«Слава богу, я не музыкальный критик», — думал я после первого киевского выступления группы Esthetic Education. Ломал бы сейчас голову, изобретая термины, чтобы дать определение музыке этой новообразованной формации, 4 сентября ошеломившей публику своим киевским дебютом в «Квартире Бабуин».
Словосочетание Esthetic Education уже несколько месяцев на слуху у музыкально заангажированной аудитории. Первое появление группы в украинском медиапространстве сопровождалось мини-скандалом вокруг творческого кризиса «Океана Эльзы». Тогда, напомню, Юрий Хусточка и Дмитрий Шуров объявили о своем разрыве с остальными «океанами» и пообещали вскоре создать собственный музыкальный проект. Осуществить свое намерение музыканты не замедлили. Не прошло и трех месяцев, как они презентовали свою дебютную пластинку Face Reading, а также соответствующую концертную программу. Первое, что приходит в голову после беглого знакомства с их музыкой, — ребята заметно повзрослели. Вероятно, произошло это в значительной степени под влиянием их нового лидера, загадочного фронтмена Esthetic Education, брюссельца, парижанина, лондонца, москвича, а отныне и киевлянина Луи Франка.
Еще недавно приходилось с грустью констатировать, что сотрудничество наиболее талантливых наших музыкантов с иностранными коллегами происходит в одностороннем (в большинстве своем — эмиграционном) порядке. Традиция наконец-то нарушена. Esthetic Education — полноценный интернациональный проект: украинские музыканты плюс фронтмен-иностранец равняются международному успеху. К тому же украинская музыкальная среда обогатилась еще одной колоритной физиономией. Луи Франк, кажется, в жизни перепробовал все, что положено «культовой личности»: снимал кино, играл в театре, писал музыку к театральным постановкам, в Нью-Йорке тусовался с Моби, в Москве вступил в брак с актрисой Диной Корзун, а также «отбил» у Вакарчука Юрия Хусточку и Дмитрия Шурова. Когда-то Луи снимал видеоклипы к песням «Океана Эльзы», а «океаны» в ответ создавали музыку к его фильмам. Личность этого гражданина тусовочного мира достаточно таинственна, чтобы привлекать к себе не только единомышленников-одиночек, но и тысячи почитателей. Звездность Франка — полная противоположность звездности того же Вакарчука: никакой сценической эротики, никаких мускулов, ни одного слащавого текста. В стильной шапочке, с лицом, обезображенным (украшенным?) ожогами, на сцене Луи ведет себя как интеллектуал от музыки, но это не мешает ему выкидывать кабареточно-опереточные штуки. Дает себя знать актерское образование: не отягощенный каким-либо музыкальным инструментом, Луи способен удерживать внимание не только небольшой клубной сцены, но и большеформатного концертного зала.
Луи Франк — денди в жизни и музыке, одно из редких ныне подтверждений тезиса о том, что человек — это стиль. Причем стиль не только внешний, но и творческий. Как ни ломал я голову над тем, что за невидимый стержень объединяет такие разные и непохожие композиции из Face Reading, не нашел другого ответа, кроме этого достаточно абстрактного слова. Музыку Франка, Хусточки и Шурова нельзя замкнуть в рамках узкого музыкального стиля, а перечень музыкальных школ, имеющих к ней отношение, теряет смысл примерно на десятой позиции. Стиль Esthetic Education — это осознанное наследие всей мировой музыки, это музыка в эпоху, когда, казалось бы, «все комбинации нот исчерпаны». На Face Reading вы услышите парижский шансон (Paris la nuit), русский романс (Guravli i korabli на слова Д.Хармса), британскую психоделику (Thank you), услышите Европу, Африку, Америку, Украину, классику, современность, андеграунд, попсу... Чрезвычайно эклектичный альбом, несмотря ни на что, оставляющий ощущение целостности. Причина, на мой взгляд, одна: ребята врубились в Стиль, преодолев зависимость от разнообразных стилей и стиликов.
Теперь становится понятным, как тесно должно было быть Шурову и Хусточке в пределах «океановского» рокапопса, откуда взялись недавние эксперименты с акустикой, выступления с симфоническими оркестрами и т. п. Их музыкальная культура, кажется, просто зашкалила и преодолела жажду славы, денег и полных стадионов. Юрия Хусточку недаром называют музыкальной энциклопедией, а знаменитые клавишные партии Шурова в океановской «Суперсимметрии» оказались всего лишь зародышами того, что он творит в Esthetic Education. Выжать из пяти нот украинского «Щедрика» весь их драйв, всю этническую мудрость, все тысячелетние эмоции — этого не удалось ни одному из украинских фольк-попсовиков так, как это удалось Шурову в одной из новых песен, не вошедших в диск, но прозвучавших на концерте. В целом же не может не радовать это движение «от стадиона к клубу», охватившее наших музыкантов. Появление Esthetic Education — выразительный знак того, что в Украине наконец-то формируется мощный музыкальный «средний класс», слой между «грандами» и «подпольщиками», который до сих пор был плачевно тонким. Это тот случай, когда потребность в эстетическом воспитании победила требования шоу-бизнеса. В Украине давно сформировался рынок потребителей, для которых, скажем, Suede и Portishead — уже не шокирующие эстетические опыты. А наши музыкальные боссы все никак не осмеливались рискнуть и предложить соответствующий отечественный продукт. Но прорыв, в конце концов, произошел. Не упустить бы теперь — ведь стильная англоязычная группа такого уровня будет охотно востребована в клубах Лондона или Брюсселя.
Перефразируем одного из величайших денди в истории: только ограниченный и необразованный человек не судит о музыкальной группе по обложке ее пластинки. Esthetic Education и здесь выдержали уровень своего эклектичного дендизма. На обложке — некое подобие картинки из учебника по психологии, иллюстрирующей искусство определять характер человека по параметрам его лица. На лице группы Esthetic Education написано еще великое множество неразгаданных тайн.