Судьба старейшей студии страны — «Укртелефильма» — опять «на волоске». Разговоры-переговоры и попытки мирных-полюбовных прений ни к чему не привели. И в ход пошел железный кулак. Как пишут в редакцию «ЗН» студийцы, «…под покровом ночи силой захвачено здание «Укртелефильма». Автогенами и болгарками вырезаны двери кабинетов и сейфы. В неизвестном направлении ночью на грузовике вывезена документация студии. Сотрудников уже неделю не пропускают в здание на рабочие места. Творится беспредел. Власть молчит».
Почему власть молчит — объяснимо. Для нее «важнейшим из искусств» является не кинематограф, а выборы. У «верхов» — то съезды, то разъезды. У творческих «низов» — по-прежнему ноют старые раны. Кому теперь дело до укртелефильмовской «мыльной оперы», которая тянется не один месяц, а просвета не видать?
История эта не единожды перелопачена в Интернете и на газетных полосах (в том числе и на страницах «ЗН»). И если суть свести к блиц-изложению, то конфликт обретет сугубо украинское классическое звучание: «Чия земля? Калитчина!» Потому что многосерийные перипетии — исключительно вокруг лакомых гектаров столичной земли на Левом берегу Днепра, где и расположен обветшалый «Укртелефильм» и где возводится высотный дом (в котором, видимо, хотят «прописаться» все — и те, и другие конфликтующие стороны).
Ветераны «Укртелефильма» во главе с Олегом Биймой, нашим известнейшим кинорежиссером, теперь уж экс-директором студии, по-прежнему утверждают: именно земельный вопрос всех испортил; студию хотят просто стереть с лица… (иной, уже художественный, вопрос — есть ли у студии сегодня свое «лицо»?); а проделки Гостелерадио (в лице Эдуарда Прутника и его окружения), то есть увольнение г-на Биймы — все это возмутительно и незаконно.
И пока в Шевченковском суде города Киева несколько раз переносились заседания по этому делу, на студию, наконец, попали «лучшие друзья украинских кинематографистов»…
Олег Бийма |
Но студия по-прежнему заблокирована. Поэтому мы и решили идти к Кабмину с требованием этот произвол остановить, а студию оставить в покое. Чтобы люди не боялись за свой завтрашний день, не опасались быть выброшенными на улицу. Сейчас на «Укртелефильме» — «их» охрана. То есть, судя по всему, это охрана Гостелерадио. Но такими методами воевать с творческими людьми не просто постыдно, а преступно! Как мне известно, сегодня даже студийных документов нет — их куда-то вывезли… Многие в шоке: где искать трудовые книжки? К сожалению, не все сегодня могут выступить: открыто кто-то опасается, кто-то в отпуске. Но даже те люди, которые пришли под Кабмин — они отстаивают не столько свои творческие интересы, сколько справедливость в этой стране. Мы писали и будем писать открытые письма — в секретариат президента, Луценко, Януковичу, Тимошенко… Говорят, г-на Прутника уже вызывали в секретариат по этому вопросу, но точно подтвердить, был ли он там и есть ли какой-то положительный сдвиг в этом скандальном вопросе, я пока сказать не могу…
Увы, и мы никак не можем прояснить, о чем, собственно, беседовали в секретариате с председателем Гостелерадио Эдуардом Прутником. Возможно, о его творческих планах после выборов? Возможно о «Мегаканале», который давно грозятся создать и на который грезит попасть изгнанные с «Интера» звезды-ведущие? Трудно сказать… К большому начальнику всегда достучаться трудно. И желание поговорить о делах студийных, грешных, попросту записать развернутое интервью на эту тему, пока не венчаются никаким результатом. Хотя даже список вопросов в Гостелерадио персонально Эдуарду Прутнику давно направлен (через нового директора «Укртелефильма» Игоря Кошару). И вот лишь некоторые из этих вопросов г-ну Прутнику:
— Считаете ли вы этичными «маневры» по отношению к одному из именитейших деятелей украинской культуры — режиссеру Олегу Бийме, когда взламываются двери в его кабинет, а его самого увольняют с работы непосредственно в день операции? Это новый стиль руководства или, может, головотяпство ваших подчиненных?
— Одной из главных причин этого конфликта, как известно, стало строительство дома на студийной территории, и в вашу сторону недвусмысленно намекают будто бы проявляете личный интерес к этой стройке. Так ли это?
— Какое непосредственное отношение имеет разорившийся «Фотон» к «Укртелефильму», уж коль их попытались объединить? И есть ли реальная экономическая и художественная польза от такого «тандема»?
— Можно ли внести юридическую ясность в нюансы экономических «грехов» теперь уже экс-руководства «Укртелефильма»? Ведь информация по этому вопросу неоднозначна, в частности г-н Бийма утверждает, что никаких правонарушений не существует.
— Есть ли на сегодняшний день у Гостелерадио внятная и выверенная программа-максимум (или хотя бы минимум) относительного экономического и творческого развития студии? Если «да», то какие главные поступательные шаги на этом пути?
Повторюсь, все эти вопросы пока без ответов.
Тем не менее отдел связей с общественностью Госкомтелерадио намедни предложил СМИ свою концепцию «исторического» увольнения г-на Биймы, согласно приказу председателя комитета от 20 января 2007 года — «за грубое нарушение законодательства и условий контракта».
Основанием послужил акт ревизии финансовой хозяйственной деятельности студии, проведенной Главным контрольно-ревизионным управлением, а также справка комплексной проверки, проведенной рабочей группой Госкомтелерадио (в СМИ также неоднократно циркулировала цифра о расхищении на студии — это около 1 млн. гривен, хотя сведений об открытых уголовных делах пока не засвечено).
Так что снова все при своих «интересах». Униженная группа ветеранов-студийцев митингует под Кабмином: им отведено время — до часу дня и ни секунды дольше. Гостелерадио снимает «свое кино»: в главной роли — автоген. А украинский телевизионный кинематограф, некогда славный своими замечательными экранизациями отечественной классики, мало-помалу вырождается в тупое люмпенское коммерческое мыловарево… В отремонтированных студийных павильонах, кстати, фирма-арендатор уже вовсю снимает «Танцпол» — по мотивам успеха «Танцев со звездами».