится, мне не дорог твой подарок - дорога твоя любовь! И финансовое подношение Евросоюза нашей серьезной музыке скорее свидетельствует о том, что даже Евросоюз уже начинает пугаться публичного китчевого одичания Украины… Поэтому «там» и пытаются сделать хоть какие-то «инъекции» больному творческому организму нашего государства. Чтобы окончательно не потерять страну-соседку, поэтапно изживающую из сонма своих ценностей порою даже отдаленные представления об искусстве серьезном, классическом, всем цивилизованным миром почитаемом.
…В перспективе на евросредства Нацопера должна поставить: «Волшебную флейту» Моцарта, «Самсона и Далилу» Сен-Санса, «Отелло» Верди. И еще одну вещь совместно с Польшей. Как бы в унисон Евро-2012.
Директор театра Петр Чупрына (человек отзывчивый и душевный) говорит: «…за двадцать лет независимости Национальная опера - одна из крупнейших в Европе - реализовала двадцать один международный проект! При том, что эти годы принципиально отличаются от предшествующих исторических периодов. Поскольку и театр, и наше государство в целом оказались в новых политических, этических и эстетических условиях… И если во времена СССР эстетическую моду определяли Большой и Мариинский театры, то сейчас мы интегрируемся в европейские и мировые контексты…»
Между тем «ориентация Север» тоже не теряет важности. За ценным кадром, который вскоре может возглавить балетное подразделение Нацоперы, все же обратились в северную столицу. В Санкт-Петербург. Премьер Мариинки и Михайловского Денис Матвиенко (человек реактивный и одаренный) вскоре может встать у штурвала украинского балета. Матвиенко (уроженец Днепропетровска) наш театр знает хорошо. Учился в Киеве у Валерия Парсегова. Не один сезон танцевал и на столичной сцене. Сегодня 32-летнего Матвиенко приглашают в Украину с целью очевидной… Во-первых, обзавестись в афише именем с отблеском «международности». Во-вторых, погасить тлеющие распри в стане «балерунов». Так как одни танцоры делают подкоп под нынешнего руководителя балета Виктора Яременко, а другие мечтают о каком-то своем «вожаке». Так вот и будет для этих конкурирующих группировок третий пришлый. Как стало известно ZN.UA (из источников в Минкульте), вопрос с назначением Матвиенко уже практически решен. Осталось подождать недолго, тем более что и сам Денис не сопротивляется.
Новый руководитель балета - не единственное кадровое «па» в репертуаре Нацоперы. На днях ушел с должности главного режиссера 86-летний Дмитрий Гнатюк (человек маститый и легендарный), занимавший руководящее кресло с 1988-го. На вопрос ZN.UA «почему решили отойти от…?», Дмитрий Михайлович ответил эмоционально: «Это не я отошел! Это меня «отошли»…
Гнатюк признается, что всю свою сознательную режиссерскую жизнь боролся за то, чтобы в нашем театре 50% репертуара шло на украинском языке. И чтобы как можно чаще звучала украинская музыка. Все свои спектакли, по признанию маэстро, он ставил «по партитуре, а не по «тексту» (как некоторые нынче…). Что же касается упований Гнатюка на будущее оперной режиссуры в Украине, то здесь мастер проявляет открытый пессимизм: «Мене ця тема хвилює. Адже молодим потрібно знати і відчувати музику. Потрібно мати фах! А найголовніше - потрібно мати талант…»
С последним постулатом мастера не поспоришь. С поиском подлинных талантов - с их раскрытием и вознесением к высотам международного признания - никакой Евросоюз нам здесь не поможет. И, увы, чаще укоренившаяся театральная коррупция выполняет роль «дамбы», которая эти же таланты изничтожает или в лучшем случае отдаляет…
Тем временем новым главным режиссером Национальной оперы Украины (исходя из информации на обновленном сайте театра) уже назначен сын выдающегося украинского оперного исполнителя Анатолия Борисовича Соловьяненко Анатолий (человек предприимчивый и коммуникабельный).
Таким образом прорастает новейшая руководящая «гидра» (главного театра страны), состоящая из четырех важных голов...
Художественный руководитель (композитор М.Скорик) - чинный статус «английской королевы».
Директор театра (П.Чупрына) - вопросы экономики и стратегического планирования.
Руководитель балета (возможно, Д.Матвиенко) - миссия «рационализатора», хранителя традиций и «визитка» для Евросоюза (мол, и у нас на должностях люди известные).
Главный режиссер - человек, который и будет «решать все» фактически: образно говоря, не «серый», а очень даже явный «кардинал».
Из ближайших премьер Национальной оперы - «Дон Карлос» Дж.Верди (начало 2012 года)…
Из хронических проблем этого же театра - отсутствие дополнительных сценических площадок. Тема эта, собственно, уже давно банальная. Тем не менее никак не решаемая. А с учетом давно и активно незадействованного «балласта» (в собственном соку варятся сотни исполнителей, раз в год выходя на сцену), подобная проблема переходит в разряд болезней хронических (как гастрит). Негде в столице петь и плясать - ну так и что теперь делать?
Однако, как сообщил ZN.UA министр культуры Украины Михаил Кулиняк (человек деловой и прагматичный), определенные надежды все же не иссякают. В первую очередь, это упования на строительство нового концертного зала на территории «Мистецького Арсеналу». А во вторую очередь - на долгострой Малой оперы в Киеве. Это, как известно, нереализованный замысел певицы Евгении Мирошниченко.
Впрочем, и здесь не все «замыслы» близки к воплощению. Как стало известно ZN.UA, «куратором» здания, предназначенного под Малую оперу на Лукъяновке (раньше там был Клуб трамвайщиков), может стать композитор и ректор Александр Злотник (человек скромный...). И якобы в его планах - расширение «формата» деятельности будущего предприятия. То есть, помимо камерных форм, на этой же сцене должны быть и другие, едва ли не мюзикловые проекты. Что идет в полный разрез с творческой концепцией, заявленной еще Е.Мирошниченко. Великая певица предполагала видеть на этом месте исключительно театр серьезных камерных музыкальных форм (успешные аналоги которого есть в Москве, в Варшаве, в других городах).
Впрочем, по поводу всех выше обозначенных «замыслов» и «перестроек» еще бабка надвое гадала. Ведь пушкинский призыв - «Пора нам в оперу скорей! Там упоительный Россини, Европы баловень - Орфей…» - по-прежнему заметно уступает другому «адресу» из радио «Шансон»: «Владимирский централ, ветер северный».