- Вы три года работали в Париже вместе с Анастасией Вертинской. Несколько слов об этой работе. Чем она была для вас?
- На этот французский проект - создание чеховской школы в Париже собрали деньги французские театральные продюсеры и пригласили ряд известных актеров. Отбор проходил на конкурсной основе. Очень многие были отсеяны. Обучение длилось три года, причем двумя семестрами - зимним и летним. Закончилось все постановкой, своеобразным результатом трехгодичного обучения. Это был спектакль «Чехов. Акт III». Премьера состоялась в театре «Нантер», а изумительные декорации к спектаклю создал Кочергин, художник товстоноговского театра. Это был показ трех самых кульминационных актов в чеховских пьесах, самых решающих, самых эмоциональных, где третий акт - самый взрывной. Мы ставили три акта из самых известных пьес Чехова: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».
- В чем разница между французской и русской школой театральной игры?
- Должен вам сказать, что я лишний раз убедился, что, несмотря на прекраснейшую французскую технику актерской игры, все-таки мне милей (это не абсолютная истина - это моя точка зрения) и я испытываю тягу именно к русской театральной школе, а также к английской. Все-таки им больше понятны метания души и эта маята души. В каждой пьесе мировой драматургии герой ставит перед собой такие проблемы, которые кажутся не разрешимы. Как правило, пьесы заканчиваются смертью героя или каким-то мощным эмоциональным взрывом. И вот ключ к раскрытию этих самых душевных моментов дают именно русская и английская школа. Я в восторге от французских актеров. Но что касается глубинных познаний души, то этого мне в них не хватало.
- Александр Александрович, считаете ли вы роль баснописца Эзопа своей актерской удачей? И как часто вы прибегаете к его языку в повседневной жизни?
- Вы знаете, это из разряда того, как влияют иногда роли на актеров. Я думаю, это одна из тех ролей, которая на меня серьезно повлияла. Благодаря ей я стал внутренне другим. Не потому, что понял, что надо эзоповским языком подходить к каким-то явлениям, камуфлировать свое поведение, чтобы никто не понял, что я хочу. Нет. Но та мудрость, которая есть в жизни самого Эзопа-раба: «Где тут пропасть для свободных людей?» - это его слова. И поэтому, безусловно, эта роль повлияла на мою жизнь.
- В чем вы считаете себя свободным человеком?
- В чем?
- Наиболее свободным, наиболее раскрепощенным. В каком жизненном проявлении?
- Трудно сказать. Чем старше становишься - тем меньше свободы.
- Хочется задать сложный вопрос, который, по крайней мере, очень меня интересует. Могли бы вы послать на войну в Чечне своего сына защищать целостность России?
- Аж сердце заболело. Это - как лечь на рельсы и сказать что-то. Здорово! Хороший вопрос! Вы знаете, не послал бы сына на войну в Чечне. Но если этот вопрос подразумевает такой однозначный ответ - вот мой ответ: не послал бы. Может, это кому-то не нравится...
- Простите заранее за немного банальный вопрос: какие ваши дальнейшие планы, какие поездки, что вас ждет, а также нас вместе с вами?
- Для меня сейчас главное - начать сезон в моем собственном театре на Арбате. Наконец-то есть новая площадка! Этим занят, так сказать: строительно-хозяйственно-административной работой. И - поиском пьес. Хочу, чтобы актеры и зрители были довольны.
- Вы - безумно занятой человек. На вас сейчас такой груз - театр. Но все-таки, наверняка у вас бывают минуты отдыха. Какой вид отдыха вы предпочитаете? Активный или пассивный? На Канарских островах или верхом на верблюде с рюкзаком?
- И там и там, но только пассивный. Лишь бы ничего не делать. Для меня это самое сильное удовольствие, что только может желать моя душа.
- В начале своего творческого вечера сегодня вы посетовали, что довольно редко бываете в Киеве. Поэтому хотелось бы пожелать вам более частых приездов к нам в гости. Хотелось бы, чтобы вы навещали киностудию имени Довженко, чтобы вы сыграли там прекрасные новые роли, чтобы у вас были такие приглашения.
- Большое спасибо. Я Киев очень люблю. Я считаю его одним из красивейших городов мира. Это правда. А не потому, что я гость Киева и обязан говорить подобные вещи. Очень много лет связано с этим городом. С людьми, которые здесь живут, с режиссерами, актерами, которых я знаю. Хотелось бы, чтобы мы не забывали друг друга. Надо просто ездить чаще. Мы к вам, вы к нам.